URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Красносельцев Н.Ф. К истории православного богослужения: По поводу некоторых церковных служб и обрядов, ныне не употребляющихся
Id: 122067
 
225 руб.

К истории православного богослужения: По поводу некоторых церковных служб и обрядов, ныне не употребляющихся. Изд.2

URSS. 2011. 250 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-01853-1. Уценка. Состояние: 5-. Обложка: 4+. Блок текста: 5.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1889 г.)

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга выдающегося историка церкви и археолога Н.Ф.Красносельцева (1845--1898), в которой он проводит критическое исследование текста и состава древнерусских богослужебных книг и содержащихся в них чинопоследований. Автор ставит своей целью показать происходившее в богослужении русской церкви постоянное движение, выражавшееся в более или менее частых переменах, осложнениях и сокращениях, отменах и нововведениях и т.п., изучить это движение во всех его подробностях и во всем объеме, указать точные даты перемен и преобразований, а также определить условия их происхождения. В работе исследуются тексты следующих чинопоследований: обряд вступления на паству нового архиерея, чин новолетия, действо Страшного суда, омовение святой трапезы в Великий четверток, общее маслоосвящение в Великий четверток и субботу, молитвы об оглашенных за утреней и вечерней и обряд оглашения в Великую пятницу, чин пострижения черниц, чин пения молебна за болящего, чин погребения священников и архиереев, а также чин и устав об основании городов и крепостей. Н.Ф.Красносельцев указывает время появления каждого последования и происходившие в нем изменения. Материал для данной работы был по преимуществу собран автором при описании рукописей библиотеки Соловецкого монастыря.

Книга рекомендуется историкам, теологам, религиоведам, студентам богословских факультетов, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей русской православной церкви.


 Оглавление

Введение
I.  Обряды вступления на паству нового архиерея
II.  Чинь новолетия
III.  Действо страшнаго суда
IV.  Омовение св. трапезы въ великий четвертокъ
V.  Общее маслосвящение въ вел. четвертокъ и субботу
VI.  Молитвы объ оглашенныхъ за утреней и вечерней и обрядъ оглашения въ великую пятницу
VII.  Чинь пострижения черницъ
VIII.  Чинъ, како молебенъ пети за болящаго
IX.  Чинь погребения священниковъ и apxиереевь
X.  Чинъ окладовати градъ

 Из введения

Изследование состава и текста древнихъ богослужебныхъ книгъ нашей православной церкви составляетъ одну изъ самыхъ настоятельныхъ нуждъ современной литургической науки. Хотя и въ прежнее время предметъ этотг возбуждалъ по временамъ внимание нашихъ ученыхъ и вызывалъ даже появление книгъ, посвященныхъ его разсмотрению, но наука отъ этого не много выигрывала. Составители этихъ книгъ имели большею частию только практическую, а именно миссионерскую, противураскольническую цель. Въ интересахъ достижения этой цели, они сделали очень много, но все сделанное ими имеетъ главнымъ образомъ практическое, противураскольническое значение. Между темъ въ на стоящее время въ указанной области выступаетъ на первый планъ интересъ чисто научный и особенно историко-археологический. Сравнениемъ доказано, что употребляющияся у насъ ныне, исправленныя при патриархе Никоне, книги во многомъ разнятся отъ употреблявшихся до Никона, а различныя издания этихъ последних отличаются друга отъ друга и отъ книгъ рукописныхъ XVI в., современныхъ введению у насъ книгопечатания; рукописныя книги XV--XVII вв. въ свою очередь отличаются во многомъ отъ таковыхъ же книгъ XIV--ХIII в. и т.д. Фактъ этотъ показываетъ, что богослужение наше приняло свой современный видъ не вдругъ, а постепенно, что православная наша церковь, принявъ отъ грековъ, вместе съ учениемъ православной веры, и богослужение, никогда не отождествляла последняго съ первымъ и никогда не смотрела на богослужебные обряды такъ, какъ смотрятъ на нихъ наши раскольники, т.е. какъ на нечто столь же неприкосновенное и неизменное, какъ и догматъ. Находясь въ постоянномъ общении съ церковью православною греческою, церковь русская неуклонно следовала за первою и въ области обрядовъ. Перемены и усовершенствования въ этой области, происходившия въ Греции, особенно въ великой константинопольской церкви и на Аооне, скоро переходили и въ русскую церковъ, частию непосредственно отъ cамиxг грековъ, частию чрезъ посредство сербовъ и болгаръ. Но, стараясь постоянно о согласовании обрядовъ русскаго богослужения съ обрядами богослужения греческаго, русская церковь, по требованию обстоятельствъ, привносила въ эту область и нечто новое и своеобразное. Словомъ, въ богослужении русской церкви, какъ и церкви греческой, происходило постоянное движение, выражавшееся въ более или менее частыхъ переменахъ, осложненияхъ и сокращенияхъ, отменахъ и нововведенияхъ и т.п. Изучитъ это движение во всехъ его подробностяхъ и во всемъ его объеме, указать точныя даты переменъ и преобразований и определить условия ихъ происхождения весьма важно не только съ точки зрения историко-археологической, но и чисто литургической, т.е. въ интересахъ выяснения особенностей современнаго состояния нашего богослужения. Но все это возможно только при условии критическаго изследования текста и состава нашихъ древнихъ богослужебныхъ книгъ и содержащихся въ нихъ чинопоследований. Въ этомъ направлении у насъ сделано сравнительно очень мало, но не потому только, что нужда въ изследованияхъ указаннаго рода начала выясняеться только съ недавняго времени, а потому, главнымъ образомъ, что материалъ находится въ рукописяхъ и весьма мало доступенъ...


 Об авторе

Николай Фомич КРАСНОСЕЛЬЦЕВ (1845--1898)

Выдающийся русский историк церкви и археолог. Родился в селе Верхусолье Самарской губернии, в семье священника. Учился в Бугульминском и Уфимском духовных училищах, Уфимской духовной семинарии, а с 1866 г. -- в Казанской духовной академии, которую окончил в 1870 г. За кандидатское сочинение "Западные миссии против татар-язычников и особенно против татар-мусульман" (1872) был удостоен степени магистра богословия. С 1870 г. -- преподаватель Священного Писания и татарского языка в Самарской духовной семинарии. В 1871 г. занял кафедру литургики и церковной археологии Казанской духовной академии. В 1881 г. посетил Италию, Францию и Германию, где изучал памятники христианской древности; в 1888 г. путешествовал с той же целью по Востоку. С 1883 г. -- управляющий делами, редактор, цензор журнала "Православный собеседник". С 1884 г. -- профессор Казанской духовной академии, с 1889 г. -- экстраординарный профессор церковной истории Новороссийского университета в Одессе. В 1893 г. удостоен степени доктора церковной истории.

Разыскивая литургический материал в отечественных и зарубежных библиотеках, Н.Ф.Красносельцев собрал много малоизвестных и вовсе неизвестных сведений по истории литургии; он опубликовал открытые им подробные уставы литургии XIII--XIV вв. на греческом и церковнославянском языках. Главный литургический труд Н.Ф.Красносельцева -- "Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки с замечаниями о составе и особенностях богослужебных чинопоследований, в них содержащихся" -- вышел в свет в 1885 г. За этот труд в 1886 г. ему была присуждена премия митрополита Макария. Он также составил описание литургических памятников Соловецкой библиотеки, вошедшее по частям в первые три тома "Описания рукописей Соловецкой библиотеки". Известность получили его книги "Очерки по истории христианского храма" (1881), "К истории православного богослужения" (1889), "О древних литургических толкованиях" (1894) и другие.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце