URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Аксаков К.С. Из истории русской литературы и русского языка: Ты каких родов, да каких городов?
Id: 121977
 
197 руб.

Из истории русской литературы и русского языка: Ты каких родов, да каких городов?

URSS. 2011. 176 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-01847-0.

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга выдающегося русского филолога, историка, публициста и поэта, литературного критика К.С.Аксакова (1817--1860), в которую вошли его избранные историко-литературные работы. Автор рассуждает о великом значении М.В.Ломоносова в истории русской литературы и русского языка; рассматривает предания о богатырях времен великого князя Владимира, содержащиеся в песнях и сказках русского народа; анализирует поэму Н.В.Гоголя "Мертвые души"; размышляет о роли народного, в частности русского, воззрения в литературе и его соотношении с общечеловеческим воззрением. Кроме того, К.С.Аксаков проводит подробный обзор современной ему литературы, характеризуя творчество таких русских поэтов и писателей XIX века, как Н.А.Некрасов, Я.П.Полонский, А.А.Фет, А.Н.Майков, А.К.Толстой, И.С.Тургенев, А.Ф.Писемский, А.Н.Островский, Л.Н.Толстой и другие.

Книга рекомендуется литературоведам, историкам языка, филологам различных специальностей, культурологам, а также всем, кого интересуют вопросы истории русского языка и литературы.


 Содержание

Ломоносов в истории русской литературы и русского языка
Богатыри времен великого князя Владимира по русским песням
Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души
Объяснение
О русском воззрении
Еще несколько слов о русском воззрении
Обозрение современной литературы

 Богатыри времен великого князя Владимира по русским песням (отрывок)

"...Се же пакы творяще людям своим по вся недели; устави на дворе в гриднице пир творити к приходить болярам и гридем и съцьским и десяцькым и нарочитым можем, при князе и без князя: бываше множество от мяс и от скота и от зверины, бяше по изобилию от всего".

Так говорит летопись о великом князе Владимире. Эта приветливая, пиршественная сторона его жизни перешла в народные песни. Владимир удержался в памяти народного, как радушный, ласковый хозяин, к которому всё собиралось на пир, не только изо всего Киева, но и со всех сторон русской земли. Владимир созывал "старейшины по всем градом и люди многы", говорится в другом месте летописи. И отовсюду ехали Н; нему гости. -- Нераздельно с его пирами соединено сказание о славных богатырях, о могучих гостях Владимира, сказание, удержанное народом и сохраненное им в полнейшем и подробнейшем виде, чем в летописи; летопись упоминает только об Александре Поповиче, Рахдае, о разбойнике Могуте, об Яне Усмошвеце. Но песни говорят о многих других. -- Итак, великий князь Владимир, добрый и ласковый, гостеприимный и пирующий, постоянно окруженный гостями и богатырями, пришедшими со всех сторон русской земли, соединяющий всех их около себя и всех радующий приветом и празднеством, -- живо остался в памяти и песнях народных с постоянным эпитетом своим "красное солнце", эпитетом, а котором выражается благотворное и вместе всерусское значение великого князя Владимира. В самом деле, с мыслью о нем соединена мысль о все собирающем вокруг себя и во все стороны простирающемся жизненном начале, о том истинном начале жизни, которое даруется православною христианскою верою.

Обратимся теперь к самим песням; скажем наперед, что здесь дело будет идти не об историческом, а о сказочном и песенном Владимире и вообще о целом сказочном мире той эпохи. Но этот сказочный мир также очень важен и состоит в непременной связи и с историческим, он показывает, как взглянул на человека или дело народ, что поразило народную память и воображение.

Предания о богатырях и времени Владимировом находятся в песнях и сказках, отчасти изданных, отчасти записанных, а отчасти живущих только в устах народа. Из всех изданных сборников русских песен самый замечательный это сборник, означенный именем Кирши Данилова, которое мы за ним и удержим. Он служит главным источником всех сведений наших по части песен о богатырях и времени Владимировом.

Общая поэтическая словесная форма этих сказаний о богатырях есть песня. Но русская наша песня -- такая стихотворная форма, которую сами мы еще недовольно себе объяснили. Наша русская песня (то есть народная) не есть определенное стихотворение и не имеет определенного метра, отделяющего ее от прозы. Между русскою прозою и русским стихом нет ярко проведенного рубежа, как то встречается у других народов. Отдельной, заранее готовой стихотворной формы, в которую можно было бы отливать слова, -- нет у нас. Слово само должно отделяться от обыденной речи непоэтической, называемой прозою, и давать себе прямую гармоническую форму, доходить до стиха; так что процесс образования поэтической речи или стиха совершается тут же, и стих возникает из прозы, как скоро поэтическая сила вдохновения подымает слово. Заранее готовой, условной формы стихотворения мы не имеем: но зато мы имеем живое стихотворные слово. Поэтому нельзя найти ровных рамок для русской песни, поэтому нельзя писать русскими стихами (хотя это выражение употребляется писателями), ибо заранее известных форм этих стихов не существует. Надо в самом деле одушевиться гармонией мысли и слова, в самом деле стать поэтом на ту минуту, и слово примет гармонический изящный стихотворный вид; без того поэтическое слово человеку не дастся, как дается оно при определенных размерах, наводнивших из чужих стран нашу литературу и расплодивших множество стихотворцев. В пример сказанного нами вдохновенности живого русского слова можем привести грамоту Гермогена, где, говоря о том, как свели царя Василья с престола, он выражается:

Солгалось про старых то слово,
Что красота граду старые мужи.

В этих строках уже слышен размер -- слышна гармония самого слова, и мы нарочно написали их стихами. Подобных примеров довольно в наших грамотах...


 Об авторе

Константин Сергеевич АКСАКОВ (1817--1860)

Выдающийся русский историк, филолог, публицист и поэт, литературный критик, один из основоположников славянофильского движения. Родился в селе Ново-Аксаково Оренбургской губернии, в семье известного писателя С.Т.Аксакова. Окончил словесный факультет Московского университета (1835). В 1840-е гг. сблизился с А.С.Хомяковым и стал одним из виднейших идеологов славянофильства, пропагандистом идеи преобразования русского общества на народных, самобытных началах. В 1847 г. защитил диссертацию "Ломоносов в истории русской литературы и русского языка". Занимался публицистикой, филологией, историей. В 1855 г. подал императору Александру II "Записку о внутреннем состоянии России", где обосновывал неограниченное законодательное право монарха, а для народа -- возможность свободно высказывать свое мнение. В 1857 г. редактировал газету "Молва". Полный сил и здоровья, К.С.Аксаков не смог смириться со смертью отца в 1859 г., заболел чахоткой и в 1860 г. умер в Греции.

Литературная деятельность К.С.Аксакова была обширна и разнообразна - его историко-филологические исследования и критические статьи издавались отдельными книгами и печатались во многих газетах, журналах и сборниках. Свою историческую концепцию он противопоставлял западническим взглядам С.М.Соловьева, К.Д.Кавелина и Б.Н.Чичерина. История России, по его мнению, принципиально отлична от истории других стран Европы. Противопоставление двух главных движущих сил истории, народа (земли) и государства (власти) -- ведущая мысль Аксакова: в Западной Европе эти две силы незаконно смешались, народ стремился к власти и в борьбе возник конституционный строй; в России же народ и государство мирно сосуществовали вплоть до реформ Петра I, когда государство начало теснить "землю". Филологические труды К.С.Аксакова выявляли национальные особенности грамматического строя русского языка и содержали оригинальное понимание многих категорий русской грамматики.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце