URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Вениаминов И. Замечания об алеутах (из Записок об островах Уналашкинского отдела)
Id: 120506
 
373 руб.

Замечания об алеутах (из Записок об островах Уналашкинского отдела). Изд.2

URSS. 2011. 336 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-01827-2.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1840 г.)

 Аннотация

Предлагаемая читателю книга митрополита, миссионера и просветителя Иннокентия Вениаминова (1797--1879) содержит подробное этнологическое описание алеутов --- народа, населяющего Тихоокеанское побережье Азии и Америки. Автор кратко касается происхождения названия этого народа, численности алеутов и причин ее уменьшения. Описывается наружность алеутов: характерные черты лица, рост, цвет кожи, строение тела; физические и умственные способности. Большое внимание уделено рассмотрению особенностей нрава алеутов; по утверждению автора, в главных чертах характера они не имеют исключений, все "как будто отлиты в одну и ту же форму". И.Вениаминов обращается к различным обычаям алеутов, в том числе связанным с рождением и воспитанием детей, заключением браков, погребением умерших; описывает их традиции, праздники и религиозные обряды, эпический фольклор. В работе представлен быт алеутов --- их селения, жилища, одежда и пища, имущество, используемые орудия. Кроме того, затрагивается правовая сторона жизни народа, рассказывается о существующих у алеутов сословиях, о правах и обязанностях, законах, принципах правления.

Настоящая книга составляет вторую часть фундаментального труда И.Вениаминова "Записки об островах Уналашкинского отдела" (1840), составленного из материалов многолетних путевых дневников автора; однако она вполне может рассматриваться как самостоятельное произведение.

Книга будет интересна как специалистам --- этнологам, историкам, культурологам, так и широкому кругу читателей.


 Оглавление

ОТДЕЛЕНИЕ ВТОРОЕ
Продолжение замечаний о жителяхъ
 I. Число Алеутовъ
 II. Причины уменшения
 III. Селения
 IV. Жилища
 V. Одежда
 VI. Байдарки
 VII. Пища
 VIII. Имущество
 IX. Орудия
 X. Рукоделия
 XI. Астрономия и счисление времени
 XII. Болезни и лечение оных
 XIII. Языкъ
 XIV. Предания
 XV. Сказки
 XVI. Песни
 XVII. Игры
 XVIII. Взглядъ на нынешнее просвещение Алеутов

 II. Наружный видъ Алеутовъ (отрывок)

Къ какому племени народовъ принадлежатъ Лисьевские Алеуты? кажется это еще не совсемъ решено.

Г.Блюменбахъ причисляетъ ихъ къ Монгольскому племени, вместе съ Якутами, Тунгусами и прочими Камчатскими племенами; а Г.Форстеръ причисляетъ къ Ескимосскому, или Гренландскому племени; въ чемъ согласенъ и Г.Шамиссо, который сверхъ того находитъ большое сходство Алеутскаго языка съ Ескимосскимъ. Напротивъ того знаменитый Лингвистъ Фатеръ сомневается ихъ причислить къ сему последнему племени. Г.Бори Винцентъ (Вогу dе st. Vincent), по своему разделению, причисляетъ ихъ къ гладковолосымъ (Lejotrichi) и Гиперборейскому племени, къ которому, по его разделению, принадлежатъ: Якуты, Чукчи, Коряки, Камчадалы и другие.

Кажется, вероятнее мнение техъ, кои причисляютъ ихъ къ Монгольскому племени; потому что Алеуты, по наружному виду, имеютъ весьма большое сходство съ Якутами. У Алеутовъ, хотя и въ меньшей степени, но также какъ и у Якутовъ скуловатое лице, не широкие глаза, кривыя ноги, черные и грубые волосы и почти одинаковый ростъ.

Напротивъ того въ образе жизни и въ образовании языка они больше подходятъ къ Гренландцамъ.

Наружность нынешнихъ Алеутовъ, т.е. черты лица, не у всехъ между собою сходны; потому, что на нынешнее поколeнie Алеутовъ (среднихъ летъ) весьма большое влияние имело значительное число Русскихъ, бывшихъ здесь во время и после частныхь компаний; почему не всякий Алеутъ можетъ быть взятъ за образецъ при описании ихъ наружнаго вида, не смотря на то, что онъ, по происхождению своему, будетъ называть себя чистымъ Алеутомъ.

И такъ, что бы сколько можно вернее изобразитъ национальную наружность Алеутовъ, я не буду брать за образецъ самого безобразного и не уклюжаго; потому, что такихъ очень не много, и они, в вероятно, суть только уроды въ своемъ роде; но не возьму и красивого и виднаго мущину, -- тутъ сомнительно, точно ли онъ чистый Алеутъ; а буду смотреть на техъ, которые несколько выше первыхъ и гораздо ниже последнихъ, потому, что число ихъ гораздо более.

Алеуты вообще росту среднего, т.е. отъ 5 до 9 вершковъ; но съ перваго взгляда они покажутся гораздо ниже; потому, что отъ сиденья въ байдарке, въ домахъ не на стульяхъ и даже не на подмосткахъ, но на ровномъ мъсте, -- они не могутъ держать себя прямо. Сверхъ того, въ коленкахъ ноги у нихъ не разгибаются прямо, и голени у мущинъ вообще кривыя; отъ чего на видъ они кажутся не очень рослы и довольно не уклюжи, и, можно сказать, даже уродливы, если не въ своемъ национальномъ костюме. Но если бы Алеутамъ дать выправку, то большая часть изъ нихъ ростомъ были бы около 12 вершковъ и даже есть некоторые более 14 вершковъ, какъ напр. бывший главный тоэнъ Унгинский, который и безъ всякой выправки былъ не менее 13 вершковь; но подобный рость есть уже исключение, точно такъ, какъ и малорослые, изъ коихъ некоторые едва будутъ два аршина.

Походка Алеутовъ не ровная; они ходятъ какъ бы спотыкаясь; и такъ какъ у нихь кривые ноги, то на ходьбе съ боку очень походить на Еврейскую букву s; а спереди и сзади кажутся какъ будто танцуютъ. По новой тропинке, проложенной по снегу Алеутомъ, Русский никакъ не можетъ итти, ступая следъ въ следъ; ибо пятки ногъ его смотрятъ не внутрь, а наружу.

Но зато Алеутъ, когда сидитъ въ своей однолючной байдарке, и, разумеется, въ своемъ национальномъ костюме, совсемъ другой человекъ, чемъ на земле; въ то время, кажется, что онъ созданъ для байдарки или байдарка изобретена для того, чтобы показать его съ самой лучшей стороны. Случалось мне видеть несколько разъ Русскихь сидящихъ въ байдарке, но никто изъ нихъ, даже изъ самыхъ бойкихъ и статныхъ, не делаетъ такого вида какъ самый обыкновенный Алеутъ...


 Об авторе

Иннокентий ВЕНИАМИНОВ (1797--1879)
(митрополит Иннокентий, 1868--1879; в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов)

Выдающийся русский церковный деятель, этнограф, языковед и естествоиспытатель, просветитель народов Аляски и Дальнего Востока. Родился в селе Ангинском Иркутской губернии, в семье пономаря. В 1806 г. поступил в Иркутскую семинарию. В 1817 г. был рукоположен в диакона, а в 1821 г. -- во священника. В 1824 г. был назначен миссионером в Америку. Пятнадцать лет жил на острове Уналашка в Русской Америке; просвещал обитателей Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, крестил тысячи людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них детей. В 1840 г. был пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита; в том же году стал епископом Камчатским, Курильским и Алеутским, а с 1850 г. -- архиепископом. В 1868 г. был назначен митрополитом Московским. В 1977 г., спустя почти сто лет после кончины, был причислен Русской православной церковью к лику святых.

Работы И.Вениаминова по этнографии и лингвистике, географии и гидрографии до сих пор высоко ценятся в научных кругах. Он был избран членом-корреспондентом Российской академии наук и почетным членом Императорского русского географического общества. Будучи первым исследователем алеутов и тлинкитов, он особое внимание уделял изучению форм брака и семейных отношений, стоял на последовательно-исторической точке зрения в этнографии. Он также получил известность и как ученый-лингвист; благодаря составленным им алеутской грамматике, русско-алеутскому и алеутско-русскому словарям алеуты в то время были самыми грамотными среди других народов Российской империи. Материалы И.Вениаминова об алеутах и тлинкитах поражают полнотой и разнообразием этнографических сведений и в наше время представляют большой научный интерес.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце