URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Гитман М.Б., Столбов В.Ю., Гилязов Р.Л. Управление социально-техническими системами с учетом нечетких предпочтений
Id: 120181
 
422 руб.

Управление социально-техническими системами с учетом нечетких предпочтений

URSS. 2011. 272 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-0356-4.

 Аннотация

В настоящей монографии рассматриваются вопросы управления социально-техническими системами. Описываются основные подходы к управлению большими и сложными системами. Излагается математический аппарат, используемый при математическом моделировании социально-технических систем; приводятся примеры управления такими системами. Рассматривается задача управления мультисервисными сетями передачи данных с учетом нечетких интересов пользователей услуг связи, а также задача управления структурой и содержанием образовательных программ высшего профессионального образования в рамках компетентностного подхода, при котором учитываются предпочтения всех заинтересованных сторон --- от студентов до работодателей.

Книга адресована исследователям, аспирантам и докторантам в области управления сложными социально-техническими системами.


 Оглавление

Введение
ГЛАВА 1.  Основы управления социально техническими системами
 1.1. Основы системного анализ
 1.2. Большие и сложные системы. Социально-технические системы. Виды неопределенности
 1.3. Способы описания неопределенности по информационному обеспечению
 1.4. Многокритериальная неопределенность. Иерархические структуры. Иерархия принятия управленческих решений
ГЛАВА 2.  Математическое моделирование и управление в социально-технических системах с учетом нечеткости исходной информации
 2.1. Основные положения теории нечетких множеств
 2.2. Индексы ранжирования: детерминированные, интегральные, специальные
 2.3. Методика построения предпочтений в виде функции принадлежности нечеткого множеств
 2.4. Построение обобщенных нечетких критериев оптимальности
 2.5. Методика построения обобщенных нечетких критериев оптимальности с учетом иерархии системы управления
ГЛАВА 3.  Управление транспортными сетями передачи данных с учетом нечетких социальных предпочтений
 3.1. Современные сети передачи данных. Иерархия сетей. Виды неопределенности
 3.2. Классификация пользователей мультисервисных сетей связи
 3.3. Концептуальная постановка задачи моделирования и оптимизации мультисервисных сетей связи
 3.4. Оптимизационная модель магистрального уровня сети
  3.4.1. Выбор критериев оптимизации ядра сети
  3.4.2. Потоковая модель сети связи
 3.5. Оптимизационная модель распределительного уровня сети
  3.5.1. Модель распределительной сети как системы массового обслуживания
  3.5.2. Обобщенный критерий оптимальности распределительного уровня мультисервисной сети связи
 3.6. Численная реализация модели магистрального уровня сети
  3.6.1. Линеаризация модели оптимизации ядра сети
  3.6.2. Модифицированный симплекс-метод
  3.6.3. Алгоритм Дейкстры поиска кратчайшего пути
  3.6.4. Алгоритм нахождения начального базисного допустимого решения
  3.6.5. Эвристический алгоритм неполного перебор
 3.7. Идентификация модели оптимизации магистрального уровня мультисервисной сети связи
 3.8. Численная реализация и проверка адекватности модели распределительного уровня сети
  3.8.1. Пример применения обобщенного критерия для оценки оптимальности распределительного уровня сети
  3.8.2. Тестирование имитационного алгоритма и программного комплекс
 3.9. Решение демонстрационных примеров и анализ результатов
ГЛАВА 4.  Управление структурой и содержанием образовательных программ высшего профессионального образования с учетом интересов различных социальных групп
 4.1. Современные проблемы проектирования основных образовательных программ в рамках компетентностного подход
  4.1.1. Особенности проектирования образовательных программ в контексте Болонского процесс
  4.1.2. Учет интересов различных социальных групп
  4.1.3. Построение индивидуальных образовательных траекторий
 4.2. Разработка алгоритма составления допустимых учебных планов на основе компетентностного подход
  4.2.1. Методика вычисления относительных весов компетенций
  4.2.2. Алгоритм формирования начальной дисциплинарной и компетентностной структур основной образовательной программы
  4.2.3. Вычисление начального распределения трудоемкости дисциплин с учетом связей между дисциплинами и компетенциями
 4.3. Разработка алгоритма автоматизированного формирования допустимых учебных планов
  4.3.1. Формирование непротиворечивой последовательности изучения дисциплин
  4.3.2. Составление календарного графика учебного плана с учетом ограничений по трудоемкости в семестрах
 4.4. Оптимизация учебных планов с учетом нечетких предпочтений различных социальных групп
  4.4.1. Анализ и оптимизация учебных планов с учетом иерархической структуры частных критериев оптимальности
  4.4.2. Алгоритм поиска оптимального варианта учебного плана с точки зрения удовлетворения запросов нескольких заинтересованных групп
 4.5. Практическое применение разработанной модели управления учебными планами компетентностного формат
  4.5.1. Сбор и описание исходных данных
  4.5.2. Пример формирования учебного плана образовательной программы подготовки бакалавра по направлению "Металлургия" с помощью различных эвристических методов и критериев оптимальности
  4.5.3. Анализ полученных результатов и проверка адекватности модели управления учебными планами
Приложения
Литература

 Введение

Общая теория управления изучает задачи управления системами различной природы. Обычно системы (объект управления) рассматриваются как технические или организационные (социальные). При этом системы управления (субъект управления) также могут иметь техническую или организационную природу. В том случае, когда приборы управляют технической системой, то говорят о технической системе управления (ТС). В организационных системах управления (ОС) люди управляют людьми. Если человек или группа лиц управляет технической системой, то такая система управления называется человеко-машинной системой (ЧМС). Можно говорить и о самом общем виде системы управления -- организационно-технической системе (ОТС), в которой наблюдаются все три вида взаимодействия между объектом и субъектом управления [1].

Следует отметить, что чем сложнее структура взаимодействия между объектом и субъектом управления, тем более сложные модели управления требуются для их описания. В настоящее время разработан достаточно общий математический аппарат для технических [2] и организационных систем управления [3]. Для человеко-машинных, не говоря уже об ОТС, такого аппарата пока не разработано, хотя работы в этом направлении активно ведутся во всем мире.

В данной книге рассматривается частный случай ЧМС -- социально-технические системы управления (СТС), в которых в качестве объекта управления выступает некая техническая система, а в качестве субъекта управления рассматриваются потребители услуг этой ТС (различные социальные группы людей) и все заинтересованные в успешном функционировании и развитии ТС лица (менеджеры, находящиеся на различных уровнях управленческой иерархии). В качестве примеров подобных систем в книге рассматриваются мультисервисные сети передачи данных и образовательные системы.

Отметим, что ранее СТС в вышеприведенном контексте не рассматривались. Расширение числа лиц, принимающих решения об эффективности функционирования рассматриваемой технической системы, за счет внешних и внутренних потребителей производимых услуг обусловливает необходимость разработки специального математического аппарата, позволяющего учесть интересы различных социальных групп.

Состояние сложной управляемой технической системы, как правило, определяется большим количеством разнообразных параметров. Эти параметры могут иметь различную физическую природу, размерность и важность при оценке оптимальности состояния системы и эффективности ее функционирования. В то же время в выборе оптимальной конфигурации системы могут быть заинтересованы разные группы лиц, принимающих решения (ЛПР). ЛПР, в свою очередь, обычно группируются в различные иерархические структуры (например, управленческие). Считается, что при оценке успешности функционирования системы на первом уровне иерархии имеется информация об объективных параметрах системы, а на каждом следующем узле иерархии к имеющейся объективной информации добавляется выбор лица, принимающего на этом уровне решение.

Таким образом, на каждом уровне иерархии происходит свертка множества показателей эффективности функционирования системы нижнего уровня, а способ этой свертки несет информацию о сделанном ЛПР выборе. В случае, когда параметры, задающие состояние системы, имеют одинаковую физическую природу (например, получаемая прибыль), наиболее распространенным способом устранения многокритериальной неопределенности на каждом уровне иерархии, как правило, является линейная свертка, при этом лицо, принимающее решение, задает только коэффициенты важности критериев нижнего уровня. В случае, когда параметры системы имеют разную физическую природу, выбор способа их свертки становится менее однозначным. Помимо задания различного рода коэффициентов важности критериев нижнего уровня, выбор ЛПР во многом определяется именно выбором способа свертки параметров. Крайними вариантами такого выбора являются линейная сверка критериев и минимаксный критерий. Однако эти способы свертки не всегда могут дать объективный результат, необходимый для принятия управленческого решения.

Исследуемая техническая система вместе с иерархией принятия решений может рассматриваться как единая социально-техническая система, в которой активную роль играют ЛПР. Подобные подходы к управлению организационными и социально-экономическими системами с использованием теории активных систем и методов комплексного оценивания рассмотрены в работах [3, 4]. Однако предлагаемые подходы требуют либо детального рассмотрения и учета интересов каждого активного элемента системы путем изучения их когнитивного поведения, либо сведения задачи оптимизации состава и структуры системы к антагонистической или коалиционной игре [5, 6].

Для эффективного управления сложной социально-технической системой необходимо в иерархию принятия решений ввести потребителей, которые представляют собой отдельную группу (группы) людей. Необходимо отметить, что в этой иерархии данная группа не принимает управленческих решений, а может высказывать свое мнение об эффективности управления (т.е. свои предпочтения), анализируя показатели функционирования технической системы. Данное мнение должно некоторым образом учитываться в комплексном критерии эффективности (оптимальности) функционирования исследуемой системы. При этом в некоторых случаях бывает достаточно лишь правильно обрабатывать информацию с нижних уровней иерархии, что значительно упрощает процесс моделирования и выбора правильного управленческого решения. Именно вопросам моделирования и управления такими системами и посвящена данная книга.

Книга может представлять интерес для студентов, аспирантов и научных сотрудников, специализирующихся в области математического моделирования и оптимизации социально-технических систем. Авторы стремились сделать материал книги замкнутым, т.е. содержащим все необходимые понятия, определения и другие сведения.

Книга состоит из четырех глав. Первая глава является вводной, содержащей описание основных подходов к моделированию больших и сложных систем, к которым и относятся социально-технические системы. Глава 2 посвящена изложению математического аппарата, используемого при математическом моделировании социально-технических систем. Третья и четвертая главы содержат примеры управления различными социально-техническими системами. В третьей главе рассматривается задача управления мультисервисными сетями передачи данных с учетом нечетких интересов пользователей услуг связи. В четвертой главе, которая посвящена вопросам управления образовательными системами, рассматривается задача управления структурой и содержанием образовательных программ высшего профессионального образования в рамках компетентностного подхода. При этом учитываются предпочтения всех заинтересованных сторон -- от студентов до работодателей.

Авторы выражают искреннюю благодарность рецензентам -- доктору технических наук, профессору В.В.Цыганову и доктору технических наук, профессору В.А.Харитонову, обсуждение с которыми замечаний и предложений по содержанию книги позволило, по нашему мнению, улучшить качество изложения и сделать книгу более интересной и доступной для более широкого круга читателей. Авторы благодарят работника ОАО "Уралсвязьинформ" С.В.Киндеркнехта за ценные замечания по 3-й главе книги, а также аспиранта С.С.Котова и профессора Ю.Н.Симонова за помощь в написании 4-й главы. Отдельно хотелось бы поблагодарить заведующего кафедрой "Математическое моделирование систем и процессов" Пермского государственного технического университета, доктора физико-математических наук, профессора П.В.Трусова за многочисленные полезные дискуссии и советы, способствовавшие написанию данной книги.


 Об авторах

Михаил Борисович ГИТМАН (род. в 1956 г.)

Доктор физико-математических наук, профессор кафедры математического моделирования систем и процессов Пермского государственного технического университета. Автор более 150 научных работ по математическому моделированию сложных систем и процессов, стохастической оптимизации процессов пластического деформирования металлов, управлению социально-техническими системами. E-mail: mgitman@netzero.net
Валерий Юрьевич СТОЛБОВ (род. в 1954 г.)

Доктор технических наук, профессор кафедры математического моделирования систем и процессов Пермского государственного технического университета. Автор более 160 научных работ по вопросам математического моделирования сложных систем и технологических процессов, построения интеллектуальных систем управления производственными системами, оптимизации процессов пластического деформирования металлов в условиях неопределенности, управления социально-техническими системами. E-mail: valeriy.stolbov@gmail.com
Руслан Леонидович ГИЛЯЗОВ (род. в 1981 г.)

Кандидат технических наук, руководитель группы АСУ фирмы "Радиус-сервис". Автор более 20 научных работ по математическому моделированию систем массового обслуживания, информационным технологиям в управлении большими системами, управлению мультисервисными сетями передачи данных. E-mail: gilyazovruslan@gmail.com

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце