URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Ананьин С.А. Интерес по учению современной психологии и педагогики: XIX -- начало XX века Обложка Ананьин С.А. Интерес по учению современной психологии и педагогики: XIX -- начало XX века
Id: 262945
529 р.

Интерес по учению современной психологии и педагогики:
XIX -- начало XX века. Изд. стереотип.

URSS. 2020. 504 с. ISBN 978-5-397-07470-4.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1915 г.)

Аннотация

В фундаментальном труде отечественного психолога, педагога и философа С.А.Ананьина (1874–1942) проводится исследование понятия "интерес" по учению современной автору психологии и педагогики. Рассматриваются вопросы о сущности и природе интереса, его роли и значении для психологии человека, а также для воспитания. При этом автором исследованы и проклассифицированы важнейшие направления в воззрениях на природу интереса в работах... (Подробнее)


Оглавленiе
top
Введенiе
I. Историческiй обзоръ
II. Интеллектуалистическое направленiе
III. Эмоцiональное направленiе
IV. Волюнтаристическое направленiе
V. Теорiи многообразной и многосторонней природы интереса
VI. Психо-бiологическiя теорiи интереса
VII. Детскiе интересы
VIII. Выводы
Именной указатель

Введенiе
top

Основную задачу изследованiя составляетъ выясненiе понятiя интереса по ученiю современной психологiи и педагогики, т.е. психологiи и педагогики 19 в. и нашего времени. Побужденiе къ такому изследованiю обусловливается соображенiями, исходящими изъ педагогической области. Интересъ въ педагогике является однимъ изъ основополагающихъ понятiй, а между темъ онъ принадлежитъ тамъ къ наиболее неяснымъ и неопределеннымъ. Последнее утвержденiе, на нашъ взглядъ, не нуждается въ доказательстве, оно неоспоримо для всякаго, кто хотя сколько-нибудь знакомъ съ современной педагогикой. Въ ней интересъ выступаетъ то какъ цель, то какъ средство воспитанiя, то ему приписывается одна природа, то другая и т.д., то даже, пользуясь понятiемъ, иные вовсе обходятъ вопросъ о существе интереса и пр. Такое положенiе дела по отношенiю къ основному понятiю всей науки не можетъ не вызывать желанiя изследовать и выяснить его на почве данныхъ современной психологiи и педагогики, первой, конечно, потому, что все значенiе интереса въ педагогике обусловливается его психологической стороной. Вообще, педагогике пора уже подойти къ решенiю вопроса объ интересе, такъ какъ ни одна наука не должна опираться и строиться на понятiи столь смутнаго характера, и первымъ шагомъ къ этому является выясненiе современнаго положенiя даннаго вопроса.

Задача труда, следовательно, обладаетъ двумя сторонами: психологической и педагогической. Первая заключаетъ въ себе вопросъ о существе и природе интереса, объ условiяхъ его возникновенiя, о роли и значенiи его для психической жизни человека, вторая – о значенiи его при воспитанiи.

Этимъ определяется въ общихъ чертахъ и самый ходъ изследованiя.

При выясненiи перваго вопроса предварительно пришлось привести въ известность все важнейшiя направленiя въ воззренiяхъ на существо интереса и классифицировать ихъ; эта классификацiя затемъ послужила руководящимъ началомъ для всего изследованiя.

Все ученiя о природе интереса могутъ быть разделены на две группы: на теорiи интереса психологическiя и бiолого-психологическiя. Первыя разсматриваютъ интересъ преимущественно, какъ психологическiй феноменъ, вторыя – какъ бiолого-психологическiй. Въ свою очередь первая группа ученiй распадается на две, въ зависимости отъ того: признается ли интересъ феноменомъ простой или сложной природы. Ученiя о простой природе интереса разделяются на три группы, смотря по тому, принимается ли интересъ за состоянiе интеллектуалистическаго, эмоцiональнаго или волевого характера.

По отношенiю къ каждой изъ упомянутыхъ отдельныхъ группъ мы, выделивъ наиболее характерныя и типическiя ученiя, старались уяснить те вопросы, о которыхъ уже шла речь выше. И психическая и педагогическая сторона ученiй объ интересе подвергнуты критике, преимущественно имманентной, какъ обезпечивающей большую возможность объективности.

Вследствiе того, что въ настоящее время вопросы детской психологiи начинаютъ прiобретать самостоятельное значенiе, мы, поскольку то не противоречило общей задаче труда, уделили особое место детскимъ интересамъ, какъ таковымъ.

Всему изследованiю предпосланъ краткiй, историческiй обзоръ, содержащiй указанiя на положенiе вопроса объ интересе въ психологiи и педагогике, вообще, философiи, до 19 в.

Это краткое введенiе мы должны закончить обращенiемъ со словомъ благодарности и признательности къ проф. Сорбонны Брюно за сообщенiе имъ ценныхъ сведенiй по исторiи примененiя термина – интересъ во французской речи, проф. Кiевскаго Университета А.И.Сонни за такiя же сведенiя относительно латинскаго языка и особенно проф. того же Университета А.Н.Гилярову, не оставлявшему все время автора своими советами и указанiями.

Было бы несправедливо не упомянуть и проф. Iенскаго Университета Рейна, съ готовностью поделившагося сведенiями библiографическаго характера.


Об авторе
top
Ананьин Степан Андреевич
Психолог, педагог, философ. Родился в городе Змиеве Харьковской губернии, в учительской семье. Учился на юридическом факультете Харьковского университета (окончил в 1897 г.) и на историко-филологическом факультете Киевского университета (окончил в 1905 г.). С 1912 г. — приват-доцент Киевского университета; преподавал курсы детской и педагогической психологии. В 1909–1918 гг. также преподавал философию, педагогику и историю педагогики на Киевских высших женских курсах, во Фребелевском женском педагогическом институте. В 1915 г. была опубликована магистерская диссертация С. А. Ананьина — капитальный труд «Интерес по учению современной психологии и педагогики». В 1923 г. ему было присвоено звание профессора. В 1925 г. он тяжело заболел и вернулся в Змиев, где до самой смерти в 1942 г. работал над философско-педагогическими трудами.

Научный интерес С. А. Ананьина привлекали проблемы функционирования философского знания в педагогике, преобразование психологических и этических категорий в теориях воспитания и обучения. Для его творчества характерно стремление к совершенствованию отечественной педагогической культуры через приобщение как к лучшим образцам западной философской и педагогической мысли, так и к высоким стандартам научных исследований в области образования. В своих работах он вплотную приблизился к осознанию необходимости перехода к новой ступени институционализации педагогической науки — философии воспитания и образования.