Самоидентификация государства, т.е. осознание и определение им своих места и роли в глобальном мире, как свидетельствует история человечества, неизбежно вызывает и необходимость выработки государством и соответствующим ему обществом системы своей национальной безопасности (далее – НБ). Сам термин "национальная безопасность" по содержанию является одним из наиболее сложных по своим составляющим и может включать в себя практически все сферы государственной, общественной, экономической, социальной, духовной, международной жизни. Из перечня этих сфер каждым государством в зависимости от определения им своего места в глобальном мире выделяются приоритетные для него виды национальной безопасности. Исходя из этого, каждым государством осуществляется структурирование форм обеспечения выделенных видов национальной безопасности (как всех их в комплексе, так и по каждому виду отдельно) путем создания соответствующего органа, определения его задач, направлений и форм деятельности и наделения его соответствующими правами и обязанностями. Как правило, статус такого органа определяется либо конституцией государства, либо иными законодательными актами высшего уровня. В Конституции РФ обеспечение национальной безопасности прописано как один из главных приоритетов в задачах государства и общества. Согласно ст.80 Конституции РФ главой российского государства является президент. Именно он гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и в этом качестве является высшим должностным лицом в системе государственных органов обеспечения национальной безопасности. В соответствии с п."ж" ст.83 Конституции РФ президент формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации – конституционный орган, который рассматривает вопросы внутренней и внешней политики России в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования и предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка. Эти позиции, вытекающие из указанной статьи Конституции РФ, изложены в правовой базе, непосредственно определившей статус Совета Безопасности РФ (далее – СБ) – Федеральном законе "О безопасности", вступившем в силу в 1992 г. (в частности, в его 3=м разделе). Закон, таким образом, вступил в силу до принятия в декабре 1993 г. Конституции РФ, однако это обстоятельство, с учетом того, что его принятие состоялось в новых политических и экономических условиях России как суверенного государства, не умаляет его правовые качества, в целом он вписался в основные принципы обеспечения национальной безопасности, определенные Конституцией РФ. Пунктом "ж" ст.83 Конституции РФ предусмотрено, что "статус Совета Безопасности определяется федеральным законом", т.е., в буквальном понимании, отдельным законом, однако законодатель до настоящего времени не реализовал этот путь, оставив нормативной базой деятельности СБ указанную выше главу федерального закона 1992 г. и издаваемые на его основе "Положения о Совете Безопасности", утверждаемые указами президента Российской Федерации. Концептуальные и методологические основы деятельности Совета Безопасности, в этом смысле определяющие его место в государственной системе обеспечения национальной безопасности, дополнены утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N1300 "Концепцией безопасности РФ". Существенной стала корректировка этого документа, осуществленная президентом РФ в 2000 г., с целью сделать "Концепцию" более адаптированной к изменившимся внутри России и вне её условиям. Однако в этой связи принципиально важным представляется указать на сложившееся общее мнение представителей государственных структур, научных кругов, непосредственных исполнителей упомянутой нормативной базы, а главное – высшего руководства страны о том, что она существенным образом устарела. Это обусловлено кардинальными изменениями в статусе российского государства и общества в начале XXI в. Эти изменения произошли как во внутренних факторах (экономическая и общественно-политическая стабилизация, происходящее в российском обществе осознание необходимости укрепления национальной безопасности как общенациональной задачи и особенно в свете завершения военной фазы в урегулировании в Чечне и кавказского кризиса августа 2008 г.), так и во внешних – Россия демонстрирует свою растущую роль на мировой арене, в том числе и в первую очередь в системе глобальной безопасности и необходимости модернизации последней. Именно исходя из этих глобально-стратегических оснований президенты РФ, сначала В.В.Путин, а затем Д.А.Медведев, дали ряд поручений, в соответствии с которыми созданной в июле 2008 г. межведомственной комиссией Совета Безопасности подготовлены новые проекты закона "О национальной безопасности" и "Стратегии национальной безопасности РФ". Автор данной книги является одним из непосредственных участников разработки этих документов. "Стратегия национальной безопасности РФ", утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N537, в значительной, но далеко не в полной мере устранила указанную выше "устарелость" регламентации статуса СБ с точки зрения его роли и места в общегосударственной системе обеспечения НБ, не решив, однако, проблему "осовременивания" его именно правового положения. Внесение же в Федеральное Собрание упомянутого выше законопроекта "О безопасности", в котором эта проблема проработана, затянулось, он внесен в Государственную Думу президентом России только в июле 2010 г. (Следует обратить внимание на то, что наработанный упомянутой выше рабочей группой Совета Безопасности законопроект носил название "О национальной безопасности", при внесении же его в Федеральное Собрание это словосочетание изменено, хотя в самом тексте указано на идентичность понятий "безопасность" и "национальная безопасность".) В российской науке изучению правового статуса, форм и организации деятельности Совета Безопасности уделено значительное внимание. Этому институту государственной власти и управления посвятили свои труды В.И.Булавин, А.В.Возжеников, Б.В.Дрейшев, В.В.Дятленко, Р.Ф.Идрисов, А.А.Кокошин, В.Л.Манилов, М.А.Митюков, В.П.Назаров, А.В.Ополев, А.А.Прохожев, В.Б.Рушайло, С.В.Степашин, А.Я.Сухарев, С.В.Смульский и др. В работах коллег содержится анализ и освещение различных сторон статуса, деятельности, структуры, полномочий этого органа, критериев оценки его эффективности, степени влияния на него различных, в том числе политических факторов (как объективных, так и порой субъективных), рассматриваются и отдельные аспекты правового статуса Совета Безопасности. Многие авторы при этом настаивают на необходимости принятия отдельного закона "О Совете Безопасности", обосновывая свою позицию, с одной стороны, прямым, по их мнению, указанием на это, содержащимся в п. "ж" ст.83 Конституции РФ, а с другой – тем, что такой закон будет четко регламентировать компетенцию СБ и способствовать повышению эффективности его деятельности. В ряде работ та проблема обходится стороной. Обоснования возможности непринятия такого закона и, более того, нецелесообразности этого в нашей научной литературе практически не содержится. Предполагается, что при изложении гл.1 настоящей работы автор обоснует одну из указанных позиций. Характерно, что в большинстве трудов, особенно датированных 2000=ми годами, особое внимание уделяется уже упомянутому выше несоответствию действующих закона 1992 г. и "Концепции" новым реалиям, в которых существует Россия, указывается на необходимость существенного обновления действующей правовой базы в этой сфере. Однако объемного правового анализа статуса Совета Безопасности как конституционного органа в целом, организации и форм его деятельности на всех направлениях, определенных Конституцией РФ и действующим Федеральным законом "О безопасности", в них не содержится. В научной литературе по данной проблематике не дается сравнительно-правовой анализ нормативной базы деятельности СБ и его структур в ее развитии за весь период его существования, слабо акцентированы имеющиеся в этой базе пробелы как правового, так и государственно-управленческого характера. Практическое отсутствие научных публикаций указанного плана стало одной из трудностей, с которой столкнулся автор в проводимом исследовании. Устранению этого пробела в научно-правовом осмыслении статуса Совета Безопасности, как одного из важнейших институтов в системе обеспечения национальной безопасности России, и посвящена предлагаемая работа. С учетом уже отмеченной выше проблемы "отсталости" существующей правовой базы деятельности СБ, ее недостаточного научного обобщения делается попытка дать сравнительно-правовой анализ действующего законодательства в сопоставлении с новыми нормативными актами, уже принятыми ("Стратегия национальной безопасности") или находящимися в высокой степени готовности (проект закона "О безопасности"). В работе также рассматривается вопрос о правовом и организационном оформлении сочетания в деятельности Совета Безопасности проблем национальной (федеральной) и региональной (федеральный округ – субъект РФ – органы местного самоуправления) безопасности, так как проблематика региональной безопасности активно прорабатывается в указанном плане в субъектах Федерации. Сам же механизм учета и реализации региональной безопасности в обшегосударственной системе НБ в правовом оформлении и на практике, как представляется, отработан недостаточно. Научное осмысление этой важнейшей составляющей НБ также находится в начальной стадии: достаточно сказать, что даже в одном из немногих учебников по теории НБ аспект региональной безопасности освещен весьма скупо и на минимальной фактической базе. Публикации о комплексном подходе к региональной безопасности (а не отдельным ее видам), ее возможном включении в систему деятельности СБ также единичны. Главной целью настоящего исследования является не только анализ правового статуса Совета Безопасности Российской Федерации, но и стремление внести позитивные и конструктивные предложения по его совершенствованию в интересах повышения эффективности функционирования общегосударственной системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в целом. Это является одной из основных конституционных обязанностей президента России, а Совет Безопасности – его важнейший инструмент, который, как отмечено на заседании Совета Безопасности РФ по вопросу "О Стратегии национальной безопасности до 2020 года и комплексе мер по ее реализации", предназначен для осуществления мер "обеспечения национальной безопасности, направленных на реализацию политического курса страны, достижение стратегических национальных приоритетов через консолидацию усилий органов государственной власти и институтов гражданского общества". Владимир Ильич МЕЛЬНИКОВ (род. 1953) Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, заместитель председателя Комитета по обороне и безопасности. Выпускник факультета правоведения Иркутского государственного университета (1975), факультета государственного и муниципального управления Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по специализации "национальная безопасность" (1999) и факультета переподготовки и повышения квалификации Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил по специальности "Оборона и безопасность Российской Федерации" (2004). В 1975–1992 гг. проходил военную службу в КГБ СССР. В 1993–2000 гг. полномочный представитель Президента Российской Федерации в Читинской области и член Военных cоветов Забайкальского Военного округа и 53 ракетной армии РВСН. В 2000–2001 гг. работал в Аппарате полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Главным федеральном инспектором в Читинской области и Агинском автономном округе. С 2001 г. по настоящее время – член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, заместитель председателя Комитета по обороне и безопасности. Награжден медалями "За службу в Вооруженных силах", "За отличие в охране государственной границы", орденом "Дружбы". |
2023. 720 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |