URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Кропоткин П.А. Речи бунтовщика. Пер. с фр.
Id: 121248
 
229 руб.

Речи бунтовщика. Пер. с фр. Изд.4

URSS. 2011. 184 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-01799-2. Букинист. Состояние: 5-. Блок текста: 5-. Обложка: 5-.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1906 г.)

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается одна из первых основных работ выдающегося отечественного философа, историка и общественного деятеля, теоретика анархизма П.А.Кропоткина (1842--1921). Написанная в 1885 году за границей, она была впервые опубликована на русском языке в 1906 году. Автор не только вскрывает язвы буржуазного общества и обосновывает неизбежность грядущей революции, но и исследует пути, ведущие к подлинному равенству людей, намечает свой идеал будущего общества.

Книга адресована философам, историкам, политологам, а также всем, кто интересуется наследием русской общественной мысли и кому небезразлично будущее нашего Отечества.


 Оглавление

Петр Кропоткин и его первая книга (вступительная статья Д.И.Рублёва)
Современное положенiе
Разложенiе государствъ
Необходимость Революцiи
Грядущая Революцiя
Политическiя права
Къ молодымъ людямъ
Война
Революцiонное меньшинство
Порядокъ
Коммуна
Парижская Коммуна
Аграрный вопросъ
Представительное правительство
Законъ и Власть
Революцiонное правительство
ВсЪ соцiалисты
Духъ возстанiя
Теорiя и практика
Экспропрiацiя

 Петр Кропоткин и его первая книга

Петра Алексеевича Кропоткина по праву можно считать одним из наиболее выдающихся классиков анархистской мысли. Он не сражался на баррикадах во время революций, как Михаил Бакунин, не был руководителем повстанческих анархистских армий, как Нестор Махно и Буэнавентура Дуррути. Петр Алексеевич был выдающимся теоретиком, одним из создателей концепции анархо-коммунизма. Его идеи с конца XIX в. и по сей день оказывают влияние на массовые социальные движения, борющиеся за социальную справедливость и свободу личности. Учеником Кропоткина считал себя Нестор Махно, руководитель Революционной повстанческой армии Украины (противостоявшей в 1917--1921 гг. белым, красным, украинским националистам), пытавшийся осуществить анархистский социальный эксперимент на Украине. Идеи Кропоткина далеко не безуспешно пытались воплотить на практике и испанские анархисты в 1936--1939 гг., противостоявшие в годы гражданской войны в блоке с различными левыми силами диктатуре Ф.Франко. Разработанная Кропоткиным концепция анархо-коммунизма до наших дней является основополагающей для анархистского движения во всем мире. Впрочем, влияние идей Петра Алексеевича не ограничивается анархистским движением. Ученый-энциклопедист, он оказал серьезное влияние на развитие естественных и общественных наук. Как географ он известен участием в многочисленных экспедициях в Сибири, Маньчжурии, на Дальнем Востоке в 1860--1870-е гг. В области геологии Петр Алексеевич является одним из создателей ледниковой теории. В области биологии и социологии он известен в качестве автора концепции "биосоциологического закона", гласящего, что внутривидовая взаимопомощь ("инстинкт общительности") является одним из наиболее важных факторов эволюции животного мира. Идеи Кропоткина во многом пересекаются с принципами современных экологических движений. Петр Алексеевич был одним из первых социальных мыслителей, доказывавших, что корни социального поведения, альтруистической этики человека, гармоничной жизни следует искать в природе, разрыв же с ней неизбежно ведет к деградации и гибели человечества. Столь же интересны и экономические идеи Кропоткина, обосновывавшего необходимость преодоления стихии рыночной экономики, но при этом, вслед за М.А.Бакуниным, предупреждавшего об опасности установления господства бюрократии. Системе государственного социализма, популярной в конце XIX -- начале XX вв., Петр Алексеевич Кропоткин противопоставлял идею самоуправления трудящихся на производстве и демократического планирования, основанного на заказах потребителей. Развиты в его трудах и идеи преодоления индустриального централизованного производства, перехода к экономике сетей. В качестве альтернативы этой системе он предлагает переход к экономике сетей, малым и гибким технологиям, интеграции интеллектуального и физического труда, соединения производства с потреблением, индустрии с сельским хозяйством. В конце XX -- начале XXI вв. эти идеи, во многом, востребованы современными "левыми" и нашли своих продолжателей в лице теоретиков экосоциализма А.Горца и М.Букчина.

Оскар Уайльд считал жизнь Кропоткина "совершенной жизнью", а Бернард Шоу назвал его "одним из святых столетия". И действительно, его жизнь раскрывает в нем личность, исключительную по своим нравственным качествам. Кропоткин родился в 1842 г. в семье генерал-майора. Представитель знатного княжеского рода, ведущего происхождение из династии Рюриковичей, получивший прекрасное образование, добившийся в молодые годы больших успехов в географических исследованиях, он отказался от блестящей военной и научной карьеры и посвятил себя революционному движению. В выборе своего жизненного пути он, как и многие революционеры-народники, руководствовался этическими принципами. Ведущую роль здесь сыграло осознание долга перед крестьянством, за счет труда которого столетиями жило российское дворянство и представители других привилегированных слоев общества. И это не был выбор юнца, увлекшегося громкими радикальными идеями и интеллектуальными изысками. Служивший офицером в Сибири и там лично расследовавший дела о злоупотреблении властью, работавший над проектами реформ, Кропоткин на практике пришел к выводу о необходимости коренного изменения существующей политической и экономической системы. С 1872 г. в Швейцарии он примыкает к анархистскому движению и вступает в I Интернационал. Затем становится одним из руководителей народнической анархистской организации "чайковцев", ведет пропаганду среди рабочих.

Кропоткин неоднократно подвергался преследованиям со стороны правительства. В 1874--1876 гг. он был в заключении в Петропавловской крепости, в 1883--1886 гг. находился во французских тюрьмах. С лета 1876 г., совершив побег из тюремного госпиталя в Санкт-Петербурге, Кропоткин скрылся за границу. В эмиграции он участвовал в деятельности анархистского и социалистического движения Швейцарии, Франции, Англии, оказывал серьезную помощь российским анархистам. Здесь были написаны главные книги его жизни, среди которых: "Хлеб и воля", "Современная наука и анархия", "Взаимопомощь как ведущий фактор эволюции", "Великая французская революция", мемуары "Записки революционера", исследование "В русских и французских тюрьмах" и др.

Лишь Февральская революция 1917 г. дала возможность Кропоткину вернуться на родину. Считая ошибочным поддерживать революцию в условиях Первой мировой войны, временно отойдя от политики, он все же остался анархистом. Так, заявив, что считает "ремесло чистильщика сапог более честным и полезным", он отверг предложение председателя Временного правительства А.Ф.Керенского, который был готов назначить Петра Алексеевича на любой министерский пост. Кропоткин поддержал Октябрьскую революцию 1917 г., категорически протестуя против вооруженного вмешательства стран Запада в ход Гражданской войны в России. При этом он осуждал и диктатуру большевистской партии, подавление свободы слова, политику "красного террора". Кропоткин неоднократно хлопотал перед В.И.Лениным об освобождении арестованных анархистов, общественных деятелей, представителей интеллигенции. Весной 1918 г. с семьей он переехал в город Дмитров. Здесь, несмотря на слабое здоровье и голод, продолжал работать над главным трудом своей жизни, "Этикой". В феврале 1918 г. Петр Алексеевич Кропоткин скончался и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

"Речи бунтовщика" -- это большой теоретический труд Кропоткина, в котором он впервые сформулировал в целостном виде свою концепцию анархического коммунизма. В нее вошли статьи, написанные Петром Алексеевичем в 1879--1882 гг. для анархистской газеты "Бунтовщик" ("Le Rйvoltй"), которая и дала название книге. "Речи бунтовщика" впервые вышли в 1885 г., в годы пребывания Петра Алексеевича во французской тюрьме.

На страницах этой книги читатель найдет немало интересных мыслей, актуальных и в наши дни. Чего стоит хотя бы данная в главе "Представительная демократия" критика парламентаризма, некомпетентности депутатов, предвыборных махинаций, манипуляций сознанием избирателя со стороны политиков. Безусловно, заслуживают внимания мысли Кропоткина о необходимости развития в различных странах, регионах производства, ориентированного на потребности местного населения, а не только на конъюнктуру рынка. Очень актуальная для современной России и других стран мира проблема преодоления ориентации на добычу и продажу ресурсов уже в то время была осознана Кропоткиным. Кстати, в ряде своих работ он предрекал и грядущий экономический подъем стран Юго-Восточной Азии, и даже интенсивное экономическое развитие Китая, постепенно превращающегося в производителя потребительских товаров для всего мира. "Что же будет,  -- писал он в 1905 г., -- когда и китайцы начнут подражать японцам и также начнут наводнять всемирный рынок своими ситцами, шелками, железом и машинами?" И отвечал на этот вопрос: "Судя по тому, что мне пришлось видеть в этой стране, я убежден, что раз китайцы начнут работать на европейских машинах -- а они уже начали, -- то они будут производить с большим успехом и в большем масштабе, чем японцы....Китай никогда не будет серьезным потребителем Европы, так как может производить сам гораздо дешевле. Когда китайцы возымеют потребность в товарах европейского образца, они они начнут вырабатывать их сами. Беда будет Европе, если она все еще будет рассчитывать на иностранных потребителей в то время, когда в Китай проникнет паровая машина".

Весьма актуальны и предлагаемые на страницах книги идеи организации общественного самоуправления коммун, объединений жителей городов. Их задача -- освободить граждан от всевластия бюрократии, весьма часто злоупотребляющей своим общественным положением. В наше время мы наблюдаем подобные тенденции в современных социальных движениях. Их участники в 1960 -- 2000-х гг. весьма часто выстраивали структуру своей организации на основе полновластных общих собраний граждан и подконтрольных им советов делегатов. Наиболее яркими примерами здесь можно считать массовые антикапиталистические движения в иракском Курдистане (1991), Албании (1997), алжирском регионе Кабилия (2001--2002), Аргентине (2001--2002), рабочие и студенческие движения во Франции против реформы образования (весна 1995 г.) и контракта "первого найма" (январь -- апрель 2006 г.). "Свобода -- не именинный подарок. Ее нужно взять, даром она никому не дается", -- такова центральная мысль учения Кропоткина. И достаточно своевременной можно считать эту мысль для сегодняшних дней. Современный человек в условиях нарастания социально-экономических, экологических, геополитических проблем сталкивается с необходимостью не только защиты своих прав и интересов, но и поиска социальной альтернативы. Книга П.А.Кропоткина дает полноценный материал для таких поисков.

Кандидат исторических наук
Д.И.Рублёв

 Об авторе

Петр Алексеевич КРОПОТКИН (1842-1921)

Выдающийся отечественный философ и политический деятель, теоретик анархизма, историк, географ, литератор. Родился в Москве, в семье генерал-майора. Происходил из древнего рода Рюриковичей. По окончании Пажеского корпуса (1862) был произведен в офицеры. Несколько лет служил в Сибири, участвовал в экспедициях в Восточной Сибири и Маньчжурии. В 1867 г. ушел в отставку и поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1868 г. избран членом Русского географического общества. В 1872 г. встретился в Бельгии и Швейцарии с представителями революционных организаций. В 1874 г. был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. В 1876 г. бежал, покинул Россию и более 40 лет прожил в эмиграции. Был одним из организаторов и теоретиков международного анархистского движения. В июне 1917 г. вернулся в Россию, где отказался войти в состав Временного правительства. Поддерживал отношения с представителями различных политических движений, встречался с В. И. Лениным.

П.А.Кропоткин -- крупнейший ученый-энциклопедист, автор работ по самым разным отраслям знаний -- географии, геологии, биологии, философии, истории, литературе. Значительную часть его трудов составляют теория анархизма, политическая публицистика, революционная пропаганда. Его общественным идеалом был анархический (безгосударcтвенный) коммунизм, в котором революционным путем будет ликвидирована частная собственность. Будущее общество П.А.Кропоткин представлял в виде вольного федеративного союза самоуправляющихся единиц -- общин, территорий, городов и пр., над которыми не тяготеет центральная власть и которые строят свои взаимоотношения на принципе добровольности и "безначалия".

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце