URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Луначарский А.В. Основы позитивной эстетики Обложка Луначарский А.В. Основы позитивной эстетики
Id: 236004
435 р.

Основы позитивной эстетики Изд. стереотип.

URSS. 2018. 192 с. ISBN 978-5-397-06246-6.
Типографская бумага

Аннотация

Предлагаемая читателю книга представляет собой сборник работ известного советского государственного деятеля, публициста и критика, академика АН СССР А.В.Луначарского (1875–1933), посвященных истории и принципам развития искусства. В статьях, составляющих содержание книги, автор излагает основы позитивной эстетики "со всеми ее выводами в самой сжатой форме" и рассматривает ее мировоззренческие функции; показывает взаимосвязь социальных... (Подробнее)


Содержание
top
Основы позитивной эстетики
Социологические и патологические факторы в истории искусства
Критика
О художнике вообще и некоторых художниках в частности

Вместо предисловия
top

Из всех отраслей психологии эстетика является, быть может, наименее законченной. Задавшись целью наметить основные начала позитивной эстетики, мы не скрываем от себя трудностей такой задачи. Однако задача эта тем более привлекала нас, чем глубже входили мы в вопросы эстетики и чем яснее становилось для нас огромное значение ее законов для смежных областей этики и гносеологии; основные законы эстетики, будучи правильно поняты, бросают яркий свет на всю психологию и могут служить основой целому миросозерцания.

Находя повсюду множество элементов для создания положительной эстетики, сознавая, как близко к решению вопроса о прекрасном и его значении подходили многие из старых и новых мыслителей, мы тем не менее нигде не нашли систематического изложения основ эстетики, которое вполне удовлетворило бы нас. Из отдельных частей нам приходилось строить более или менее самостоятельно. Нам предстоит не излагать существующую уже позитивную эстетику, а конструировать ее в значительной мере сызнова. Ввиду этого, быть может, наиболее рационально было бы изложить наш опыт по эстетике в виде целой книги, предпослав ему критическую историю эстетики и обосновав на признанных авторитетах все, что можно на них обосновать; но по разным причинам мы предпочитаем изложить наши воззрения в сравнительно небольшой статье и дать абрис эстетики со всеми ее выводами в самой сжатой форме. Мы отказываемся совершенно от изложения предшествовавших теорий эстетики, мы не будем указывать, чем мы обязаны тому или другому мыслителю и что принадлежит нам самим: мы предлагаем абрис целого эстетического миросозерцания, так сказать, en bloc, и просим видеть в нем проспект "Системы позитивной эстетики". Если проспект этот окажется заслуживающим внимания и не встретит такой критики, которая бы самому автору показалась сокрушительной, то мы приступим к посильному построению того здания, общим очерком которого является настоящая статья.


Об авторе
top
dop Анатолий Васильевич ЛУНАЧАРСКИЙ (1875–1933)

Видный советский государственный деятель, публицист, критик, искусствовед; академик АН СССР (1930). Родился в Полтаве, в семье крупного чиновника. Учился в Цюрихском университете; слушал курс философии и естествознания под руководством Р.Авенариуса; изучал труды К.Маркса и Ф.Энгельса. Был близок к группе "Освобождение труда", особенно к Г.В.Плеханову. В 1895 г. вступил в РСДРП. Несколько раз арестовывался и высылался. В 1903 г., после раскола партии, стал большевиком. Участвовал в работе III и IV съездов РСДРП. Работал обозревателем западноевропейской литературы во многих российских газетах и журналах. В 1909 г. принял активное участие в организации крайне левой группы "отзовистов"; в дальнейшем, вплоть до 1917 г., пребывал вне фракций. После Октябрьской революции, в 1917–1929 гг., занимал пост наркома просвещения. С 1929 г. председатель Ученого комитета при ЦИК СССР. В 1933 г. был назначен полпредом СССР в Испании.

Будучи человеком энциклопедических знаний, А.В.Луначарский внес огромный вклад в дело создания социалистической культуры. С его именем связаны формирование системы народного образования, перестройка научных учреждений, театра, кино, издательского дела. Он также играл роль связующего моста с западным культурным миром; благодаря ему в Москву приезжали или переписывались с наркомом выдающиеся писатели – А.Барбюс, Г.Уэллс, Б.Шоу, Р.Роллан, Э.Синклер, С.Цвейг и другие. Известность получили его труды по общетеоретическим вопросам культуры, особенно художественной, а также по литературоведению, театроведению, эстетике, педагогике. В работе "Основы позитивной эстетики" (1904) он дал понятие идеала жизни – свободного, гармоничного, открытого для творчества; в книге "История западноевропейской литературы в ее важнейших моментах" (1924) охарактеризовал творчество многих известных писателей Западной Европы.