URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Ратцель Ф. Человечество как жизненное явление на земле. Пер. с нем.
Id: 119765
 
84 руб.

Человечество как жизненное явление на земле. Пер. с нем. Изд.2

URSS. 2011. 58 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-01710-7.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1901 г.)

 Аннотация

Данная небольшая работа выдающегося немецкого географа и этнографа Фридриха Ратцеля (1844--1904) содержит основные положения антропогеографии --- созданного им научного направления, в котором развитие человека и общества определяется прежде всего природно-географическими условиями обитания. Автор рассматривает историю человечества как "жизненное явление" планеты Земля, исследует сходство и различие исторических путей различных цивилизаций, их зависимость от природных условий.

Книга будет интересна географам, историкам, этнографам, философам, а также широкому кругу читателей.


 Содержанiе

1.  Земля и человекъ
2.  Основныя положенiя антропогеографiи
 А. Взаимная связь отдельныхъ странъ
 Б. Человекъ и общая жизнь земного шара
 В. Народъ и государство, какъ организмъ
 Г. Историческое движенiе
 Д. Естественныя области
 Е. Положенiе области на земномъ шаре и климатъ
 Ж. Географическое положенiе
 З. Территорiя
 И. Плотность населенiя
 К. Формы поверхности земли
3.  Общiе выводы

 Отрывок из книги

Одно не подлежитъ сомненiю: исторiя
не возле природы, а въ ней самой.

Карлъ Риттеръ.

1. Земля и человекъ.

Гердеръ въ своемъ предисловiи къ "Мыслямъ по философiи исторiи человечества" разсказываетъ о томъ, какъ онъ искалъ философiю исторiи, которую онъ, наконецъ, нашелъ въ "движенiи Бога въ природе, въ идеяхъ Предвечнаго, осязательно выраженныхъ въ целомъ ряде Его творенiй". Для него судьбы человека казались написанными въ книге творенiй, и потому для него, какъ толкователя этихъ судьбъ, заранее уже намеченъ былъ путь отъ звезднаго мiра къ земле и отъ земли къ темъ формамъ жизни, которымъ светитъ то же солнце, что и намъ. Поэтому, разсматривая земной шаръ, какъ одно изъ телъ звезднаго мiра, изучая его положенiе и развитiе въ планетной системе, а также измененiя горъ и морей, образовавшiя части света и страны, онъ имеетъ въ виду не естественно-научное введенiе къ философско-историческому труду, но изображенiе земного шара, какъ одной большой мастерской для образованiя разнообразнейшихъ существъ, среди которыхъ человекъ занимаетъ предопределенное ему место. Человекъ можетъ занимать это место только на этой земле и толъко при данныхъ естественныхъ условiяхъ, и потому факторомъ исторiи человечества является земля не только какъ почва, на которой люди живутъ, которую они обрабатываютъ, въ которой имъ готовятъ могилу, но и въ гораздо более глубокомъ смысле. Человечество принадлежитъ земле, какъ часть ея. Въ исторiи земли былъ моментъ, когда все, что до того времени действовало, что было сотворено, -- все было лишь подготовительнымъ актомъ къ появленiю того существа, въ которомъ органическая жизнь нашей планеты должна была достигнуть высшаго расцвета.

Для насъ во всей исторiи земли нетъ более крупной эпохи, какъ появленiе на ней человека; мы не знаемъ более правильнаго деленiя ея какъ на перiоды дочеловеческiй и человеческiй. Но при появленiи своемъ на земле человекъ еще не былъ оконченнымъ созданьемъ. Человекъ -- дитя земли не потому только, что онъ произошелъ отъ земли, следовательно созданъ изъ земныхъ веществъ, и даже, если смотреть глубже -- не потому только, что земля вынашивала его, начиная съ перваго зародыша органической жизни въ ней, такъ что все произведенное ею раньше сводится къ созданiю человека. Человекъ явился на землю, какъ дитя, нуждающееся въ воспитанiи и способное воспитываться, и земля воспитала его въ борьбе съ присущими ей силами и населяющими ее существами: его исторiя сплелась со всеобщей исторiей земли. Перiоды тепла и перiоды обледененiя, перемежаясь, то расширяли, то суживали область, пригодную для жизни человечества. Человекъ былъ свидетелемъ вымиранiя и нарожденiя целыхъ видовъ животныхъ и растенiй. При этомъ онъ и самъ не могъ оставаться неизменно однимъ и темъ же. Такимъ образомъ человечество въ настоящемъ его виде является продуктомъ своей собственной исторiи и въ то же время исторiи земли. Оне неразрывно связаны между собой, и останутся таковыми навеки. Человекъ появился тогда, когда земля имела уже продолжительную исторiю; возможно также, что этотъ лучшiй цветъ на древе творенiя отцвететъ раньше чемъ наступитъ для земли часъ заката. Если бы это было такъ, позднейшiй послечеловеческiй перiодъ исторiи земли знаменовалъ бы оскуденiе ея и начало регресса жизни земли.

Изъ нашего определенiя о положенiи человека въ природе вытекаетъ, что недостаточно лишь съ внешней стороны разсматривать то, чта въ исторiи называется почвой. Въ ближайшемъ и практическомъ смысле это означаетъ, что во введенiи въ исторiю какой-нибудь страны нельзя довольствоваться описанiемъ ея природы. Будь даже это описанiе такъ же богато красками и такъ же верно, какъ введенiе Iоганна фонъ-Мюллера къ исторiи Швейцарскаго Союза или какъ введенiе Эрнста Курцiуса къ исторiи Грецiи, оно все-таки не достигнетъ даже ближайшей цели, если не коснется, напримеръ, вопроса объ отношенiи площади и положенiя этой страны по всему земному шару.
...


 Об авторе

Фридрих РАТЦЕЛЬ (1844--1904)

Выдающийся немецкий географ, этнограф, социолог; основатель антропогеографии, геополитики, а также теории диффузионизма. Окончил Политехнический университет в Карлсруэ, где слушал курсы геологии, палеонтологии и зоологии. Завершил свое образование в Гейдельберге, где прослушал курс лекций выдающегося биолога Эрнста Геккеля, автора термина "экология". В 1868--1875 гг. путешествовал по Италии, Венгрии, Трансильвании, Северной Америке, Мексике и Кубе. В 1870 г. принимал участие в войне с Францией в качестве волонтера и получил Железный Крест за храбрость. В 1876 г. защитил диссертацию об эмиграции в Китае, а в 1882 г. вышел его фундаментальный труд "Антропогеография", в котором он сформулировал свои основные идеи. С 1886 г. -- профессор Лейпцигского университета.

Основные труды Ф.Ратцеля были посвящены взаимоотношению человека и окружающей природной среды; по его мнению, ведущую роль в формировании той или иной культуры играет географическая среда, к которой приспосабливаются человеческие общества. В его системе взглядов видны многие идеи родоначальника социологии О.Конта: эволюционизм, признание влияния географической среды на развитие народа и государства, роли демографических и космических факторов в функционировании политических систем, жизни этносов и государств. Он также считается одним из основоположников и видных теоретиков геополитики, хотя сам он этого термина не использовал, а писал о "политической географии"; его главный труд так и называется: "Политическая география" (1897). Ратцель выдвинул гипотезу о противостоянии между "континентальными" и "морскими" державами, ввел понятия "чувство пространства" и "жизненная энергия", необходимые для выживания наций и государств в условиях конфликта.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце