URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Степанов Ю.С. Основы общего языкознания
Id: 121786
 
335 руб.

Основы общего языкознания. Изд.3

URSS. 2011. 272 с. Мягкая обложкаISBN 978-5-397-01842-5. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.

 Аннотация

Настоящая книга посвящена изложению основ общего языкознания. Автор рассматривает основные положения лингвистики и освещает глубинные принципы языка и науки о языке: принцип общественной природы и знаковой организации языка; принцип естественности абстракции в языке и в науке о языке, основанной на иерархической организации языка; принцип центральной роли человека в языке и др. Книга состоит из трех разделов. Первый раздел, в котором рассматриваются единицы языка и система языка, включает материал по лексике и семантике, фонетике и грамматике. Во втором разделе исследуется соотношение языка и общества. Обсуждается вопрос о происхождении языка; описываются языки, существовавшие до эпохи образования наций, и национальные языки. Третий раздел посвящен изучению языка как объекта теории; в нем рассматриваются общие понятия лингвистической теории, виды лингвистических структур, а также постулаты современного языкознания.

Пособие предназначено для студентов и аспирантов филологических факультетов вузов, преподавателей языковедческих дисциплин; может быть полезно широкому кругу читателей, интересующихся наукой о языке.


 Оглавление

Предисловие

ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА И СИСТЕМА ЯЗЫКА  

ЛЕКСИКА И СЕМАНТИКА
Глава 1. Отдельное слово
 § 1. Общие замечания. План содержания языка и лексика. Лексикология и семасиология
 § 2. Отдельное слово. Семантический треугольник. Понятие о денотате (референте) и сигнификате
 § 3. Значение слова. Слово и понятие
 § 4. Вариации слова. Синоним, термин, метафора как пределы вариаций в трех разных отношениях
 § 5. Система значений одного слова. Многозначность, или полисемия
 § 6. Семантическое развитие слова
Глава II. Группы и системы слов
 § 7. Простейшие группы слов. Омонимия
 § 8. Простые группы слов. Антонимия
 § 9. Более сложные группы слов. Синонимия
 § 10. Омонимо-синонимические группы слов. Паронимия. Омонимия и синонимия как две "оси" в системе языка
 § 11. Антонимо-синонимические группы слов. Введение понятий оппозиции, дифференциального признака, структуры, систем
 § 12. Еще раз семантический треугольник. Понятие о десигнате
 § 13. Процесс называния. Понятие о внутренней форме слова и этимологии
 § 14. Лексические и семантические поля. Понятие о сочетаемости слов и дистрибуции
 § 15. Вся лексика как система. Словари-тезаурусы
Глава III. Непредельные (недискретные) единицы лексики. Фразеология
 § 16. Общее понятие о недискретных единицах лексики. Устойчивые и фразеологические словосочетания
 § 17. Классификация фразеологических единиц с точки зрения их происхождения
 § 18. Классификация фразеологических единиц с точки зрения их связи с лексикой в целом
 § 19. Категории омонимии, антонимии, синонимии, метафоры в сфере словосочетаний
 § 20. Библиография и краткие сведения об авторах к разделу "Лексика и семантика"
ФОНЕТИКА
Глава I. Звуки речи и их классификация
 § 21. Звуки вообще и звуки человеческой речи
 § 22. Классификация звуков речи. Артикуляторная и акустическая классификация
 § 23. Универсальные дихотомические классификации
Глава II. Выделение и определение фонем
 § 24. Выделение фонем из многообразия звуков речи
 § 25. Выделение огнем способом устранения различий. Минимальные пары
 § 26. Предельный случай минимальных пар -- фонема как форма отдельного слова
 § 27. Выделение фонем способом усиления различий. Понятие о сочетаемости, или дистрибуции. Понятие о дополнительной дистрибуции
Глава III. Группы и системы фонем
 § 28. Некоторые общие вопросы. Системы фонем и системы значений (и слов), их аналогии
 § 29. Элементарные оппозиции фонем. Дифференциальные и интегральные признаки фонем
 § 30. Системы из элементарных оппозиций. Корреляции
 § 31. Весь фонемный состав как система
 § 32. Фонемы в сильных и слабых позициях. Группировки фонем по различительной силе
Глава IV. Непредельные (недискретные) фонетические единицы
 § 33. Общее понятие о непредельных фонетических единицах
 § 34. Слог
 § 35. Фонетическое слово, фраза, высказывание
 § 36. Фонетическое содержание слога (сила, тон, длительность и т.д
 § 37. Сила слога. Силовое, или динамическое, ударение
 § 38. Тон слога. Языки с этимологическими тонами. Языки с морфологическими тонами. Языки с тоновым, или музыкальным, ударение
 § 39. Движение тона в пределах слога. Слоговые интонации
 § 40. Длительность, или долгота, слога. Долготное ударение. Язык и стих
 § 41. Гармония гласных и согласных в пределах слога. Диезность и бемольность слога. Переразложение слогов и слов
 § 42. Гармония гласных и согласных в пределах слова. Сингармонизм. Ассимиляции и диссимиляции
 § 43. Библиография и краткие сведения об авторах к разделу "Фонетика"
ГРАММАТИКА
Глава 1. От фонетики к грамматике. Грамматическая форма
 § 44. Грамматика как сочленение формы плана содержания и формы плана выражения. Введение понятия о грамматической категории
 § 45. От фонетики к грамматике. Предельная грамматическая форма -- морф
 § 46. Группировка морфов в морфемы. Понятие морфемы
 § 47. Омонимия, антонимия и синонимия в грамматике. Оппозиции морфем
 § 48. Непредельные фонетические единицы в их отношении к морфам и морфемам
Глава II. От лексики к грамматике. Грамматическое значение. Типы грамматических категорий
 § 49. Предварительные замечания. Три типа грамматической абстракции -- номинация, предикация, локация
 § 50. Номинация. Именные и глагольные классы
 § 51. Предикация. Элементарные синтаксические связи. Строение предложения
 § 52. Локация. Принцип 'я -- здесь -- сейчас'. Категории времени, лица, числа и падежа
 § 53. Резюме. Общие связи грамматики с лексикой
Глава III. Грамматическая категория как единство категориального значения и грамматических форм
 § 54. Вводные замечания. Вопрос о "степенях существования" грамматической категории. Понятие элементарного грамматического значения, или "граммемы"
 § 55. Иерархия в строении грамматической категории
Глава IV. Словообразование
 § 56. Предварительные замечания
 § 57. Механизм словообразования. Словообразовательная корреляция
 § 58. Различные типы словообразовательных корреляций
 § 59. Словообразование как промежуточная система между лексикой и грамматикой
 § 60. Библиография и краткие сведения об авторах к разделу "Грамматика"

ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО  

Глава I. Общие вопросы
 § 61. Вопрос о происхождении языка
 § 62. Язык, народ, раса..
 § 63. Язык и общественно-экономический уклад
Глава II. Языки до эпохи образования наций
 § 64. Языки первобытнообщинного строя. Их внутренние особенности (женские языки, табу и др.)
 § 65. Языки первобытнообщинного строя (внешние контакты, скрещивание и др.)
 § 66. Языки древнейших и древних государств. Появление понятий нормы И стиля
 § 67. Языки феодальных обществ
Глава III. Языки в эпоху образования наций
 § 68. Языки эпохи образования наций. Национальный язык и литературный язык. Национальный язык и диалекты. Социальные диалекты, жаргоны
 § 69. Национальный язык и его стили
 § 70. Межнациональное общение и современные языковые союзы
 § 71. Библиография к разделу "Язык и общество"

ЯЗЫК КАК ОБЪЕКТ ТЕОРИИ  

Глава I. Общие понятия лингвистической теории
 § 72. Вводные замечания о соотношении языка как наблюдаемого явления и языка как абстрактного объекта теории
 § 73. Уровни языка и единицы языка
 § 74. Предельные и непредельные единицы языка
 § 75. Два типа общих отношений в языке -- парадигматика и синтагматика
 § 76. Структура и система
Глава II. Виды лингвистических структур
 § 77. Вводные замечания
 § 78. Дистрибуция и дистрибутивная структура
 § 79. Оппозиция и оппозитивная структура
 § 80. Функтив и функтивная структура
 § 81. Порождающий процесс и порождающая (генеративная)
 § 82. Знак и семиотическая структура
Глава III. Постулаты современной лингвистики
 § 83. Что такое постулат?
 § 84. I. Постулат о тождествах-различиях
 § 86. II. Постулат о синтагматике-парадигматике
 § 86. III. Постулат о синхронии-диахронии
 § 87. IV. Постулат о произвольности-непроизвольности знака
 § 88. Библиография к разделу "Язык как объект теории"

 Предисловие

Несколько слов об "Основах общего языкознания" как учебном пособии. Первое издание ("Основы языкознания", 1966 г.) преследовало цель изложить предмет наиболее компактным и экономным способом. Цель определяла композицию -- от абстрактного к конкретному. Восьмилетний опыт работы многих высших учебных заведений по этой книге показал, что цель достигнута, но ценой легкости изложения. Для студентов младших курсов, в средней школе плохо подготовленных к усвоению абстрактного лингвистического материала, книга нередко трудновата, и она используется главным образом на старших курсах.

Второе издание не отрицает первого. Читателю предлагается по существу новая книга, перед которой ставятся иные задачи. Методическая задача состоит в том, чтобы изложить предмет наиболее естественным, а значит, и более легким способом. Новой цели отвечает новая композиция -- от конкретного к абстрактному. Трехчастное деление книги сохранено, но начальной части первого издания ("Структура") соответствует в новом издании последняя, третья часть ("Язык как объект теории"). Второй части ("Норма") соответствует теперь также вторая часть ("Язык и общество"). Прежняя третья часть ("Индивидуальная речь") вошла одним из компонентов в новую первую часть ("Единицы языка и система языка"). Части существенно изменились и в их содержании. Как видно уже из сопоставления заголовков, прежние разделы вошли лишь как составные доли в более широкие по содержанию новые разделы.

Предлагаемая книга отвечает действующим программам по языкознанию. В большинстве институтов и университетов нашей страны читаются два основных языковедческих курса -- "Введение в языкознание" на первом году обучения, "Общее языкознание" на четвертом году. При такой системе первая часть книги, "Единицы языка и система языка", является учебным пособием по курсу "Введение в языкознание", третья часть, "Язык как объект теории", -- по курсу "Общее языкознание". Средняя часть, "Язык и общество", может быть, в зависимости от индивидуального построения курсов, отнесена либо к тому, либо к другому.

Вместе с тем автор учитывал новую, прогрессивную тенденцию в нашем высшем образовании -- тенденцию к большей компактности читаемых курсов, к устранению излишнего дублирования, к экономии непроизводительных затрат времени преподавателя и студента. Более того, он хотел бы своей книгой способствовать укреплению этой тенденции. При таком подходе рекомендуется вместо двух упомянутых выше курсов читать один -- "Общее языкознание" (или "Основы общего языкознания"), на третьем году обучения (с возможным распространением во второй семестр второго года или первый семестр четвертого года): занятия по русскому и иностранным языкам дают необходимый предварительный, "пропедевтический" материал. Эта система, уже проверенная не одним годом работы, требует единого учебного пособия по единому курсу. Предлагаемая книга мыслится как такое пособие.

Кое-что об "Основах общего языкознания" как книге по теории языка. Двузначное, даже несколько двусмысленное слово "основы" означает, во-первых, главные, необходимые положения, без которых нельзя обойтись при изложении той или иной науки; во-вторых, основные принципы, на которых покоится все здание этой науки, ее основание, полное освещение которых нередко выходит за пределы данной науки в соседние области знания. Как известно, например, "основания математики" не входят в содержание основных математических курсов и исследуются на стыке двух наук -- математики и логики.

Особенность этой книги состоит в том, что оба значения слова "основы" отвечают ее содержанию. В соответствии с первым книга излагает общее достояние современного языкознания -- его основные положения, добытые грудами многих лингвистов и целых национальных школ. В соответствии со вторым значением автор стремился осветить глубинные принципы языка и науки о языке. Часть их носит общий характер и достаточно хорошо исследована, таковы принципы общественной природы и знаковой организации языка. Часть же осознавалась реже и до сих пор еще не исследовалась даже в теоретических работах. Назовем хотя бы такие принципы, как естественность восхождения от конкретного к абстрактному, естественность абстракции в языке и в науке о языке, основанная на иерархической организации языка; центральная роль человeка в языке, притом человека социального; два вида анализа -- анализ дискретный (предельный) и недискретный (непредельный), основанные на двух типах объективных отношений языковых единиц -- сегментации и интеграции, и т.д. Не все эти положения в книге отдельно формулируются и ни одно не доказывается специально. Автор разделяет мысль Паскаля: принципы не доказываются подобно теоремам в математике, их надо почувствовать, а затем осознать. В том, чтобы дать почувствовать и осознать некоторые основные принципы, состоит теоретическое назначение этой книги.


 Об авторе

Юрий Сергеевич СТЕПАНОВ

Доктор филологических наук, профессор, академик (действительный член) Российской академии наук (с 1990 г.).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце