URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Горин Д.Г. Пространство и время в динамике российской цивилизации
Id: 120692
 
296 руб.

Пространство и время в динамике российской цивилизации. Изд.2

URSS. 2011. 280 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-354-01359-3.

 Аннотация

В настоящей монографии обосновывается возможность исследования цивилизационных процессов через выявление существующих в культуре способов выстраивания смысловых порядков в контексте их пространственно-временной определенности. Опыт хронотопического моделирования впервые в отечественной литературе последовательно применяется для объяснения сложной социокультурной динамики России. С этой целью привлекаются широкие феноменологические контексты и богатый философско-культурный и культурно-исторический материал, что дает автору возможность обосновать собственную, оригинальную и убедительную концепцию смыслового освоения пространства и времени. Раскрываются хронотопические смыслы циклично-волновых измерений динамики российской цивилизации. На основе анализа делается ряд интересных заключений не только о самобытности России, ее культурной идентичности, но и о пространственно-временной специфике ее будущих изменений.

Глубокий анализ выделенных автором проблем может оказать существенную помощь в исследовании как современной социокультурной ситуации в России, так и общемировых тенденций.

Книга адресована философам, социологам, историкам, политологам, а также всем, кто интересуется современными проблемами развития гуманитарного знания.


 Оглавление

Введение
Глава 1. Философские основы хронотопического моделирования цивилизационной динамики
 1.1.Категории "пространства" и "времени" в теории цивилизаций и эвристические возможности хронотопического моделирования цивилизационных процессов
 1.2.Экзистенциальные и дискурсивные основания разнообразия локально-антропоморфных хронотопов
 1.3.Хронотопические аспекты социокультурной интеграции и преодоления замкнутости микропорядков
 1.4.Философские аспекты стохастичности процессов выстраивания смысловых порядков в динамике цивилизаций
Глава 2. Модусы хронотопической модели российской цивилизации
 2.1."Гетерогенная онтология" и дискретность локально-антропоморфных хронотопов в российской культуре
 2.2.Соотношение мирских и сакральных порядков: духовные способы снятия дискретности локально-антропоморфных хронотопов
 2.3.Цивилизационный масштаб хронотопической модели:специфика цивилизационной интеграции российской культуры
 2.4.Осмысление глобального пространства-времени в российской культуре
 2.5.Антиномичность модусов хронотопической модели цивилизационной динамики российской культуры
Глава 3. Хронотопическое моделирование цивилизационной динамики российской культуры
 3.1.Хронотопы дезорганизации: смысловое пространство цивилизационной регуляции в условиях хаоса
 3.2.Циклично-волновой характер цивилизационной динамики: хронотопический аспект
 3.3.Хронотопы обновления: диалектика самобытного и заимствованного
 3.4.Раскол и снятие противоречий: возможности самобытной модернизации
Глава 4. Хронотопическая модель российской цивилизации в контексте социокультурной трансформации рубежа XX--XXI вв.
 4.1.Дифференциация и автономизация локально-антропоморфных хронотопов
 4.2.Трансформация хронотопических контекстов в условиях перехода от традиционности к модерну и постмодерну
 4.3.Сакральные хронотопы в современной России
 4.4.Хронотопическое определение процессов переходности и возможности цивилизационной интеграции
Заключение
Литература
Сведения об авторе

 Введение

...не только возможно или вероятно, но и совершенно несомненно, что пространство и время как необходимые условия всякого (внешнего и внутреннего) опыта суть лишь субъективные условия всякого нашего созерцания, в отношении к которому поэтому все предметы суть только явления, а не данные таким образом вещи сами по себе; поэтому о том, что касается формы их, многое можно сказать a priori, но никогда ничего нельзя сказать о вещи самой по себе, которая могла бы лежать в основе этих явлений.
Иммануил Кант

...каковы бы ни были эти смыслы, чтобы войти в наш опыт (притом социальный опыт), они должны принять какое-либо временно-пространственное выражение, то есть принять знаковую форму, слышимую и видимую нами (иероглиф, математическую формулу, словесно-языковое выражение, рисунок и др.). Без такого временно-пространственного выражения невозможно даже самое абстрактное мышление. Следовательно, всякое вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопов.
Михаил Бахтин

Дело в том, что меня более всего интересует и всегда интересовало на свете (хотя раньше я полностью не отдавал себе в этом отчета), -- это время и тот эффект, какой оно оказывает на человека, как оно его меняет, как обтачивает, то есть это такое вот практическое время в его длительности: С другой стороны, это всего лишь метафора того, что вообще время делает с пространством и с миром: Вообще считается, что литература, как бы сказать -- о жизни, что писатель пишет о других людях, о том, что человек делает с другим человеком и т.д. В действительности это совсем не правильно, потому что на самом деле литература не о жизни, да и сама жизнь -- не о жизни, а о двух категориях, более или менее о двух: о пространстве и о времени.
Иосиф Бродский

Проблематика пространства и времени вызывает пристальный интерес в различных областях современной науки. Эти фундаментальные вопросы решаются в рамках весьма многообразных научных парадигм.

Наш интерес к теме пространства и времени связан с культурно-феноменологическими контекстами и вызван желанием переосмысления сложного опыта социокультурной трансформации России. В последние десятилетия российская культура столкнулась с целым рядом сложнейших вызовов. Беспрецедентные масштабы социокультурных изменений, развитие процессов глобализации, усиление инокультурного влияния, повышающийся уровень социокультурной дифференциации, расширение влияния средств массовой информации -- все эти факторы ставят российскую культуру перед угрозой смены идентичности. В условиях социокультурного перехода наблюдаются существенные разрывы в представлениях о культурном пространстве и времени. Это находит свое проявление, в частности, в резком сужении пространства идентичности до узколокального уровня (кланового, корпоративного, этноцентричного и т.п.) при одновременном усилении глобального мышления. В восприятии культурного времени наблюдаются тенденции разрушения смыслового единства между прошлым, настоящим и будущим, а также усиление различий в глубине осознания времени и характера происходящих в России изменений. При этом масштабность социокультурных перемен не отменяет влияние традиционализма, напоминающего о себе иногда самым неожиданным образом.

Осмысление этих процессов дает основание полагать, что для более глубокого понимания оснований цивилизационной интеграции первостепенное значение имеет рассмотрение вопросов смыслового освоения пространства и времени. Представления о пространстве и времени лежат в основе любой картины мира, поэтому исследование специфических для российской культуры особенностей конституирования хронотопических представлений позволит более гибко описывать как современное состояние культуры, так и возможные перспективы социокультурной динамики.

Расширение хронотопической проблематики в рамках цивилизационных исследований служит углублению эвристических возможностей культурно-исторического подхода в теории цивилизаций. Хронотопическое моделирование цивилизационной динамики российской культуры позволяет выявить новые контексты в описании духовного комплекса и соотношения в нем устойчивого и изменчивого, общего и особенного. Изучение хронотопических представлений разных масштабов и уровней способствует дополнению и уточнению существующих в современной теории цивилизаций положений о соотношении в цивилизационной регуляции центральных и периферийных элементов, большой и малых традиций. В практическом отношении это расширяет возможности выстраивания более тонкой интеграционной политики, направленной на преодоление этнической и культурной замкнутости различных локальных сообществ, поддержание цивилизационного единства, обретение новых идентичностей в ситуации постмодернистских вызовов и вызовов, связанных с процессами глобализации и локализации.

Проблемы исследования пространственно-временных оснований культурной картины мира применительно к российской культуре приобретают дополнительную остроту, связанную с пограничным положением России в цивилизационно-культурном пространстве Восток-Запад. В пространственном отношении эта пограничность всегда была источником угрозы сложнейших геополитических сдвигов (в том числе и в смысловом отношении, проявлявшемся в разворачивании ценностных основ культуры в вестернизаторском или ориенталистском направлении). Временной аспект пограничности связан с драматичными сменами застойного и мобилизационного времени, реформаторских волн и консервативных откатов. Существенную опасность таит в себе и характерная для российской культуры дискретность пространства-времени, связанная с пространственной неоднородностью, выраженной в этнической, религиозной, культурной гетерогенности, а также с разрывами в историческом времени, связанными с богатым историческим опытом переживания периодического "крушения традиций". Эти и другие особенности хронотопических представлений значительно повышают актуальность проблемы пространственно-временной стабилизации культурной картины мира, тем более, что речь идет о ситуации социокультурного перехода. Процессы переходности диктуют собственную логику цивилизационной динамике, осложняя поиск ответов на вызовы современности, повышая уровень дезорганизации культуры и общества. Исследование хронотопов дезорганизации позволяет выявить специфические для российской культуры возможности самоорганизации, преодоления хаоса и путей выстраивания нового порядка.

Выявление хронотопических особенностей российской культуры и цивилизации приобретает особую значимость в условиях радикального изменения представлений о пространстве и времени, связанного с глобализацией. Приведет ли глобализация к окончательному размыванию культурной самобытности России, или она сможет войти в процессы глобализации, сохранив свою специфику, -- это во многом будет зависеть от реализации продуманной государственной политики, основанной на глубоком знании российской культуры, в том числе ее хронотопических оснований.

При очевидной актуальности исследуемой нами проблемы и достаточно высокой проработанности ее отдельных аспектов, она, тем не менее, в концептуальном плане остается мало изученной. Исследования, специально посвященные хронотопическому моделированию цивилизационной динамики российской культуры, до сих пор не предпринимались.

Ситуация осложняется таким состоянием теории цивилизации, которое, как отмечал Б.С.Ерасов, каждый раз заново заставляет эксплицировать ее теоретические основания в условиях многозначности самого термина "цивилизация" и отсутствия единства в научном сообществе по самим основам теории цивилизаций. Нередко цивилизационные исследования сбиваются в русло публицистической экспрессии, связанной с отстаиванием "уникальности исторического пути" России или, напротив, необходимости скорейшего преодоления "варварства" и вхождения России в русло "мировой цивилизации" (под которой, как правило, понимаются вполне конкретные и далеко не универсальные цивилизационные структуры).

Тем не менее к настоящему времени в рамках культурно-исторического подхода в теории цивилизаций были сформированы существенные теоретические, концептуальные и понятийные основания изучения динамики современных культур. Культурно-исторический подход в цивилизационных исследованиях восходит к концепции исторических циклов Дж.Вико, идеям культурного плюрализма И.Г.Гердера, эволюционизму О.Конта и Г.Спенсера, "философии жизни" А.Бергсона, В.Дильтея, Ф.Ницше и был обоснован в трудах Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, П.Сорокина. Существенное теоретическое значение имеют работы современных исследователей цивилизаций Ф.Броделя, В.Каволиса, М.Мелко, М.Сингера, Э.Шилза, Ш.Эйзенштадта, Н.Элиаса, др. В своих работах они раскрыли вопросы взаимосвязи изменчивости и постоянства, модернизации и самобытности в динамике цивилизаций, роль в цивилизационных изменениях центральных и периферийных структур, соотношения в цивилизационном устроении сакральных и мирских, смысловых и институциональных порядков, большой и малых традиций, заложив тем самым теоретический фундамент современной цивилизационной теории.

При изучении хронотопических оснований цивилизационной динамики российской культуры важное методологическое значение имеют как классические, так и неклассические философские подходы, связанные с осмыслением пространства и времени. С точки зрения глубины философского обоснования сущности пространства и времени как представлений, лежащих в основе всех внешних созерцаний, наиболее значимым остается наследие И.Канта. Большой интерес представляют также фундаментальные исследования пространства и времени, связанные с раскрытием проблемы субъективного переживания пространственно-временных связей в смыслообразующем потоке сознания (Э.Гуссерль), конечности "наличного бытия" человека и "временности присутствия" как способа бытия смертного в мире (М.Хайдеггер), "осевого времени" и соотношения прошлого, настоящего и будущего в осознании времени (К.Ясперс), противоречия между темпоральностью и ситуативностью человеческой экзистенции, с одной стороны, и отчужденным и подавляющим внешним временем, с другой (Ж.П.Сартр), смысловой наполненности времени-кайроса (П.Тиллих). Существенное значение для понимания пространственных измерений социокультурной практики имеют исследования пространственной самоорганизации общества (Э.Дюркгейм) и социального пространства (П.Сорокин), а также способов закрепления неоднородности этого пространства через реализацию "символической власти" (П.Бурдье).

Глубокая разработка пространственно-временной проблематики нашла свое отражение также в работах А.Шюца (использование пространственных позиций в повседневной жизни), Й.Хейзинги (значение образа будущего в восприятии настоящего), К.Манхейма (особенности восприятия времени в утопическом сознании), П.Бергера и Т.Лукмана (роль локуса "здесь-и-сейчас" в процессах конструирования социальной реальности), Э.Гидденса (пространственно-временной характер социального взаимодействия и структурации социальных практик), Н.Лумана (разработка категории "соприсутствия" в социальных взаимодействиях), Дж.Тернера (локализация интеракций на основе их пространственного распределения и подвижности), Р.Мертона (зависимость систем времени от социальной структуры), П.Штомпки (связь глубины осознания времени с уровнем и типом социокультурного развития), Ж.-Ф.Лиотара (пространственно-временная ограниченность и фрагментарность "языковых игр"), М.Кастельса (трансформация пространства-времени в связи с процессами глобализации), др. Особое направление исследования культурного пространства-времени связано с изучением специфики освоения пространства и времени в различных культурах. В этом отношении интересны работы Дж.Фрезера, М.Элиаде и др.

Для целей нашего исследования особый интерес представляет теоретическое обоснование М.М.Бахтиным понятия "хронотопа", отражающего смысловое единство пространственно-временного континуума. В своих работах М.М.Бахтин показал роль хронотопической определенности в процессах смыслообразования. В этом же ряду могут быть поставлены идеи Д.С.Лихачева об "эмансипации" художественного времени от реального, а также глубокие исследования А.Я.Гуревичем пространственно-временных представлений в культуре средневековой Европы. Важную методологическую роль имеют идеи, высказанные В.С.Степиным и касающиеся значения ключевых категорий культуры (в том числе пространства и времени) в выстраивании категориальной модели мира, лежащей в основе той или иной культуры, ее фундаментальных мировоззренческих структур. Среди работ, посвященных анализу пространства-времени как основы картины мира можно назвать также фундаментальные исследования Ю.М.Лотмана, Б.В.Раушенбаха, П.Флоренского, др.

Категориям "пространства" и "времени" отводится важное место в теории цивилизаций. Для любой цивилизации (если ее рассматривать в русле культурно-исторического подхода) характерны пространственно-временные характеристики, отражающие глубокую взаимосвязь культуры с соответствующим "месторазвитием" (П.Н.Савицкий) или ландшафтом (Л.Н.Гумилев), которая и задает пределы вариативности временных ритмов. В этом смысле, как показал А.С.Панарин, цивилизационная парадигма "реабилитирует" категорию пространства и противостоит стадиальным прогрессистским концепциям, основанным на вере в возможность преодоления с течением времени любых пространственных различий (и описывающим исторический процесс в универсализирующих прогрессистских терминах противопоставления "модерна" и "архаики", "цивилизации" и "варварства" и т.п.). Тем не менее, категории "времени" в теории цивилизаций также отводится важное эвристическое значение. Каждая локальная цивилизация описывается как "хранитель" времени, которое отражает как соответствующую данной цивилизации историю, связывающую прошлое, настоящее и будущее, так и "вечные" и "неизменные" ценности. При этом, как показали, в частности, О.Шпенглер, В Шубарт и др., каждая цивилизация демонстрирует характерное и свойственное только ей отношение ко времени.

Существенное теоретико-методологическое значение для разработки проблем пространственно-временных факторов социодинамики российской культуры имеет циклично-волновой подход к исследованию социокультурных процессов. Формирование этого подхода в России восходит к трудам В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, М.И.Туган-Барановского, Н.Д.Кондратьева, П.А.Сорокина, др. Ими были сформулированы идеи циклично-волновой динамики различных процессов, происходящих в природе и обществе, в частности, выявлены взаимосвязь циклов солнечной активности и социальных процессов, циклы развития научной мысли, циклы, наблюдающиеся в духовной сфере, волны экономической конъюнктуры, смены социокультурного строя, цикличные колебания процессов социальной мобильности и социальной стратификации.

Культурно-исторический подход к исследований цивилизаций изначально формировался на основе идей циклизма (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, др.). У Ф.Броделя исторический процесс предстает как циклично развивающийся в пространстве и во времени. Он описывает краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные циклы, проявляющиеся в экономической, политической сферах, демографии, общественном сознании, искусстве, моде, преступности.

Циклично-волновая парадигма позволяет вести исследование социокультурной динамики как во временном, так и в пространственном аспектах. Если понятие "цикла" акцентирует взаимосвязь и временную последовательности изменений, то понятие "волны" связано прежде всего с описанием изменений, распространяющихся в пространстве. Концепт "волны" является наиболее эвристичным в описании динамики российской цивилизации, где пространственный фактор имеет решающее значение. Неравномерность пространственной динамики цивилизационного устроения российской культуры осмысливалась в различных аспектах: в культурном (тема традиций и новаторства), социальном (тема модернизированной элиты и традиционных слоев), политическом (тема власть и народ) и культурно-географическом (тема столицы и провинции).

Циклично-волновая парадигма активно развивается в отечественных цивилизационных исследованиях, большой интерес представляет использование этой парадигмы в изучении опыта российской модернизации. В настоящее время циклично-волновая проблематика разрабатывается представителями различных отраслей знания в широком междисциплинарном поле исследования процессов, происходящих в природе и обществе. Существенный вклад в развитие междисциплинарных исследований циклов и кризисов вносят созданные в России Международный фонд Н.Д.Кондратьева (президент фонда Л.И.Абалкин) и Международный институт Питирима Сорокина -- Николая Кондратьева (президент института Ю.В.Яковец), осуществляющие также и широкую издательскую программу.

В последнее десятилетие особую актуальность приобретают исследования феномена переходности в российской культуре. Эти исследования развиваются в двух основных направлениях: первое связано с более глубоким осмыслением феномена переходности в современной России, второе выражено в сравнительном изучении различных переходных ситуаций в истории России и выявлении устойчивых особенностей социокультурного перехода, характерных для российской культуры. Среди наиболее интересных работ, связанных с исследованием феномена переходности следует назвать исследования бинарности и инверсионного маятникообразного характера переходности (А.С.Ахиезер), специфики переходности в ситуации постмодерна (И.П.Ильин), механизмов повторяемости в российской культуре (И.В.Кондаков), процессов переходности в контексте субкультур и конкурентной борьбы различных картин мира (К.Б.Соколов), распада и смены картин мира, кризиса индивидуальной и коллективной идентичности, проявления феномена "двойничества", активизации мифа и архетипа в ситуации перехода (Н.А.Хренов), активизации эсхатологических переживаний (И.Г.Яковенко), др. аспектов переходности.

Существенные эвристические возможности в исследовании социокультурного перехода и ситуации хаоса открываются в связи с развитием синергетической парадигмы мышления, фундаментальные принципы которой был изложены в работах И.Пригожина и И.Стенгерс, Г.Хакена, а также С.П.Курдюмова, Н.Н.Моисеева и др. Проблемы "взрывного развития" культуры в концептуальном плане были глубоко проработаны Ю.М.Лотманом.

В то же время, хронотопические исследования цивилизационных процессов и динамики российской культуры, несмотря на свою актуальность, не стали предметом специального рассмотрения ни в философском, ни в культурологическом, ни в социологическом ракурсах. Не разработаны эти вопросы и в рамках культурно-исторического направления теории цивилизаций. Это обстоятельство определило проблемное поле настоящего исследования, его смысл и содержание.

Обоснование научной проблемы исследования обусловлено тем, что в настоящее время все более остро осознается проблема цивилизационно-культурной идентичности в условиях процессов глобализации и локализации, размывания традиционных механизмов культурной идентичности в ситуации переходности и социокультурного хаоса. В то же время, теоретико-методологические вопросы, связанные с духовным комплексом российской цивилизации нуждаются в дальнейшей разработке. Применение хронотопического подхода к исследованию духовного ядра российской цивилизации позволило бы существенно расширить в методологическом и аналитическом аспектах возможности изучения специфики современных процессов социокультурного перехода.

С другой стороны, методологические основания изучения цивилизационной динамики во взаимосвязи с процессами, протекающими на микроуровне культуры и общества (проблема соотношения макро- и микроуровней) нуждается в дополнительном уточнении. В этой связи актуальным представляется развитие и уточнение понятийного аппарата, позволяющего описывать на теоретическом уровне соотношение гетерогенности и единства российской цивилизации и проявление этого соотношения в духовной сфере, анализ которой возможен на основе хронотопического моделирования.

Предлагаемая читателю монография содержит четыре главы. Первая глава посвящена обоснованию философских и методологических оснований хронотопического моделирования цивилизационной динамики. Во второй главе представлены опыт хронотопического моделирования российской цивилизации и описание основных модусов ее динамики. В третьей главе хронотопическая модель российской цивилизации рассматривается в ее динамических проявлениях и в контексте соотношения изменчивости и устойчивости хронотопических представлений в российской культуре. Возможности применения хронотопического подхода к исследованию социокультурной трансформации современной России выявляются в четвертой главе.


 Отзыв на монографию Д.Г. Горина "Пространство и время в динамике российской цивилизации"

Монография Д.Г.Горина представляет большой научный интерес: в ней впервые последовательно применяется хронотопическое моделирование для объяснения сложной динамики цивилизационных процессов.

Исследование Д.Г.Горина включает в себя несколько теоретических блоков, первый из которых связан с подробным и тщательным обоснованием эвристичности рассмотрения цивилизационных, социально-культурных явлений сквозь призму пространственно-временной определенности. Автор привлекает для этого обширный историко-философский и культурно-исторический материал, что дает ему возможность выстроить собственную, оригинальную и убедительную концепцию социального и культурного пространства и времени.

Следует отметить, что вопрос о содержании данных понятий до сих пор является дискуссионным, и заслуга Д.Г.Горина состоит в том, что он не только проанализировал все имеющиеся на сегодняшний день точки зрения по данной проблеме, но и обосновал новую позицию по названному вопросу, опираясь на цивилизационный подход.

Второй теоретический блок в монографии Д.Г.Горина сопряжен с дальнейшей разработкой цивилизационного подхода, существенно обогащенного автором за счет привлечения более широких историко-культурных и феноменологических контекстов. В данном блоке рассматривается не только методологический, но и прогностический потенциал цивилизационного понимания современной социокультурной динамики, на основе чего Д.Г.Горин делает ряд интересных заключений о возможных сценариях развития российского социума.

Третий теоретический блок представлен в монографии материалами, посвященными историко-генетическому, историко-типологическому, сравнительно-историческому анализу российского культурного универсума. Данный анализ осуществляется на основе коррелирования с цивилизационной парадигмой. Это позволяет Д.Г.Горину сделать новые, интересные выводы не только о самобытности России, особенностях ее культурной идентичности, но и о пространственно-временной специфике ее будущих изменений.

Исследование Д.Г.Горина базируется на великолепном знании отечественной истории. Монография стилистически выверена, написана хорошим языком, ее структура продумана, а выводы не вызывают сомнений.

Данная книга имеет выраженный межпредметный характер и может быть интересна философам, политологам, социологам, историкам, культурологам.

Глубокий анализ выделенных проблем, проведенный Д.Г.Гориным, окажет существенную помощь в исследовании современной социокультурной ситуации как в России, так и в мире.

Монографию можно адресовать преподавателям, аспирантам, студентам, всем, кто интересуется современными проблемами развития гуманитарного знания.

Книга Д.Г.Горина "Пространство и время в динамике российской цивилизации" безусловно может быть рекомендована к печати как оригинальное, самостоятельное и актуальное исследование значимой научно-теоретической проблемы.

доктор философских наук, профессор Г.М.Пономарева

 Рецензия на монографию Горина Д.Г. "Пространство и время в динамике российской цивилизации"

Монография Д.Г.Горина "Пространство и время в динамике российской цивилизации" представляет собой удачный опыт реализации хронотопического подхода к анализу российской культуры.

Монография состоит из четырех глав. Первая глава посвящена обоснованию философских и методологических оснований хронотопического моделирования цивилизационной динамики. Во второй главе представлены опыт хронотопического моделирования российской цивилизации и описание основных модусов выстраиваемой хронотопической модели. В третьей главе хронотопическая модель российской цивилизации рассматривается в ее динамических проявлениях и в контексте соотношения изменчивости и устойчивости хронотопических представлений в российской культуре. Возможности применения хронотопического подхода к исследованию социокультурной трансформации современной России выявляются в четвертой главе.

Несомненным достоинством работы является рассмотрение обозначенного круга проблем на основе хорошо выверенной теоретической базы. Наряду с обобщением хорошо известных теоретических положений и концепций автору удается обосновать собственный подход к исследованию российской культуры. В частности, обосновывается эвристическая ценность анализа хронотопических представлений при описании взаимосвязи между макропроцессами цивилизационного уровня и процессами, происходящими на микроуровне культуры и общества. С учетом уникальности современной ситуации, осуществлен анализ хронотопических оснований описания процессов переходности, социокультурного хаоса и дезорганизации.

Интерес представляет также осмысление автором хронотопического содержания процессов модернизации, их волнообразного характера, а также их содержания в контексте волн вестернизации и ориентализма в динамике российской цивилизации.

Теоретические положения, выдвинутые в ходе анализа хронотопических представлений, характерных для российской культуры, а также сам научно-методологический и аналитический подход, реализованный в исследовании, могут быть небезынтересны при рассмотрении общих и частных проблем российской культуры.

Монографическое исследование интересно по содержанию и форме изложения. Работа написана хорошим академическим языком.

Предлагаемое издание может быть полезно специалистам, преподавателям, аспирантам и студентам вузов при изучении философии, социологии, теории и истории культуры.

Ф.И.Минюшев, доктор философских наук, заслуженный работник высшей школы, профессор МГУ им.М.В.Ломоносова

 Об авторе

Дмитрий Геннадьевич ГОРИН родился в 1970 г. в г.Брянске. Окончил исторический факультет Брянского госпедуниверситета им.И.Г.Петровского и аспирантуру социологического факультета Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова. Доктор философских наук (2004 г.). Автор около 100 научных публикаций, в том числе 5 монографий.

Разрабатывает методологические вопросы исследования временных и пространственных параметров объективации символических структур в социальных институтах и практиках. Изучая феномен провинции в контексте пространственной неравномерности модернизации российской культуры, проанализировал функции локальных миров в макроинтеграции культуры и общества. Предложил хронотопическую модель социальной и культурной динамики России, в том числе применительно к описанию состояний переходности и взаимосвязи процессов на микро- и макроуровнях. Операционализировал функции временных и пространственных параметров в структурах различных форм производства социального знания. Полученные результаты используются в исследованиях социальной трансформации, адаптации и самоорганизации малых сообществ, производства представлений о социальной реальности в разных типах общества, социального функционирования сакрального хронотопа в условиях секуляризации.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце