URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Ленкова Т.А. Медиатекст в свете текстообразующих стратегий
Id: 120573
 
199 руб. 159 руб.

Медиатекст в свете текстообразующих стратегий

URSS. 2011. 136 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-01849-4.
Внимание: АКЦИЯ! Только до 06.12.2016!

 Аннотация

Настоящая монография посвящена комплексному изучению композиционной формы "описание" в письменном дискурсе репортажа. В книге представлена систематизация и типизация текстообразующих стратегий, характерных для современной прессы Германии. Исследование проводится в рамках междисциплинарного подхода к анализу языка массовой коммуникации в аспекте восприятия и продуцирования текста.

Книга предназначена для преподавателей и студентов филологических факультетов и факультетов журналистики, а также для широкого круга специалистов, интересующихся вопросами развития современной медиакультуры.


 Содержание

Введение
Глава 1. Письменный дискурс репортажа в свете когнитологии и прагматики
 1.1.К проблеме публицистического стиля и дискурса СМИ
 1.2.Статус и особенности письменного дискурса репортажа
 1.3.Прагматический, семиотический и коммуникативно-когнитивный подходы к лингвистическому анализу текста
 1.4.Психолингвистический и когнитивный аспекты взаимодействия автора и читателя
  1.4.1.Психолингвистический аспект взаимодействия автора и целевой аудитории
  1.4.2.Когнитивный аспект взаимодействия автора и читателей
  Выводы к главе 1
Глава 2. Проблема типологии композиционных форм
 2.1.Из истории развития взглядов на систему композиционных форм
 2.2.Композиционная форма как единица языка и речи: когнитивный аспект
 2.3.Композиционные формы в свете текстообразующих стратегий
 2.4.Разновидности композиционной формы "описание"
  2.4.1.Статическое описание
  2.4.2.Динамическое описание
 2.5.Взгляд на роль композиционной формы "описание" в языке СМИ в отечественной науке
 2.6.Взгляд немецких исследователей на роль композиционной формы "описание" в языке СМИ
  Выводы к главе 2
Глава 3. Структурно-композиционная схема репортажа
 3.1.Структурно-композиционная схема репортажа в отечественной традиции
 3.2.Структура и композиция репортажа в немецкой прессе
 3.3.Место репортажа в газетно-публицистическом стиле (проблема чистоты жанра репортажа)
 3.4.Критерии выбора языковых средств репортажа
 3.5.Функции авторского "я" в текстах СМИ
  Выводы к главе 3
Глава 4. Особенности функционирования композиционной формы "динамическое описание" в репортаже (на примере центральных и региональных газет)
 4.1.Стилистические средства образной наглядности
 4.2.Лексические средства экспрессивности
 4.3.Экспрессивность в синтаксическом оформлении репортажа средствами "динамического описания"
 4.4.Роль автора в селекции лингвистических и экстралингвистических средств
 4.5.Истоки экспрессивности репортажа в немецкой прессе
 4.6.Понятие креолизованного текста
 4.7.Креолизованный текст как средство достижения воздействующей функции печатного репортажа
 4.8.Полидискурсивность как специфика печатного репортажа
  Выводы к главе 4
Заключение
Литература
Список сокращений
Приложение 1
Приложение 2

 Введение

Современное общество немыслимо без средств массовой информации. Стремительно развиваясь, к концу XX -- началу XXI века СМИ уже не только и не столько информируют, сколько все больше и больше выполняют манипулятивную функцию. В данном контексте особенно значимым и актуальным предметом исследования становится массмедийный язык. При этом пристальное внимание отечественных и зарубежных лингвистов привлекает не только специфика языка СМИ, но и проблема использования выразительных средств в различных жанрах и типах медиадискурса.

В настоящее время на уровне российских исследований наметились новые тенденции в характеристике публицистического стиля и стилистики текста. Тексты предлагается описывать "не перечнем типовых языковых единиц, а векторным указанием на правила их отбора и композиции" [Костомаров 2005]. Это обусловливает необходимость создания работ по сопоставительному анализу разных языков, в которых отражаются определенные изменения взаимоотношений ресурсов языка и их употребления.

Данная монография посвящена комплексному изучению композиционной формы "описание" в письменном дискурсе репортажа, являющегося одним из основных информационных жанров. Исследование проводится в рамках междисциплинарного подхода к анализу языка массовой коммуникации в аспекте восприятия и продуцирования текста.

Цель монографии состоит в выявлении специфики использования композиционной формы "описание" как основного метода оформления фактографического высказывания в печатном репортаже. В книге представлена систематизация и типизация текстообразующих стратегий, используемых для создания письменного дискурса репортажа в немецкой прессе. Особое значение для дальнейшего исследования языка массмедиа имеет выявленная в работе совокупность языковых констант композиционных форм и собственных средств выразительности информационных жанров газеты.

Языковые константы, присущие тем или иным композиционным формам, уже не рассматриваются как данные раз и навсегда, а могут варьироваться в зависимости от функционального стиля, от ситуации и участников общения.

Теоретически важным представляется предлагаемое в работе разграничение понятий композиционно-языковой и композиционно-речевой формы высказывания. Языковые константы, характерные для композиционно-языковой формы "описание", особым образом преломляются в газетно-публицистическом стиле. Эта форма, используемая в письменном дискурсе репортажа, имеет ряд особенностей, более всего отвечающих требованиям информационного блока газеты. В плане выразительности "описание" представляется одним из наиболее адекватных методов оформления ядерного высказывания репортажа.

Объектом исследования являются репортажи надрегиональной и региональной прессы Германии за период с 1995 по 2008 годы.

Язык репортажа рассматривается в книге как особый вид дискурсивной деятельности [Кубрякова, Цурикова 2004], имеющий ряд дифференцирующих особенностей. Дискурс печатного репортажа исследуется с позиций прагматического, семиотического, коммуникативно-когнитивного и когнитивно-дискурсивного подходов.

Особое внимание уделено анализу разных слоев словарного состава: имеется в виду соотношение книжной и разговорной лексики, использование просторечий или молодежного сленга. Для современного массмедийного дискурса характерно также обращение к невербальным способам передачи информации. Креолизованные тексты не просто информативны, но и обладают большей воздействующей силой.

При выборе языковых и неязыковых средств в качестве определяющих факторов рассматриваются тип издания, инициатор текста, категория автора и целевая аудитория. Учет именно этих факторов гарантирует выполнение социального заказа.

Монография состоит из четырех глав и приложения.

Первая глава "Письменный дискурс репортажа в свете когнитологии и прагматики" посвящена проблеме соотношения публицистического стиля и дискурса СМИ. В ней определяются статус и особенности письменного дискурса репортажа, который исследуется с позиций прагматического, семиотического и коммуникативно-когнитивного подходов. Особое внимание уделяется психолингвистическому и когнитивному аспектам взаимодействия автора и целевой аудитории.

Во второй главе "Проблема типологии композиционных форм" освещена не только историческая составляющая анализируемой темы, но предложено также рассмотрение композиционных форм в свете текстообразующих стратегий, сравнивается оценка роли композиционной формы "динамическое описание" в языке массмедиа с позиции отечественных и немецких исследователей. Кроме того, обосновывается возможность разграничения понятий "композиционно-языковая" и "композиционно-речевая" формы в контексте когнитологии.

В третьей главе "Структурно-композиционная схема репортажа" сопоставляются структура и композиция репортажа в отечественной традиции и в современной немецкой прессе, анализируется проблема чистоты жанра, рассматриваются языковые средства создания репортажа и критерии их выбора, выявляются функции авторского "я".

Четвертая глава "Особенности функционирования композиционной формы "динамическое описание" в репортаже (на материале центральных и региональных газет)" посвящена сопоставительному анализу стилистических, лексических и синтаксических средств экспрессивности репортажа и "динамического описания". Особое внимание уделено креолизованным текстам как невербальным средствам выразительности в информационном блоке газеты.

В приложениях предлагаются тексты репортажей, иллюстрирующие ведущую роль автора в селекции языковых средств, а также иконические фрагменты креолизованных материалов.

Круг проблем, поднятых в монографии, представляет интерес для дальнейшего изучения. Он заключает в себе потенциальные возможности решения вопросов, находящихся на стыке таких наук, как риторика, когнитивная лингвистика, дискурс-анализ, медиалингвистика. Эти вопросы, напрямую связанные с языком СМИ, ждут своего решения, возможно, в ближайшей перспективе.

Автор выражает глубокую признательность рецензентам -- доктору филологических наук, профессору кафедры немецкого языкознания филологического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова М.Н.Володиной и доктору филологических наук, профессору кафедры английского языкознания филологического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова Н.Б.Гвишиани.


 Об авторе

Татьяна Александровна ЛЕНКОВА

Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета истории и международных отношений Рязанского государственного университета им.С.А.Есенина, доцент кафедры психологии и лингвистики Политехнического института (Рязанского филиала) Московского государственного открытого университета. Защитила диссертацию по специальности "германские языки" на кафедре немецкого языкознания филологического факультета Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова. Занимается вопросами медиалингвистики, лингвистики текста и психолингвистики.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце