URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Эмих Н.А. Современное российское образование: Формирование ценностных приоритетов
Id: 121431
 
439 руб.

Современное российское образование: Формирование ценностных приоритетов

URSS. 2011. 112 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-354-01358-6. Букинист. Состояние: 4+. .

 Аннотация

В настоящей монографии рассматриваются проблемы осмысления культурной парадигмы современного российского образования с позиций философской антропологии. Вопросы становления культурной парадигмы анализируются в контексте современной и классической философской мысли, как отечественной, так и зарубежной. Автор монографии, рассматривая образование как подсистему культуры, акцентирует особое внимание на констатации антропологичности образования и осмыслении бытия личности в образовательном пространстве. В книге также отражены вопросы формирования культурной парадигмы современного российского образования в ходе Болонского процесса.

Монография рассчитана на специалистов в области философии, в частности философии культуры, а также культурологии; практических работников сферы образования и аспирантов, занимающихся вопросами философской антропологии в контексте современной философии образования.


 Оглавление

Введение
Глава 1. Образование как подсистема культуры
 1.1.Философско-антропологическая интерпретация аксиологических идей российского образования
 1.2.Культурная и ментальная обусловленность российского образования
 1.3.Толерантность в системе ценностных приоритетов образования
Глава 2. Формирование системы ценностей в образовательном процессе
 2.1.Этапы формирования и динамика ценностей в образовательном процессе
 2.2.Проблемы формирования культурных ценностных ориентаций в системе высшего образования
 2.3.Ценностные ориентации личности как результат культурной рефлексии
Глава 3. Культурный потенциал и ориентации Болонского процесса в системе российского образования
 3.1.Участие России в Болонском процессе в контексте европейской и мировой культур
 3.2.Формирование культурной парадигмы образования в ходе Болонского процесса
Заключение

 Введение

Современный этап культурного развития общества характеризуется ситуацией многоступенчатого кризиса. Данная проблема вызвана прежде всего сменой ценностных ориентаций в современном обществе, трансформацией духовной культуры человечества.

Сегодня наблюдаются явные противоречия между эпохой глобализации и тенденцией сохранения национальных культур, между рыночным темпом развития и потерей личностной самоидентификации, между стремлением сохранить значимость и ценность общественных интересов и самоотстраненностью личности.

В условиях наступившего XXI века обществу необходим процесс приведения культурных подсистем в соответствие с классификационными признаками современной модели культуры. Это обусловлено исчерпанностью культурной адекватности существующей сегодня образовательной парадигмы, характерной больше для индустриальной культуры. Обществу необходима новая культурная парадигма образования, для которой особую важность представляет ориентация на развитие бытия современной личности.

Парадигма как философская категория является совокупностью теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование. Переход к культурной парадигме означает превращение современного процесса образования во взаимодействие равноценных субъектов, с переакцентировкой значимости личности, роста ее заинтересованности в приобщении к культуре, развитии ее творческого потенциала и активности.

Первое десятилетие нового века характеризуется изменениями в мыслях и действиях людей. Необходимо отметить, что образование всегда было зеркальным отражением общества. В кризисные эпохи оно имело тенденцию предсказывать обществу те противоречия, которые его ожидают.

Сегодня образование в интересах устойчивого будущего -- одна из сложнейших проблем современности, требующая как конкретных исследований, так и системного подхода. Общественная значимость современного образования определяется прежде всего политическими, социально-экономическими и культурными преобразованиями.

Одним из приоритетных компонентов современного российского образования в интересах устойчивого развития общества должно выступать расширение международного сотрудничества, распространение передового опыта и знаний, что требует как конкретных исследований, так и системного подхода. Условия формирующегося Болонского процесса ориентируются на деятельность, направленную к достижению целей и решению задач Болонской декларации, согласно которой до 2014 года каждая страна-участница должна провести реформу своей системы образования в соответствии с едиными европейскими стандартами. Суть Болонского процесса заключается в создании единого европейского культурного образовательного пространства.

Особую актуальность на современном этапе общественного развития приобретает философско-антропологический анализ системы образования. Философская антропология является методологической основой бытия личности в современном образовании. Это позволяет наилучшим образом установить общественную значимость личности, ее менталитет, а также специфику взаимодействия личностей в современном образовательном пространстве.

Проблемам образования посвящено большое количество работ в рамках таких дисциплин, как философия образования, социология образования, социальная философия, философская антропология, педагогика и другие. Однако еще нет единого концептуального подхода к проблемам образования, а точнее, к определению его культурной парадигмы как основы развития бытия современной личности.

Общей проблематике образования, в частности его философско-антропологическому аспекту, посвящены работы отечественных и российских ученых: Л.П.Буевой, Л.С.Выготского, Б.С.Гершунского, Э.Н.Гусинского, С.И.Гессена, А.С.Запесоцкого, Г.А.Комисаровой, В.В.Краевского, А.Ж.Кусжановой, Б.Т.Лихачева, Н.Д.Никандрова, Ю.И.Турчаниновой, К.Д.Ушинского, В.Д.Шадрикова, П.Г.Щедровицкого и многих других.

Вместе с тем культурную миссию становления личности как предмета философских размышлений несет в себе аксиологическая составляющая системы современного образования. Основы аксиологических идей в образовании представлены в трудах В.И.Андреева, Е.В.Бондаревской, Н.В.Васильевой, И.А.Ильина, М.С.Кагана, В.А.Сластенина, В.С.Степина, В.С.Соловьева, Платона и других. В трудах Б.Ананьева, С.Смирнова, К.Ушинского, М.Шелера образование рассматривается как сфера рождения культурной личности, что дает представление об аксиологической идее как конструктивной, практической антропологии.

В современном обществе новые каноны культурности и образованности становятся ориентирами в стратегических поисках технологий образования и организационных моделей. Поэтому сегодня правомерен, но вместе с тем недостаточно исследован вопрос о содержании понятия "культурной личности" в XXI веке.

Философское определение культурной личности рассмотрено в исследованиях С.К.Булдакова, Л.П.Буевой, Н.М.Бахтина, Б.Н.Боденко, Б.М.Бим-Бада, И.А.Зимней, Т.А.Кравченко, Н.А.Морозовой, Г.Ф.Сунягина и других ученых. Введение понятия "культурная личность" в современную образовательную практику не только отвечает запросам нашего времени, но и способствует формированию нового понимания культуры в обществе.

Наиболее ценной для определения культурной парадигмы современного образования является его ментальная обусловленность. Будучи исключительно важной для понимания содержания и динамики менталитета нашего общества, данная проблема не только не решена, она до настоящего времени практически не ставилась ни в рамках социальной и политической философии, ни в масштабных междисциплинарных исследованиях прогностического плана, ни в работах профессиональных культурологов и философов образования. Отличаясь повышенной сложностью, данная проблема требует организации специальных системных исследований с привлечением специалистов разного профиля -- историков, социологов, культурологов, философов. Менталитету как одному из определяющих факторов личности в обществе посвящены работы Ф.Броделя, В.С.Барулина, В.Г.Марача, А.А.Матюхина, С.Хантингтона.

Важным фактором становления личности в современном образовании является формирование ее толерантного сознания. Толерантность, являясь способом уважения, принятия и высокой оценки богатого разнообразия мировых культур, формой выражения человеческого бытия, представлена в трудах А.Г.Асмолова, В.В.Ванчугова, Л.Н.Коноваловой, В.Е.Кемерова, В.Лекторского, А.В.Перцева, Л.Толстого, М.Б.Хомякова, а также зарубежных авторов Л.Бобо, Д.Барнума, Дж.Локка, Д.Лоуренса, М.Пеффли, Л.Сигелмана, М.Уолцера, Ф.Флетчера, М.Шамира и других.

В нашу сложную переломную эпоху актуализируется и приобретает широкое социальное, нравственное значение проблема формирования ценностей личности в современном образовании. Одной из проблем формирования ценностей в образовательном процессе является недостаточно глубокое понимание личностью значимости культурного развития общества. Иными словами, необходимо формировать образовательный процесс как систему, в которой осуществляется сложное взаимодействие социального и индивидуального (рефлексивного) развития каждой личности.

Активное выделение проблем ценностей и формирования ценностных ориентаций личности в качестве философских исследований представлено в работах отечественных и зарубежных ученых: Ю.В.Артюховича, С.С.Аверинцева, М.В.Алпатова, А.В.Ахутина, Л.М.Баткина, Л.М.Брагиной, Н.А.Бердяева, В.В.Бибихина, П.П.Гайденко, С.И.Григорьева, М.А.Гуковского, Э.Гарена, В.П.Зубова, В.Т.Звиревича, И.А.Зимней, А.Г.Здравомыслова, В.Н.Лазарева, А.Н.Леонтьева, А.Ф.Лосева, В.А.Караковского, А.В.Кирьяковой, Э.Кассирера, И.Ф.Кефели, А.Койре, И.Леклера, Б.Т.Лихачева, К.Леви-Стросса, М.М.Мамардашвили, Н.Д.Никандрова, Л.И.Новиковой, Ф.Нитхамера, Л.Ольшки, Х.Ортега-и-Гассета, З.И.Равкина, Н.В.Ревуненковой, Л.П.Разбегаевой, Т.Б.Сергеевой, В.В.Соколова, Э.Фромма, В.Д.Шадрикова, В.А.Ядова.

Сегодня одной из главных потерь в современном образовании является утрата наукой мировоззренческой и прогностической функций, а обществом -- интеллектуальных и нравственных ценностей. Современное образование утрачивает свой антропологический смысл как ориентацию на культурное развитие бытия личности. На рубеже XX--XXI веков в условиях разрозненности образования и культуры обществу необходима культурная парадигма, направленная на развитие современной личности с новым типом мышления, способным реализовывать культурные программы будущего.

Характеристика источников, послуживших основой для написания данной монографии, позволяет определить философско-антропологический аспект современного российского образования, необходимость констатации антропологичности образования, провести глубокий анализ осмысления бытия личности в образовательном пространстве, что требует всесторонней разработки культурной парадигмы с целью ее внедрения в современную образовательную практику. Данная монография -- один из способов осмысления культурной парадигмы современного российского образования с позиций философской антропологии.


 Об авторе

Наталья Александровна ЭМИХ

Кандидат философских наук, доцент кафедры социальной антропологии, религиоведения и философии Читинского государственного университета. Окончила инженерно-экологический факультет Читинского государственного технического университета в 2001 году, затем продолжила обучение в ЧитГТУ по специальности "Государственное и муниципальное управление". В 2006 году защитила диссертацию по специальности "Религиоведение, философская антропология, философия культуры" на тему "Культурная парадигма современного российского образования". Автор более 20 научных и учебно-методических работ. Область научных интересов -- философская антропология, философия культуры, философия образования, культурная компаративистика, сравнительная культурология.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце