URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Зарипов Р.Х. Кибернетика и музыка
Id: 119453
 
345 руб.

Кибернетика и музыка. Изд.3

URSS. 2014. 240 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-04208-6.

 Аннотация

С того времени, когда стало возможным широкое применение электронных вычислительных машин (ЭВМ), а позднее и персональных компьютеров, широко возрос интерес к их использованию для моделирования научного и художественного творчества. Идеальным объектом для таких исследований является музыка в силу некоторых ее специфических особенностей.

Настоящая монография посвящена рассмотрению этой актуальной проблемы применительно к некоторым аспектам творческой деятельности композитора и музыковеда. Излагается предыстория вопроса, связанная с попытками сочинения музыки «немузыкальными средствами» (игральная кость, способ Моцарта и т. п.). Дается обзор зарубежных и отечественных работ, посвященных различным способам сочинения и анализа музыки с помощью компьютеров. Рассматриваются также работы по синтезированию музыкальных звуков и тембров на ЭВМ, которые используются, в частности, при акустических и психофизиологических исследованиях, связанных с восприятием звука. Центральное место в книге занимает разработанный автором метод алгоритмизации и моделирования на ЭВМ функций композитора и музыковеда. Это --- моделирование музыкальных сочинений (мелодий, песен и гармонизации), а также анализа гармонизации, когда машина выполняет функции экзаменатора и является прототипом обучающей системы в музыкальном преподавании. Этот метод позволяет достаточно гибко проводить различного рода эксперименты, в частности связанные с восприятием музыки. Показываются возможности метода и в других областях исследования интуитивной деятельности. Книга иллюстрирована нотными примерами и рисунками, поясняющими принципы алгоритмизации.

Для всех интересующихся проблемами исследования и моделирования научного и художественного творчества при помощи методов кибернетики.


 Содержание


Моделирование на электронных вычислительных ма- шинах — объективный метод изучения закономернос- тей творчества 5
И мелодия подчиняется правилам 15
§2.1. Мелодия — основной элемент музыкального сочинения ... 15
§ 2.2. Анализ мелодии 18
§2.3. О принципе вариационного развития 30
О механических способах сочинения музыки .... 34
Обзор исследований в музыке с применением элект- ронных вычислительных машин 39
§4.1. Сочинение музыкальных композиций 40
§4.2. Анализ музыкальных сочинений с . 64
§ 4.3. Звуковоспроизведение 70
Общие принципы алгоритмизации 73
§5.1. Элементы музыкальных композиций и их кодирование .... 73
§ 5.2. Операции над высотами и интервалами 80
§ 5.3. Случайный выбор элементов 85
§ 5.4. Принципы строения алгоритма 86
§ 5.5. Формальное соответствие между типом композиции и на- бором значений параметров 89
Сочинение мелодий на вычислительной машине ... 90
§6.1. Основные принципы алгоритмизации 90
§6.2. Ритмические и мелодические группы 91
§6.3. Масштабно-тематическая структура 94
§ 6.4. Алгоритмизация построения мелодии 100
§6.5. Некоторые особенности программы 109
§6.6. Блок-схема программы • 110
Синтезирование песенного ритма и песенной мелодии
на вычислительной машине 119
§7.1. Соответствие между стихотворным и песенным ритмами . . . . 119
§ 7.2. Принципы алгоритмизации песенного ритма 123
§7.3. Элементы стихотворного и песенного ритмов 124
§ 7.4. Этапы процесса построения песенного ритма и песенной мелодии . 129
§7.5. Некоторые особенности программы 134
§ 7.6. Блок-схема программы , . . . 136
Решение задач по гармонии на вычислительной ма- шине 141
§8.1. Гармонизация мелодии 141
§ 8.2. Характеристики аккордов гармонизации 142
§ 8.3. Алгоритм построения средних голосов А-аккорда 146
§8.4. Общий принцип гармонизации мелодии 150
§8.5. Схема оценки и выбора аккорда Av_j_1 151
§8.6. Информация о гармонизации 152
§8.7. Правила гармонизации и их алгоритмизация 155
§ 8.8. Параметры композиции и их значения 161
§ 8.9. Некоторые особенности программы 163
§8.10. Блок-схема основной программы 166
§8.11. Блок-схема программы отбора и оценки значений G, я, % . . 170
Анализ гармонизаций с помощью программы-экзаме- натора 175
§9.1. Принципы организации программы-экзаменатора 175
§9.2. Перечень примечаний и их кодирование 176
§ 9.3. Блок-схема программы 178
§ 9.4. Пример машинного анализа гармонизации 180
Исследование механизма вариационного развития ме- лодии 184
§10.1. Транспозиция отношений при варьировании ситуации . . 184
§ 10.2. Понятия принципа варьирования композиции 185
§10.3. Два принципа моделирования мелодии 190
Сравнительная оценка сочинений машины и компози- торов 192
О некоторых возможностях метода моделирования на электронных вычислительных машинах 204
§12.1 О перспективах практического использования вычислитель- ных машин для музыкальных исследований 204
§ 12.2. Моделирование новых понятий 207
§12.3. Выявление механизма порождения композиций заданного
типа 209
§ 12.4. Автоматическое образование новых синтаксических структур 211
Приложение 1. Примеры мелодий, сочиненных машиной «Урал» . . . . 215
Приложение 2. Примеры музыкальных пьес, сочиненных машиной
«Урал-2» по программе, описанной в главе VI 218
Приложение 3. Примеры песенных мелодий, сочиненных машиной
«Урал-2» по программе, описанной в главе VII 223
Приложение 4. Примеры гармонизации мелодий, выполненные машиной
«Урал-2» 225
Литература 226
Указатель терминов 232
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце