URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Николаевский М.И. Консерваторская постановка рук на фортепиано Обложка Николаевский М.И. Консерваторская постановка рук на фортепиано
Id: 120881
119 р.

Консерваторская постановка рук на фортепиано Изд. 3

URSS. 2011. 64 с. ISBN 978-5-396-00337-8. Уценка. Состояние: 5-. Обложка: 4+. Блок текста: 5. Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1917 г.)//.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Вниманию читателей предлагается работа отечественного композитора и педагога М.И.Николаевского (1882–1942), главная задача которой --- выяснить основные принципы правильной, так называемой консерваторской постановки рук на фортепиано, указать соответствующие прирожденным свойствам человеческого организма приемы игры, основанные на разумном и целесообразном использовании природных данных. Многочисленные рисунки и фотографии иллюстрируют положение... (Подробнее)


Оглавление
top
Введенiе
Свобода и независимость въ движенiяхъ пальцевъ и рукъ
Фортепiанная и нефортепiанная рука
Постановка рукъ и посадка
Стулъ
Посадка
Ноги и колени
Положенiе корпуса и его наклонъ
Плечи
Локти
Положенiе рукъ и кисти
Общiй выводъ
Нормальное положенiе рукъ и пальцевъ
Положенiе пальцевъ
Подъемъ и движенiе пальцевъ
Разборъ особенностей движенiй и удара пальцевъ
Извлеченiе звука пальцами
Двойныя ноты
Сводка недостатковъ
Растяженiе
Постановка 1-го пальца. Общее положенiе
Подкладыванiе 1-го пальца въ гаммахъ
Подкладыванiе 1-го пальца въ арпеджiяхъ
Общiй выводъ
Кисть
Октавы
Боковое движенiе кисти (tremolo)
Ударъ рукой
Аккорды
Туше
Глубокое туше
Легкое туше
Инструментъ
Заключенiе

Введение
top

Выяснить основные принципы правильной, такъ называемой "консерваторской" постановки рукъ на фортепiано, являющейся едва ли не наиболее важной и основной задачей каждаго пiаниста, указать физiологически естественные законы техническихъ прiемовъ, основанные на разумномъ и целесообразномъ пользованiи природными данными, вотъ въ чемъ заключается задача предлагаемаго мною труда.

Техническое совершенствованiе въ игре на фортепiано возможно лишь въ томъ случае, если заложенъ прочный фундаментъ, т.-е. если съ самаго начала усвоены правильные прiемы игры. Въ высшей степени важно своевременно указать эти прiемы, ибо ошибки всякаго рода укореняются легко, исправленiю же поддаются съ большимъ трудомъ. Не говоря о томъ, что неправильная постановка рукъ лишаетъ возможности дальнейшаго развитiя, не позволяетъ исполнять более трудныя произведенiя, она вызываетъ въ то же время пагубное недоверiе учащагося къ собственнымъ силамъ, разочарованiе и подчасъ даже полное прекращенiе занятiй музыкой.

Все, что следуетъ основнымъ законамъ природы, является наиболее прочнымъ и вернымъ. Положенiе это находитъ себе наиболее яркое подтвержденiе въ технике фортепiаннаго искусства.

Все движенiя пальцевъ, кисти, рукъ должны быть естественными, независимыми и свободными, должны соответствовать прирожденнымъ свойствамъ человеческаго организма. Малейшее уклоненiе отъ этихъ правилъ, всякая насильственность въ игре влекутъ за собою печальныя последствiя.

Между темъ, къ сожаленiю, приходится часто встречать лицъ, въ томъ числе весьма способныхъ въ музыкальномъ отношенiи, лишенныхъ возможности прогрессировать, вследствiе неестественной съ самаго начала постановки рукъ. Особенно много такихъ лицъ въ провинцiи, где весьма часто ощущается недостатокъ въ опытныхъ педагогахъ, где часто преподаватели стараются применять свои собственныя "системы", имеющiя мало общаго съ консерваторской системой преподаванiя.

Данная кнiга, выясняя основные принципы правильной игры на фортепiано, имеетъ въ виду на ряду съ учащимися и такихъ педагоговъ. Изложенныя въ пей правила и показанные прiемы отнюдь не следуетъ считать новыми, вновь открытыми, они установлены целымъ рядомъ выдающихся виртуозовъ-пiанистовъ iг приняты во всехъ консерваторiяхъ. Новымъ является наглядный методъ обученiя, впервые проведенный въ такомъ широкомъ масштабе въ данномъ тРУДе и выделяющiй въ смысле удобства практическаго примененiя это пособiе среди ряда другихъ, написанныхъ къ тому же, въ большинстве случаевъ, тяжелымъ слишкомъ пространнымъ научнымъ языкомъ, который въ неосведомленномъ читателе часто вызываетъ сомненiя и недоуменiя. Многочисленные рисунки и фотографiи съ моихъ рукъ иллюстрируютъ-каждое положенiе отдельныхъ частей корпуса во время игры. Какъ-то: рукъ, пальцевъ, кисти и т.п. Благодаря имъ нетъ надобности прибегать къ пространнымъ разсужденiямъ и объясненiямъ, лишеннымъ весьма ценнаго качества-наглядности, и потому часто не достигающимъ цели. Всякiя сомненiя, колебанiя проще всего и быстрее разрешаются при взгляде на фотографiю или рисунокъ.. Но во всякомъ случае эта книга не должна, разумеется, заменить собою опытнаго и знающаго педагога, так как она не можетъ конкурировать съ живымъ словомъ и непосредственными указанiями. Но она можетъ служить вернымъ другомъ при всякихъ затрудненiяхъ, а также, будучи вернымъ и надежнымъ помощникомъ, избавить отъ сомненiй, излишнихъ ошибокъ и заблужденiй, указавъ сразу нужный путь.

Безъ правильной постановки рукъ на фортепiано и правильныхъ физiологически-естественныхъ прiемовъ игры не можетъ быть, да и нельзя себе даже представить пiаниста-виртуоза въ полномъ смысле этого слова.

Знаменитые пiанисты всехъ временъ и народовъ, и выработанные ими прiемы фортепiанной игры всегда служили и впредь должны служить верными и лучшими образцами на пути истиннаго искусства. Если школы ихъ отличались одна отъ другой главнымъ образомъ въ смысле различiя трактовки техъ или иныхъ прiемовъ въ деталяхъ, то, конечно, основы фортепiаннаго искусства, принципы правильной постановки рукъ были и являются общими для всехъ. Эти основныя требованiя игры должны быть заложены въ каждомъ пiанисте, какъ крепкiй фундаментъ, какъ незыблемыя начала на пути ихъ дальнейшаго совершенствованiя.

Уяснить эти требованiя и провести ихъ въ жизнь-вотъ въ чемъ должна заключаться задача и главнейшая забота каждаго желающаго сделаться пiанистомъ въ полномъ смысле этого слова.

Несомненно, что значительный процентъ неудавшихся пiанистовъ обязаны именно нерацiональной школе педагоговъ и неправильному пониманiю основъ фортепiанной техники и постановки рукъ. Несомненно также, что такихъ неудачниковъ будетъ становиться все меньше и меньше, если только представится возможность такъ или иначе предостеречь (въ особенности начинающихъ), указавъ на пагубныя последствiя плохой школы-. Я думаю, что выпуская въ светъ мой трудъ, я выполняю въ этомъ смысле прямую свою обязанность, какъ педагогъ, основывающiйся на своемъ многолетнемъ личномъ опыте и наблюденiяхъ.

Когда исполнитель, не заразившись дурными привычками, сумеетъ хорошо применять пальцы, когда онъ будетъ въ состоянiи самыя трудныя места играть такъ, что едва заметными будутъ движенiя его рукъ, когда все встречающiяся трудности будутъ побеждаться имъ легко, съ безусловной непринужденностью, ловкостью и свободой, а также, когда онъ достигнетъ возможности играть долго безъ утомленiя, т.-е. прiобрететъ требуемую выносливость, тогда онъ смело можетъ сказать себе, что задача техники имъ вполне решена: 1) Задача техники – развить руку, кисть и пальцы такъ, чтобы они прiобрели независимость, беглость, исключительную точность и уверенность движенiй пальцевъ, легкость и силу, вместе съ полнымъ господствомъ надъ клавiатурой. 2) Техника пiаниста содержитъ совокупность всехъ прiемовъ его игры на фортепiано. 3) Высшая же задача пiанизма-заставить технику служить настоящему искусству. Только настоящее пониманiе сущности техники фортепiанной игры приведетъ къ желательнымъ результатамъ.

Выдающiяся пiанисты справлялись легко съ самыми большими трудностями фортепiанной техники именно благодаря тому, что въ своей игре следовали принципу естественности и простоты въ движенiяхъ рукъ; только при такихъ условiяхъ и возможно было установить разъ навсегда законы и границы художественнаго. исполненiя. Въ движенiяхъ рукъ, кисти и пальцевъ у пiанистовъ-виртуозовъ мы наблюдаемъ: 1) полнейшую, безусловную свободу и независимость движенiй всехъ частей рукъ другъ отъ друга; 2) естественную посадку; 3) полнейшую эластичность кисти; 4) безусловно правильную т. наз. нормальную постановку рукъ и пальцевъ. Такимъ образомъ, при обдуманныхъ и целесообразныхъ прiемахъ исполненiя, при абсолютно свободной манере игры, достигается возможность преодолевать труднейшiя произведенiя съ непринужденной легкостью и играть продолжительнее время безъ утомленiя, рукъ хотя бы самъ играющiй и физически усталъ.

М. Николаевский

Об авторе
top
Матвей Иосифович НИКОЛАЕВСКИЙ (1882–1942)

Отечественный композитор и педагог, концертмейстер Большого театра. Родился в Москве. В 1902 г. окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано (учился у H. E. Шишкина); там же занимался по композиции у С. Н. Василенко, А. А. Ильинского и М. М. Ипполитова-Иванова. В 1904–1905 гг. брал уроки по контрапункту у С. И. Танеева. Выступал с концертами как пианист. С 1920 г. – концертмейстер Большого театра.

М. И. Николаевский – автор многих музыкальных произведений, в том числе пьес для симфонического оркестра, романсов и песен для голоса и фортепиано, отдельные из которых получили широкую известность: "Под дугой колокольчик поет" (слова В. Гарлицкого), "Эй, довольно" (слова К. Подревского), "Широка в полях дорога" (слова К. Подревского). Помимо этого, ему принадлежат методические работы по вопросам фортепианной педагогики: "Необходимые советы и сведения всем учащимся на фортепиано в консерваториях, музыкальных школах и у частных преподавателей" (1915), "Руководство для изучения гамм и арпеджий во всех тональностях, видах и комбинациях" (1938), "Большая школа двойных нот в двух тетрадях. Тетрадь первая" (1941). Книга "Консерваторская постановка рук на фортепиано" впервые вышла в 1917 г.