URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Кагаров Е.Г. Прошлое и настоящее египтологии: От Шампольона к Масперо
Id: 119988
 
134 руб.

Прошлое и настоящее египтологии: От Шампольона к Масперо. Изд.2

URSS. 2011. 112 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-01730-5.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания)

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга видного отечественного историка, этнографа и филолога Е.Г.Кагарова (1882--1942), посвященная развитию египтологии --- научной дисциплины, изучающей язык, культуру и историю Древнего Египта. Автор проводит обзор важнейших египтологических исследований, начиная от дешифровки иероглифов основателем данной науки Ф.Шампольоном, заканчивая разработкой египтологии в странах Европы и в России в конце XIX -- начале XX столетий. Описываются результаты археологических раскопок в Египте. В конце книги представлен общий ход истории египтологии и приводятся характерные черты современного автору состояния этой науки.

Книга адресована историкам-востоковедам, археологам, культурологам, преподавателям и студентам исторических факультетов вузов, всем заинтересованным читателям.


 Содержанiе

I.  Шампольонъ и дешифровка iероглифовъ
II.  Р. Лепсiусъ
III.  Кафедра Шампольона въ College de France
IV.  Археологическiя раскопки въ Египте въ третьей четверти ХIХ-го столетiя: Ог. Марiэттъ
V.  Развитiе египтологiи въ Германiи, Францiи и Англiи въ 60-хъ, 70-хъ и 80-хъ годахъ ХIХ-го века
VI.  Эрманъ и берлинская школа
VII.  Г. Масперо и новейшiя раскопки въ Египте
VIII.  Разработка египтологiи въ Англiи, Италiи, Голландiи, Данiи, Швецiи, Норвегiи, Америке и Россiи въ конце ХIХ-го и начале ХХ-го стол.
IX.  Общiй ходъ исторiи науки о Египте и характерныя черты ея современнаго состоянiя

 IX. Общiй ходъ исторiи науки о Египте и характерныя черты ея современнаго состоянiя (отрывок)

Загадочная культура долины Нила обращала на себя вниманiе историковъ уже въ глубокой древности. Такъ, Геродотъ предпринялъ въ половине V-го века до Р.Хр. путешествiе по Египту и оставилъ намъ добросовестное описанiе всего, что онъ виделъ или слышалъ. Четырьмя столетiями позже страну Нила посетилъ Дiодоръ; несмотря на некоторую тенденцiозность изложенiя, его трудъ является чрезвычайно ценнымъ источникомъ. Для изученiя египетской религiи важно сочиненiе Плутарха "Объ Исиде и Осирисе", написанное во II стол. по Р.Хр.

Въ мрачную эпоху среднихъ вековъ всякiе научные интересы заглохли среди господствовавшей тогда схоластики и мистицизма. Только въ ХVIII веке въ Европе пробудился интересъ къ древнему Востоку (о. А.Кирхеръ и др.). Но античность завещала новому времени ошибочное представленiе о древнемъ Египте, какъ стране чудесъ и мистической премудрости. Это представленiе заполонило умы всехъ ученыхъ XVII и ХVШ стол. и заставило ихъ видеть въ iероглифахъ символическое письмо, за которомъ скрывалось какое-либо глубокомысленное ученiе. То была пора самыхъ смелыхъ порывовъ фантазiи...

Въ новую эпоху вступило изученiе Египта со времени Наполеоновской экспедицiи въ Египетъ и открытiя знаменитаго Розеттскаго камня. Ученые различныхъ нацiональностей съ особеннымъ интересомъ и увлеченiемъ взялись за разрешенiе загадки, которую представляло собою таинственное египетское письмо. Наступила эпоха дешифровки iероглифовъ, связываемая обыкновенно съ славнымъ именемъ Шампольона (1790--1832). Впрочемъ, ни одно великое научное открытiе не бываетъ деломъ одного человека. Догадки, более или менее близкiя къ истине, носятся, если такъ можно выразиться, въ воздухе, пока, наконецъ, одному какому-либо генiальному уму не удается точно выразить мысль, къ которой близки были его предшественники.

Де-Саси нашелъ въ демотической части Розеттскаго камня группы знаковъ, соответствовавшихъ греческимъ собственнымъ именамъ, Окербладъ установилъ почти целикомъ демотическiй алфавитъ, Юнгъ прочиталъ уже имя Птолемея, угадавъ значенiе почти всехъ восьми iероглифовъ, составляющихъ это имя. Наконецъ, великому Шампольону удалось совершенно точно формулировать фонетическiй принципъ большинства известныхъ ему iероглифическихъ знаковъ. Съ этого момента ведетъ свое начало новая наука -- египтологiя. Тотъ же IПампольонъ положилъ основанiе египетской грамматике, словарю, исторiи и мифологiи.

Второй перiодъ въ исторiи науки о Египте, наступившiй после смерти Шампольона, характеризуется глубокимъ паденiемъ науки: снова появляются апрiорныя воззренiя, воскресаютъ фантастическiя идеи и гипотезы. Все, что создано было съ такимъ трудомъ генiальнымъ Шампольономъ и стало уже находить себе признанiе, теперь было подвергнуто сомненiю и даже совершенно отвергалось. Къ числу противниковъ Шампольона относятся Сальволини, Шпонъ (1792--1824). Зейффартъ (1796--1849), Улеманъ, акад. Г.Ю.Клапротъ (1783--1835) и И.А.Гульяновъ (1789--1841).

Своимъ возрожденiемъ египтологiя отчасти обязана была Германiи. Лепсiусъ (1810--1884) ввелъ въ науку ясные и точные методы, разделилъ всю исторiю Египта на три перiода (Древнее, Среднее и Новое Царства), привелъ въ порядокъ египетскiй отделъ Берлинскаго музея, а его "Denkmaler aus Aegypten und Aethiopien" навсегда останутся неисчерпаемой сокровищницей для всякаго интересующагося древнимъ Египтомъ. Лепсiусъ открываетъ собою третiй перiодъ въ исторiи научной египтологiи, характеризующiйся преобладанiемъ описательнаго момента, собиранiя фактовъ безъ критической обработки ихъ. Типичнымъ представителемъ этого перiода является Генрихъ Бругшъ, составившiй целый рядъ сборниковъ надписей, словарей, справочныхъ изданiй и т.д. Это -- логически необходимая стадiя развитiя всякой науки: безъ предварительнаго внешняго ознакомленiя съ матерьяломъ науки, съ ея инвентаремъ немыслимо никакое дальнейшее движенiе ея. Къ этой "старой школе" принадлежали многiе выдающiеся изследователи, оказавшiе науке крупныя и существенныя услуги. Основнымъ недостаткомъ трудовъ этихъ ученыхъ служитъ убежденiе въ неподвижности египетской культуры. Критическаго отношенiя къ источникамъ не замечалось, и египтологи лишь ощупью наталкивались на правильную дорогу.

Следующiй, четвертый перiодъ отличается господствомъ строго-научныхъ и плодотворныхъ методовъ изследованiя, созданныхъ (особенно въ области грамматики) берлинскимъ профессоромъ Адольфомъ Эрманомъ. Хронологическiй принципъ, тщательность наблюденiй и осторожность въ выводахъ проникаютъ во все отрасли науки. Въ разработку религiи и исторiи те же самые прiемы внесъ великiй французскiй ученый Гастонъ Масперо. Появились целыя школы изследователей, окончательно разработавшихъ научный методъ, внесшихъ светь въ прежнiй хаосъ въ сфере языка (Зете, Штейндорфъ), исторiи (Бристэдъ, Эд.Мейеръ), искусства (Шпигельбергъ, Жанъ Капаръ) и т.д.

Переживаемая нами эпоха въ области египтологiи тесно связана съ предшествующимъ перiодомъ. Наиболее характернымъ является для нея все более и более усиливающiйся интересъ къ археологическимъ разысканiямъ на почве самого Египта. Археологическiя данныя становятся въ все более и более тесныя отношенiя съ теоретическими изследованiями во всехъ отделахъ египтологiи. Если самъ Эрманъ могъ еще создавать свои труды и совершать открытiя въ тиши рабочаго кабинета или среди коллекцiй музея, то ни одинъ изъ сколько-нибудь выдающихся учениковъ его не могъ избежать необходимости провести несколько летъ въ Египте, производя раскопки, закладывая траншеи или колодцы, вертикальныя шахты или буровыя скважины, наблюдая за последовательностью и возрастомъ пластовъ и т.д....


 Об авторе

Евгений Георгиевич КАГАРОВ (1882--1942)

Видный отечественный филолог-классик, этнограф, историк. Научную и преподавательскую деятельность начал в 1912 г. на историко-филологическом факультете Харьковского университета, где работал до 1925 г. В декабре 1912 г. успешно защитил в Московском университете магистерскую диссертацию. В 1925 г. был приглашен в Ленинградский университет, где стал заведовать кафедрой этнографии; несколько позднее также стал научным сотрудником Музея антропологии и этнографии (МАЭ). В дальнейшем работал в Институте этнографии АН СССР, где руководил кабинетом Европы и Кавказа.

Е.Г.Кагаров внес большой вклад в разработку многих проблем древнегреческой религии. Владея древними языками (как классическими -- латинским и древнегреческим, так и семитическими), он был в состоянии проводить сравнения и аналогии из различных религий, что позволило ему сделать целый ряд интересных наблюдений и оригинальных выводов и объяснить некоторые непонятные элементы в греческой религии. Известность получила его магистерская диссертация "Культ фетишей, растений и животных в древней Греции", в которой он стремился доказать, что в религии древних греков существовали фетишизм, культы растений и животных, то есть ей были присущи элементы верований, характерные для первобытной эпохи.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце