URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Болдуин Дж.М. Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода. Т.1: Экспериментальное обоснование. Биологический генезис. Пер. с англ.
Id: 120052
 
312 руб.

Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода. Т.1: Экспериментальное обоснование. Биологический генезис. Пер. с англ. Т.1. Изд.2

URSS. 2011. 352 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-01735-0.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1911 г.)

 Аннотация

Предлагаемая читателю книга известного американского психолога, социолога и философа Дж.М.Болдуина (1861--1934) представляет собой фундаментальный труд по психологии детства, в котором изучается взаимосвязь психического развития индивида с развитием сознания у человеческого рода в целом. Положив в основу своего исследования биогенетический закон Геккеля, автор сопоставляет онтогенез ребенка, т.е. его индивидуальное развитие, с филогенезом, т.е. с развитием всего ряда его предков, и пытается найти их общие принципы.

Настоящее издание, представляющее собой первый том книги, посвящено постановке генетической проблемы и исследованию принципов биологического развития индивида. Автор рассматривает вопросы о движениях ребенка, о детском подражании, о рисовании и письме, о восприятии расстояний и цветов у детей; объясняет явление преобладания деятельности правой руки у большинства людей. Кроме того, в общих чертах излагается теория развития; раскрывается понятие органического приспосабливания, исследуется происхождение движений и эмоциональных выражений у человека. Второй том книги, посвященный собственно вопросам психологического развития и рассматривающий происхождение памяти, внимания, мышления, воображения, эмоций, желаний и т.д., выходит одновременно с первым в нашем издательстве.

Книга рекомендуется психологам различных специальностей, физиологам, биологам, студентам и преподавателям психологических факультетов вузов; будет полезна учителям, родителям и всем, кто интересуется вопросами детской психологии.


 Оглавленiе

 Предисловiе къ первому изданiю
 Предисловiе къ третьему изданiю
 ВВЕДЕНIЕ
 ГЛАВА I.Психологiя младенца и психологiя человеческаго рода
 ГЛАВА II.Новый методъ изученiя детства
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Экспериментальное обоснованiе
 ГЛАВА III.Воспрiятiе разстоянiй и красокъ у детей
 ГЛАВА IV.Почему возникаетъ преобладанiе правой руки
 ГЛАВА V.Движенiя ребенка
 ГЛАВА VI.Внушенiе
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Бiологическiй генезисъ
 ГЛАВА VII.Теорiя развитiя
 ГЛАВА VIII.Происхожденiе двигательныхъ положенiй и выраженiй
 ГЛАВА IX.Органическое подражанiе

 Из предисловiя къ первому изданiю

Когда я писалъ настоящую книгу, я преследовалъ довольно противоречивыя цели. Она была начата въ виде ряда статей, содержавшихъ сообщенiя о наблюденiяхъ надъ маленькими детьми и частью напечатанныхъ въ журнале "Science" за 1890--1892 г.г. Однако, при осуществленiи этого плана я находилъ необходимымъ все время расширять свою постановку вопроса, чтобы проводить более широкiй генетическiй взглядъ. Это стало более ясно сознаваться мною при разсмотренiи подражательныхъ действiй ребенка, въ особенности же когда я дошелъ до соотношенiя между подражанiемъ и хотенiемъ, какъ оно изложено въ моей работе, представленной Лондонскому Конгрессу по вопросамъ экспериментальной психологiи въ 1892 году. Дальнейшее изученiе предмета открыло передъ мною такое значенiе генетической функцiи подражанiя, что я решился -- между прочимъ, и подъ влiянiемъ немногихъ авторовъ, писавшихъ въ последнее время объ этомъ вопросе, -- разработать теорiю духовнаго развитiя дитяти, въ которой было бы воплощено это новое воззренiе.

Это занимало мои мысли, и это я сделалъ темою своего семинарiя для старшихъ студентовъ въ Принсетонскомъ университете въ 1893--1894 году; въ результате я пришелъ къ убежденiю, что невозможно установить сколько-нибудь состоятельный взглядъ на духовное развитiе индивидуума, если не выработать ученiя о развитiи сознанiя у человеческаго рода, т.-е. если не разрешить великаго вопроса объ эволюцiи души.

Тогда я принялся снова за литературу о бiологической эволюцiи, имея въ виду синтетически связать господствующую бiологическую теорiю органическаго приспосабливанiя съ ученiемъ о развитiи ребенка въ той форме, какъ оно сложилось у меня подъ влiянiемъ предшествующихъ моихъ работъ. Это -- проблема, которою занимались Спенсеръ и Романесъ. И моя книга представляетъ собою преимущественно разсмотренiе этой проблемы; но описываемый мною методъ, какимъ я пользуюсь, чтобы подойти къ вопросу, служитъ объясненiемъ для предварительныхъ замечанiй и отступленiй въ изложенiи, которыя делаютъ мою книгу столь отличной по содержанiю и расположенiю матерiала отъ книгъ названныхъ авторовъ и отъ всякаго сочиненiя, при составленiи котораго съ самаго начала имелось въ виду созданiе "системы генетической психологiи".

Именно поэтому вопросъ о расположенiи матерiала представлялъ для меня чрезвычайныя трудности. Соотношенiя между развитiемъ индивидуума и развитiемъ рода такъ тесны, -- въ действительности они такъ близко совпадаютъ другъ съ другомъ, -- что ни о какомъ вопросе нельзя говорить съ полной ясностью въ одной области, не предполагая уже данными результаты въ другой. Такимъ образомъ всякiй порядокъ изложенiя въ подобнаго рода сочиненiи долженъ, въ конце-концовъ, быть лишь наименьшимъ изъ возможныхъ золъ.

Однако, то расположенiе главъ, на которомъ я остановился, покажется, я полагаю, терпеливому читателю более или менее разумнымъ. Первыя главы (I--VI) посвящены постановке генетической проблемы съ указанiемъ на факты детской жизни и на методы ихъ изученiя, а также простому выделенiю основныхъ линiй закона, по которымъ группируются факты, -- именно, принциповъ внушенiя, привычки, аккомодацiи и т.д. Эти главы имеютъ въ то же время и собственыую цель, такъ какъ въ нихъ излагаются изследованiя, представляющiя, быть можетъ, некоторую ценность для психологiи и педагогики. Вместе съ темъ оне входятъ въ общiй планъ книги, уясняя центральную проблему о двигательномъ приспосабливанiи. Въ главе V данъ подробный анализъ одной волевой функцiи -- письма. Затемъ следуетъ теорiя приспосабливанiя, изложенная въ общихъ чертахъ въ главахъ VII и VIII, а после этого главы IХ--ХVI содержатъ въ подробностяхъ генетическiй взглядъ на прогрессъ духовнаго развитiя въ его главныхъ этапахъ, представленныхъ вспоминанiемъ, ассоцiацiей, вниманiемъ, мышленiемъ, самосознанiемъ, хотенiемъ. Такимъ образомъ, все вместе является однимъ целымъ, где теорiя опирается на индуктивную обработку фактовъ (предпосланную самой теорiи) и подкрепляется дедуктивною обработкою фактовъ (следующею за теорiей). Теперь (въ 3-мъ изданiи) все сочиненiе разбито на четыре части: "Введенiе", "Экспериментальное обоснованiе", "Бiологическое развитiе" и "Психологическое развитiе".

Въ книге представлены поэтому результаты пятилетнихъ усиленныхъ трудовъ; и распределенiе работы по отдельнымъ вопросамъ на протяженiи этого перiода времени служитъ объясненiемъ того факта, что некоторыя главы содержатъ въ более или менее измененномъ виде статьи, помещенныя мною въ журналахъ. Теперь будетъ ясно, что все эти статьи писались подъ влiянiемъ одного развивавшагося умственнаго запроса, и действительное свое значенiе и оправданiе оне получаютъ только въ настоящей книге. За такое использованiе части матерiала я обязанъ благодарностью редакторамъ и издателямъ некоторыхъ журналовъ, каковы Mind, The Philosophical Review, The Psychological Review, The American Journal of Psychology, The Popular Science Monthly, The Century Magazine, Science, The Educational Review...


 Предисловiе къ третьему изданiю

Выходя третьимъ изданiемъ, эта книга празднуетъ полное свое десятилетiе. Она перепечатывалась семь разъ и переведена на французскiй и немецкiй языки, и спросъ на нее свидетельствуетъ объ интересе къ обсужденiю генетическихъ проблемъ. Въ виду этого новаго интереса и потребности въ немъ, -- потребности внести въ психологiю генетическую и бiологическую точки зренiя, -- ради чего эта книга первоначально и писалась, я решилъ оставить ее по существу въ томъ же виде, въ какомъ она первоначально была написана. Пересмотръ коснулся, главнымъ образомъ, фактическихъ подробностей и точности изложенiя; руководящiя же теорiи, которыя послужили въ известной мере поводомъ къ новому обмену мненiй, остались приблизительно въ той же форме, какъ и раньше. Теперь оне дополнены последующими моими работами "Social and Ethical Interpetations in Mental Development" (4-е изд.1906 г.), "Development and Evolution" (1902), и первой частью сочиненiя по генетической логике, озаглавленнаго "Thought and Things (т.I, 1906 г.). Я приступилъ къ подготовленiю одной книги о "Принципахъ генетической науки", где руководящiя мысли этого ряда сочиненiй будутъ собраны въ сжатой и общепонятной форме. Въ этой книге будутъ подведены итоги всей моей работы, и они будутъ поставлены въ связь съ позднейшею литературою разнообразныхъ наукъ, къ которымъ имеютъ то или иное отношенiе эти ранее написанныя книги.

Въ настоящее изданiе внесены те измененiя, которыя уже были сделаны во французскомъ и немецкомъ переводахъ. Кроме того, на некоторыхъ страницахъ, где речь идетъ о такихъ вопросахъ, по поводу которыхъ позднейшiя размышленiя привели къ развитiю и видоизмененiю выраженныхъ здесь взглядовъ, я делаю ссылки на свои работы, содержащiя изложенiе этихъ новыхъ взглядовъ. Это касается преимущественно "соцiальныхъ" вопросовъ, разработанныхъ далее въ книге: "Духовное развитiе съ соцiологической и этической точки зренiя"; бiологическихъ вопросовъ, разработанныхъ въ сочиненiи "Development and Evolution"; двигательной теорiи общихъ понятiй, сущность которой я развилъ и сокращенно изложилъ въ книге "Thought and Things" въ параграфахъ объ "Общемъ значенiи", где познавательныя операцiи разсмотрены полно и ясно. Такимъ образомъ, читатели, желающiе ознакомиться съ какимъ-либо изъ этихъ вопросовъ, получаютъ данныя, чтобы судить о более подробно развитыхъ взглядахъ автора. Въ ссылкахъ на литературу читатель найдетъ личныя сужденiя о новейшихъ изданныхъ работахъ. Не могу не указать въ особенности на сочиненiя Ллойдъ Морганъ, "Привычка и инстинктъ" (русск. пер. Спб. 1899), Groos, "Die Spiele der Tiere" и "Die Spiele der Menschen", и Jennings, "Behaviour ot Lower Organisms". Въ этихъ сочиненiяхъ некоторыя положенiя, выставленныя въ настоящей книге, получили значительное подкрепленiе, исправленiя и дальнейшее развитiе.

Д.М.Б.
Университетъ Дж.Гопкинса.
Балтимора, октябрь 1906 г.

 Об авторе

Джеймс Марк БОЛДУИН (1861--1934)

Известный американский психолог, социолог, философ, один из основателей американской социальной психологии. Родился в городе Колумбия (штат Южная Каролина). Образование получил в Принстонском университете, где в 1887 г. защитил магистерскую диссертацию, а затем, в 1889 г., -- докторскую диссертацию. С 1887 г. -- профессор философии. С 1919 г. -- профессор Высшей школы общественных наук в Париже. Почетный доктор ряда зарубежных университетов (Оксфордского с 1900 г., Женевского с 1909 г., почетный доктор права Университета Глазго с 1901 г. и др). В 1897 г. был избран одним из первых президентов Американской психологической ассоциации. Основатель таких авторитетных изданий, как "Психологическое обозрение", "Психологические монографии", "Психологический бюллетень".

В сферу научных интересов Дж. М.Болдуина входили: психология развития, психология образования, история психологии, психология личности и социальная психология, философия и теория психологии. Основной задачей психологии он считал исследование индивидуальных различий. Его главным достижением было введение понятия "круговой реакции", предполагающее, что между организмом и окружающей средой идет процесс непрерывной адаптации и взаимовлияния. Болдуин видел в психическом развитии ребенка проявление биогенетического закона. Он одним из первых отметил социальную роль игры, рассматривая ее как инструмент подготовки человека к жизни в условиях сложных социальных отношений. Его идеи оказали влияние на формирование концепции выдающегося швейцарского психолога Ж.Пиаже, который обучался в Женевском университете у одного из ближайших друзей Болдуина, Э.Клапареда. В педагогике Болдуин выступал за индивидуализацию обучения и использование данных экспериментальной психологии.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце