URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Ахелис Т. Этика: История этики и критика ее систем. Явления нравственности. Принципы нравственности. Пер. с нем.
Id: 119446
 
134 руб.

Этика: История этики и критика ее систем. Явления нравственности. Принципы нравственности. Пер. с нем. Изд.2

URSS. 2011. 112 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-01687-2.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1905 г.)

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается работа немецкого философа Томаса Ахелиса (1850--1909), в которой подробно и всесторонне рассматривается этика, описываются ее метод и задачи. Книга состоит из трех разделов, в первом из которых излагается история этики и дается критика некоторых этических систем; во втором рассматриваются этические элементы в различных областях социальной жизни; третий раздел посвящен этическим принципам.

Книга будет полезна философам, социологам, культурологам, историкам науки, преподавателям и студентам философских факультетов, а также широкому кругу заинтересованных читателей.


 Оглавленiе

Вступленiе

ОТДЕЛЪ I. ИСТОРIЯ ЭТИКИ И КРИТИКА ЕЯ СИСТЕМЪ

Глава I. Древность
Глава II. Среднiе века
Глава III. Новейшее время

ОТДЕЛЪ II. ЯВЛЕНIЯ НРАВСТВЕННОСТИ

Глава I. Языкъ
Глава II. Мифологiя и религiя
Глава III. Соцiальная жизнь
Глава IV. Право
Глава V. Искусство

ОТДЕЛЪ III. ПРИНЦИПЫ НРАВСТВЕННОСТИ

Глава I. Воля
Глава II. Моральные мотивы
Глава III. Моральныя нормы и идеалы

 Вступленiе


§ 1. Методъ и задача этики

Едва ли можетъ подлежать какому-либо сомненiю, что этика нуждается въ точномъ и вполне определенномъ методе: ибо лишь при этомъ условiи она можетъ воздать должное требованiямъ науки и фактамъ опыта. Именно благодаря отсутствiю такого метода, этика до сихъ поръ не пользуется еще должнымъ признанiемъ въ широкихъ кругахъ. Въ новейшее время факты моральной жизни, какъ индивидуальной, такъ и общественной, стали предметомъ внимательнаго и серьезнаго изученiя. И этотъ путь вполне правильный: ибо лишь такимъ образомъ можно уяснить себе условiя возникновенiя моральной оценки, лишь этимъ путемъ можно подготовить решенiе вопроса, что же собственно представляетъ собой моральное? Что опытъ въ этомъ отношенiи имеетъ решающее значенiе, -- это, въ общемъ, признается всеми. Необходимый строительный матерiалъ для этическаго изследовавiя даетъ соцiологiя, включая сюда народоведенiе и исторiю культуры. Но, понятно, этимъ еще не все сделано: ибо здесь возникаетъ новая, еще более трудная, задача: на основанiи этого почти необозримаго фактическаго матерiала нужно построить общее понятiе этической науки, нужно еще установить отдельныя нормы и законы. Здесь заявляетъ о своихъ неотчуждаемыхъ иравахъ спекуляцiя: тамъ, где действительность являетъ намъ противоречiя, тамъ спекуляцiя восполняетъ ее некоторыми логическими и теоретико-познавательными положенiями. Такъ исчезаютъ противоречiя, и мы приходимъ къ удовлетворяющему насъ, гармоническому, познанiю мiра. Какъ во всехъ другихъ наукахъ, такъ и здесь индукцiя и дедукцiя, опытъ и мышленiе идутъ рука-объ-руку и восполняютъ другъ друга. Лишь пользуясь этимъ плодотворнымъ взаимодействiемъ индукцiи и дедукцiи, можемъ мы воздвигнуть вполне удовлетворяющее насъ зданiе научвой системы. Было бы, наоборотъ, рискованно следовать прiемамъ односторонне-спекулятивной методы: нельзя приступать къ изследованiю, исходя изъ определенныхъ, напередъ уже установлевныхъ, метафизическихъ посылокъ. Такое догматическое предубежденiе привело бы насъ только (что и случалось) къ грубымъ ошибкамъ и искаженiю фактовъ. Чтобы оправдать этотъ прiемъ, указываютъ нередко на то, что здесь дело идетъ-де только о критическомъ определенiи моральнаго сознанiя, какъ последняго решающаго фактора. Но ведъ ясно, что такимъ путемъ мы лишь отодвигаемъ эту загадку: ведь передъ нами остается тотъ же щекотливый вопросъ: какъ же возникли эти верховные принципы? Но, понятно, ответа на этотъ вопросъ нельзя получить въ начале изследованiя; его можно получить только въ конце изследованiя. И, опять-таки, не исключительно дедуктивнымъ путемъ: необходимо исходить въ этомъ случае изъ эмпирическихъ данныхъ. Нужно только помнить, что въ этомъ случае нельзя ограничиваться однимъ только индивидуальнымъ опытомъ, -- нужно привлечь всю обширную область соцiально-психическихъ явленiй, то, что мы наблюдаемъ и можемъ анализировать въ исторiи и развитiи народной жизни. Объ этомъ речь будетъ ниже.

Сообразно такому двоякому обоснованiю, и самая задача этики прiобретаетъ двоякiй характеръ. Ведь толъко путемъ эмиирическаго изследованiя можно выяснить развитiе моральнаго сознанiя, какъ ипдивидуальнаго, такъ и соцiальнаго: это какъ бы естественная исторiя моральныхъ идей. Поэтому, ясно, что прежде всего нужно изучить различныя формы моральныхъ явленiй, какъ оне нашли себе выраженiе въ языке, религiи и мифологiи), обычаяхъ, праве и т.д. Именно эти явленiя характеризуютъ собой жизнь народовъ. Затемъ передъ нами встанетъ более трудная задача. Мы должны будемъ покинуть кругъ непосредственнаго наблюденiя, и его место займетъ отчасти психологическое, отчасти теоретико-познавательное разсмотренiе принциповъ морали. Такимъ путемъ можно будеть установить основныс факторы моральнаго стремленiя вообще, мотивы и, наконецъ, идеалы и нормы этихъ факторовъ. Благодаря этому, изследованiе прiобретаетъ, вместе съ темъ, и практическое значенiе, ибо оно одинаково охватываетъ и желанныя цели поступка, и те отдельныя душевныя состоянiя, которыя служатъ предпосылкой всего этого продесса. При этомъ систематическомъ изложенiи мы коснемся въ должной мере и ученiя о добродетели. Мы коротко резюмируемъ здесь наиболее существенные пункты этого ученiя и постараемся избегнуть излишнихъ подробностей. Подъ конецъ мы попытаемся точно очертить и определить своеобразный характеръ сужденiй о ценностяхъ, что имеетъ очень важное значенiе для всей этики. И здесь мы снова убедимея, что только гармоническое соединенiе опыта и мышленiя, восходящаго отъ частнаго къ общему, къ закону, можетъ дать истинно-научные результаты.

Очерченному нами выше плану мы цредпосылаемъ краткiй историческiй очеркъ различныхъ системъ этики. Само собой разумеется, что излишне доказывать необходимость такого прiема: этого требуетъ уже простая литературная основательность. Конечно, мы не станемъ скрывать того, что мы ограничимся въ данномъ случае лишь самыми необходимыми деталями. Такъ же скупы будемъ мы и относительно критики. Ведь иначе нашъ матерiалъ разросся бы до чрезмерности.


 Об авторе

Томас АХЕЛИС (1850--1909)

Немецкий этнограф, философ и писатель. Профессор, директор школы в Бремене. Автор работ в области антропологии, социологии, религиоведения, фольклора, педагогики, этики, а также биографии великого немецкого философа Фридриха Ницше. Главные его труды: "Entwickelung der modernen Ethnologie" (1888), "Entwicklung der Ehe" (1893), "Vergleichende Religionswissenschaft" (1893), "Fr.Nietzsche" (1895), "Moderne V"olkerkunde" (1896), "Ethik" (1898), "Sociologie" (1899), "Wandlungen der P"adagogik" (1901). Книги "Этика" и "Очерк сравнительного изучения религии" были в начале XX столетия переведены на русский язык.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце