URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Жилин В.И. Синергетический сциентизм: Критический анализ философско-методологических оснований
Id: 121582
 
224 руб.

Синергетический сциентизм: Критический анализ философско-методологических оснований

URSS. 2011. 192 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-396-00340-8.

 Аннотация

В настоящей монографии рассматриваются онтологические основания синергетики, выявляются принципиальные различия между физико-математическим и синергетическим описанием открытых нелинейных диссипативных систем; выясняется аргументированность претензий синергетики на "междисциплинарность". Автор утверждает, что синергетическая междисциплинарность достигается посредством традиционных для софистики и эклектики методов: деформации и подмены понятий, использования многозначных терминов, а также необоснованного заимствования идей из физики открытых нелинейных диссипативных систем. В результате философско-методологического анализа педагогического дискурса, в рамках которого идеи синергетики рассматриваются в качестве методологической основы образования, автор демонстрирует абсурдность большинства "синергетических" высказываний применительно к образованию, их неадекватность педагогическим явлениям.

Книга адресована специалистам в области философии и методологии науки; ученым-гуманитариям, для которых синергетика представляется средством, способным решить все экономические, социально-политические, экологические, демографические, психолого-педагогические и экзистенциальные проблемы общества и отдельной личности.


 Оглавление

Введение
Глава 1. Категориальный каркас синергетики как физико-математической науки и его деформации
 § 1.Категориальный каркас синергетики как физико-математической науки
 § 2.Расширение объема научных понятий как фактор деформации синергетики
 § 3.Методологические механизмы деформации синергетики в синергетический сциентизм
Глава 2. Социокультурные и методологические основания синергетического сциентизма
 § 1.Основные виды сциентизма
 § 2.Идеологические предпосылки синергетического сциентизма
 § 3.Методологический плюрализм как основание синергетического сциентизма
Глава 3. Кибернетика и синергетический сциентизм в образовательном процессе
 § 1.Самоорганизация в кибернетических и синергетических системах
 § 2.Кибернетические и синергетические образовательные системы
 § 3.Критика основных положений педагогической синергетики
Заключение

 Введение

Жесткие технологические подходы индустриального общества, культивируемые и в социогуманитарной сфере, как показала практика, оказались несостоятельными. Испробовав различные методологические основы познания и организации практики, исследователи, потеряв фундаментальную платформу своего профессионального бытия, начали генерировать всевозможные идеи и искать спасение вне традиционных методологий. Одним из таких "спасительных средств" была выбрана синергетика.

Зародившись в недрах физики, химии и математики, синергетика стала претендовать на междисциплинарность, внедряя свои идеи и методы в традиционно устоявшиеся предметные области.

Как правило, в большинстве публикаций, в которых идеи синергетики переносятся в социогуманитарную область, перечисляются условия, ведущие к самоорганизации и саморазвитию в неживой природе. К таковым чаще всего относят открытость системы, нелинейность, кооперативное поведение ее элементов, наличие флуктуаций, усиление отклонений от неустойчивых состояний и превышение ими некоторых критических значений. При этом, однако, обнаруживаются неточности в употреблении терминологии, подмена понятий и необоснованный перенос содержаний понятий полисемичных терминов. Так переходят в социально-гуманитарную область такие базовые для синергетического течения понятия, как "самоорганизация", "открытая система", "энтропия", "информация", "нелинейность" и др. В этой связи возникает необходимость философского осмысления методологической обоснованности такого рода междисциплинарности.

Следует заметить, что в человеческой истории не в первый раз возникает желание и, соответственно, идеи, теории и модели, претендующие на всеобщий охват в описании мира, его спасение. Это относится и к претензиям некоторых представителей науки, которые воплотились в сциентических настроениях. Механицизм, физикализм, биологизм, кибернетизм, предшествуя синергетизму -- современной фазе сциентизма, уже неоднократно демонстрировали не только свою ограниченность в описании мира, но и опасность, которая вытекает из монистического взгляда, особенно при описании социальных явлений.

В этой связи особый интерес и, соответственно, актуальность приобретает не только выявление идеологических предпосылок синергетического сциентизма, но и выяснение методологических механизмов перерождения вполне либерально-демократического философско-методологического плюрализма в тотальный сциентизм. Это предопределяет насущную потребность в раскрытии методологических приемов, которые не только деформировали понятия с ясным содержанием и резким объемом из предметных естественно-научных областей, сделав их размытыми и неопределенными, но и трансформировали науку о нелинейных открытых диссипативных системах в сциентическое течение.

Такие приемы хотя и разнообразны, но счетны и вполне осознаваемы в рамках рационалистической традиции. Среди такого рода приемов следует признать подмену понятий, созвучие, полисемию терминов, используемых в синергетике и кибернетике, которая нередко ведет к смешению понятий, к необдуманному и необоснованному переносу идей синергетики на системы кибернетического типа, системы управляемые и/или саморегулируемые, что предопределяет существенное искажение в описании действительности, и настоятельно требует сравнительного анализа содержания и объема понятий представленных тождественными терминами в этих областях.

Особое беспокойство вызывает внедрение деформированных синергетических понятий и идей в образование, в сферу с традиционно сложившейся методологией и моделями, которые отличает целеустремленность, функционализм, наличие управления, тонкая и деликатная настройка. Это беспокойство обусловлено тем, что попытки синергетизации образования посредством "самоорганизации" "без каких-либо усилий" могут привести к разрушению всего общественного института, созданного человечеством для передачи опыта предшествующих поколений.

Традиционно сциентизм разворачивался в двух направлениях -- направлении редукции (онтологический сциентизм) и системном (общесистемном, междисциплинарном) направлении (методологический сциентизм), которые имели своих сторонников, как в предметных областях, так и в философии. Синергетика, претендуя на междисциплинарный статус, с одной стороны, опирается на фундаментальные работы в области физики, химии и математики по изучению открытых нелинейных диссипативных систем, устойчивости движения, теории катастроф, которые выполнены А.А.Андроновым, В.И.Арнольдом, Г.Б.Басовым, Б.П.Белоусовым, Н.Н.Боголюбовым, Ф.Вареллой, А.М.Жаботинским, Я.Б.Зельдовичем, Г.Р.Иваницким, Ю.Л.Климонтовичем, А.Н.Колмогоровым, Н.С.Крыловым, С.П.Курдюмовым, Э.Лоренцом, А.М.Ляпуновым, Л.И.Мандельштамом, У.Матураной, И.Р.Пригожиным, А.М.Прохоровым, А.Пуанкаре, А.П.Руденко, Ч.Таунсом, А.Н.Тихоновым, Р.Томом, А.М.Тьюрингом, Э.Ферми, Г.Хакеном, Д.С.Чернавским и др.; с другой стороны, ссылается на ранее сложившиеся концепции и теории системных исследований, в которых заложены фундаментальные методологические основы в познании и описании систем различного уровня, определен гносеологический статус системного подхода, разработана и утверждена идея о диалектической природе сложных и высокоорганизованных систем, а также идея единства принципов системности и развития (работы В.Г.Афанасьева, Л.фон Берталанфи, Б.В.Бирюкова, И.В.Блауберга, А.А.Богданова, Н.Винера, М.Месаровича, В.С.Тюхтина, А.И.Уемова, Ю.А.Урманцева, Ю.А.Шрейдера, Г.П.Щедровицкого, Б.Г.Юдина и др.).

Системный подход, различные варианты общих теорий систем занимают в своем эпистемологическом и методологическом ранге положение между философией и предметными областями, объединяя различные дисциплины общими понятиями "система" или "объект-система", "связь" или "отношение" и фундаментальной системной методологией переноса знаний через моделирование на основе аналогий и гомоморфизмов. Междисциплинарность синергетики носит иной характер и разворачивается в "горизонтальном направлении". В настоящее время синергетика активно внедряется в социогуманитарную область, стремительно возникают направления социосинергетики и эволюционной экономики, ссылаются на методы синергетики в медицине, психологии, педагогике, лингвистике, истории и искусствознании, антропологии.

Философская рефлексия по вопросам использования идей и методов синергетики в социально-гуманитарной сфере наблюдается в работах В.И.Аршинова, Э.Н.Богдановой, В.П.Бранского, В.Г.Буданова, В.Б.Губина, М.С.Ельчанинова, М.С.Кагана, С.П.Капицы, Е.Н.Князевой, Г.Г.Малинецкого, С.Ю.Малкова, И.В.Мелик-Гайказян, А.П.Назаретяна, Дж.Николиса, Е.Я.Режабека, В.С.Стёпина, А.Д.Урсула, С.С.Хоружего и др. Но, осуществляя перенос выводов, сделанных при познании открытых нелинейных диссипативных систем средствами физики, химии и математики в социально-гуманитарную сферу, многие авторы, как правило, не заботятся об установлении изоморфизмов и гомоморфизмов, которые служат базовыми отношениями при моделировании, хотя В.Г.Буданов, М.А.Дрюк, Е.Н.Князева, С.П.Курдюмов, Г.Г.Малинецкий, Д.С.Чернавский и обращают внимание на недопустимость необоснованных экстраполяций, вольных аналогий и гипотетических проектов, связанных с переносом идей и понятий синергетики на гуманитарную сферу.

В.Г.Буданов, вскрывая суть междисциплинарности, выделяет и ее типы: междисциплинарность как согласование языков смежных дисциплин, междисциплинарность как транссогласование языков не обязательно близких (трансдисциплинарность), эвристическая гипотеза-аналогия, переносящая конструкции одной дисциплины в другую без должного обоснования, междисциплинарность как конструктивный междисциплинарный проект, организованная форма взаимодействия многих дисциплин, междисциплинарность как сетевая коммуникация.

Д.С.Чернавский, обсуждая онтологические и гносеологические основания междисциплинарности, использует идеи всеединства, трактуемого как стремление понять и представить в рамках единого подхода все явления природы, универсального эволюционизма всё с той же задачей всеединства, но уже с пониманием всеобщности эволюции, физического редукционизма на основе ревизии и расширения физических понятий.

В работах А.И.Бочкарёва, Е.Н.Князевой, С.П.Курдюмова, Д.С.Чернавского и некоторых других авторов -- методологов синергетического подхода к познанию и описанию всего мира, особые надежды возлагаются на интеграцию наук на синергетической платформе за счет формирования единого мировоззрения, фундаментальным когнитивным ядром которого является нелинейное мышление. Однако мировоззренческое "обволакивание" гуманитариев идеями "синергетики" значительно затруднено, что обусловлено, с одной стороны, неприятием профессионалами инородной терминологии (на этот аспект обращают внимание О.Русакова, О.Дука), с другой -- эклектичным и, соответственно, безрезультатным использованием неофитами всё той же инородной терминологии. Но метафоричность, намек и отдаленная аналогия при рациональном подходе к теоретическому познанию, по мнению Л.Д.Гудкова, предполагает, в конечном итоге, "открытое сравнение", а это не что иное, как установление отношений типа гомоморфизма. Неприемлемым средством синергетической методологии междисциплинарности следует признать и деформацию естественно-научных и математических понятий путем произвольного расширения их объема, что ранее уже обсуждалось в работах И.Лакатоса.

В настоящее время в естественно-научной и философской литературе уже происходит осмысление идей синергетики, и, как результат, складывается критическое отношение к синергетической методологии и терминологии, ее эклектизму и мистическому крену (например, в работах В.И.Арнольда, Г.Л.Дж. Ван-дер-Мааса, Дж.Гольдштейна, В.Б.Губина, М.А.Дрюк, В.Луговского, В.С.Стёпина и др.), но в области социально-гуманитарного познания, и в частности в педагогике, за редким исключением (как, например, в публикациях Т.С.Назаровой, В.С.Шаповаленко), наблюдается триумфальное шествие синергетики по монографиям, статьям и учебным пособиям (в работах А.И.Бочкарёва, М.А.Весны, И.О.Елеференко, Г.В.Ивановой, В.А.Игнатовой, И.А.Колесниковой, С.В.Кривых, И.П.Лебедевой, В.В.Маткина, М.В.Мелик-Гайказян, В.Г.Мозгота, Л.И.Новиковой, И.Стекловой, В.А.Рабоша, А.Г.Терещенко, А.П.Усольцева, Т.И.Шамовой).

В мировой и отечественной философской литературе, а также в результате осмысления философско-мировоззренческих и морально-этических проблем естествознания представителями конкретно-научного и художественного познания и описания мира уже неоднократно, начиная со времен Дж.Бруно и Г.Галилея, высказывались с разной степенью остроты опасения по поводу всеохватывающих претензий науки. Такого рода опасения наблюдаются в работах Н.Бора, В.И.Иванова, А.Камю, Г.Риккерта, В.В.Розанова, Дж.Свифта, Е.Н.Трубецкого, И.С.Тургенева, П.Н.Федосеева, П.Фейерабенда, В.Франкла, Л.Шестова, Э.Шрёдингера и др. Однако проблема, связанная с противостоянием сциентизма и антисциентизма, до сих пор не решена, и, вероятно, она не может быть решена в принципе. Каждое новое поколение приверженцев идеала естественно-научного знания и познания делает попытку представить весь мир, исходя из ограниченного количества начал. Не оказалась исключением и синергетика. В этой связи и мы не можем и не хотим претендовать на окончательное решение этой проблемы, хотя вскрыть специфику синергетического сциентизма и продемонстрировать необоснованность активного внедрения и использования идей и моделей синергетики в социально-гуманитарной сфере есть смысл.

Использование идей синергетики, ее физических моделей и математического аппарата в социально-гуманитарной сфере приобрело сциентический характер. Многие исследователи, потеряв, с одной стороны, доверие к методологии, на которую традиционно опиралась та или иная социально-гуманитарная практика познания, а с другой стороны, всецело доверяя опыту и успехам естественно-научного познания, решили переложить на естественно-научную основу нерешенные в своей предметной области проблемы. При этом, однако, вскрываются вопросы, на которые необходимо дать ответ, а именно:

  • Каковы предпосылки и условия, способствующие тотальному распространению синергетических идей?
  • Насколько обоснованно сведение (редукция) объектов и явлений социально-гуманитарной сферы к движению и взаимодействию атомов и молекул?
  • Установлены или нет отношения гомоморфности между реалиями (или понятиями) из социально-гуманитарной сферы и сферы естественно-научной, которые дают методологическое обоснование для моделирования?
  • Насколько правомерно использование идей синергетики для обоснования новых образовательных стратегий?

    В этой связи представляется актуальным раскрытие онтологической и методологической специфики синергетического сциентизма, чему и посвящено описанное в монографии исследование.


     Об авторе

    Владимир Ильич ЖИЛИН (род. в 1963 г.)

    Окончил физико-математический факультет Омского государственного педагогического института в 1985 г. Кандидат педагогических наук, доцент. В настоящее время -- докторант кафедры философии Омского государственного педагогического университета. Автор более 100 научных работ в области физики, дидактики, методологии образования. Исследования последних лет посвящены эпистемологии и философии науки.

  •  
    © URSS 2016.

    Информация о Продавце