URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Бученков Д.Е. Анархисты в России в конце XX века
Id: 119324
 
255 руб.

Анархисты в России в конце XX века. Изд.2

URSS. 2011. 160 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-01681-0.

 Аннотация

Настоящая книга представляет собой значительно переработанный текст кандидатской диссертации "Феномен анархизма в политической жизни России в конце XX века", защищенной автором в 2003 году. Текст диссертации переработан так, что он может быть интересен не только узким специалистам, но и более массовому читателю. Книга является результатом восьмилетнего научного исследования, при этом, однако, изложенным в яркой и доступной форме. Анархисты СССР---России рассматриваются не как отдельное, оторванное от жизни явление, а в рамках общих социально-политических процессов 1980--1990-х годов.

Книга может быть интересна всем, кто интересуется анархизмом, историей радикальных политических движений.


 Содержание

Введение
Глава 1. Приватизация собственности и анархисты
Глава 2. Политические кризисы августа 1991 и октября 1993
Глава 3. Распад СССР. Анархисты в некоторых республиках СССР
Глава 4. Война в Чечне
Глава 5. Основные объединения анархистов России на рубеже 20--21 веков
Глава 6. Правый анархизм как явление
Глава 7. Отдельные аспекты деятельности анархистов. Антифашизм, анархо-национализм, молодежная субкультура. "Новая Революционная Альтернатива"
Заключение
Приложение 1. Периодические издания либертарных групп СССР--России на рубеже 20-21 вв.

 Анархизм в современной России

Читателю этой книги повезло. В его руках -- уникальное исследование, единственное в своём роде. Притом посвящено оно не одной из раскрученных в СМИ тем -- не Бараку Обаме, не войне в Ираке, не международному терроризму и не экономическому кризису. Исследование Дмитрия Бученкова раскрывает одну из малоизвестных страниц -- историю анархистского движения в России, Украине, Белоруссии и других странах бывшего Советского Союза в период 1990-х -- 2000-х годов. Для среднестатистического читателя газет, телезрителя современные анархистские организации России -- отнюдь не широко известное явление. Оно и понятно -- нет рядом с нами ни Нестора Ивановича Махно с его неуловимыми партизанами под чёрным знаменем, ни знаменитых испанских коммун провинции Арагон 1936 года. Но нет-нет, да и промелькнёт в газетах или в телепередаче сообщение об удалой первомайской демонстрации под чёрным флагом на улицах Москвы. Или об экологическом лагере против строительства экологически опасного объекта. Или о ребятах из "Food not bombs", раздающих на вокзале еду бездомным. А ведь всё это зачастую организуют анархисты.

Россию по-своему можно считать одной из родных стран классического анархизма. Посудите сами: из семи всемирно известных мыслителей, "отцов-основателей" этого течения, лишь по одному приходится на такие страны, как Великобритания (У. Годвин), Германия (М. Штирнер), США (Б. Таккер), Франция (П.-Ж. Прудон). С Россией же связаны имена троих великих мыслителей-анархистов, таких как М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин и Л. Н. Толстой. Ещё с XVI века элементы анархизма, призывы к преодолению государства и его замене самоуправлением, объединением добровольных союзов равноправных людей в нашей стране можно обнаружить в учениях народных христианских проповедников, гонимых официальной церковью, -- последователей беглого монаха Феодосия Косого. И это не случайно -- такова была испокон веков реакция мыслящей части общества на граничащее с произволом всевластие государственной бюрократии, связанных с ней феодальных, а впоследствии и предпринимательских кругов. Таков неизбежный побочный результат существования сильного государства, обладающего мощным карательным аппаратом и осуществляющего жёсткий контроль за всеми сторонами жизни общества. Не случайно на заре перестройки, в конце 1980-х, классик русского рока Виктор Цой произнёс в какой-то мере отразившую подобные настроения фразу: "Самая главная мафия в стране -- государство". Интерес к изучению идей и деятельности анархистов в России не утихал никогда. Приведу один интересный факт. Недавно в Петербурге вышел объёмный библиографический словарь-справочник, перечисляющий наименования публикаций, связанных с анархизмом. В это издание со всеми приложениями вошли 8449 наименований изданных на русском языке статей, книг, публикаций исторических документов и т.д. И это лишь то, что известно составителям, проделавшим и без того колоссальную работу.

В современной России также существует анархистское движение, пусть даже не столь многочисленное, как в начале XX века, когда оно насчитывало тысячи участников. По оценкам самих анархистов, в нём участвуют приблизительно 800--1000 человек. Подавляющее большинство из них не входит в какие-либо организации, воспринимаемые зачастую как ограничение инициативы, источник конфликтов, расколов, лидерских амбиций. В противовес организационным структурам современные сторонники анархии часто выдвигают неформальные объединения. Так, представители некоторых течений, как, например, анархо-примитивисты и христианские анархисты, предпочитают в качестве организационных форм интернет-сообщества. Для консолидации своих сил анархисты также используют широкие и неполитизированные социальные инициативы. Так, часть анархистов объединяется вокруг групп "Еда вместо бомб", которые проводят акции по раздаче бесплатной еды бездомным. Сибирские анархо-синдикалисты в Омске, Иркутске и других городах вместо небольших идеологическим организаций предпочли консолидироваться в рамках межрегионального объединения профсоюзов "Сибирская конфедерация труда" (СКТ).

Впрочем, существуют достаточно активные организации общероссийского масштаба, объединяющие десятки активистов: либертарно-коммунистическая организация "Автономное действие" (АД); Ассоциация движений анархистов (АДА); Конфедерация революционных анархо-синдикалистов (КРАС), являющаяся секцией Международной ассоциации труда (МАТ) -- международного объединения анархо-синдикалистских профсоюзов; контркультурное сообщество анархо-панков "Панк-возрождение" (ПВ); движение "Хранители Радуги". Действуют и небольшие региональные группы, не примыкающие к общероссийским организациям.

Выходят анархистские газеты и журналы: "Автоном", "Воля", "Либертарная мысль", "Прямое действие", "Ситуация" и др. Работают многочисленные сайты. Среди наиболее известных из них -- www.avtonom.org, www.kras.fatal.ru, www.aitrus.info и др.

На сегодняшний день большинство российских анархистов -- сторонники левых, антикапиталистических взглядов. АД и КРАС официально считают себя анархо-коммунистами -- сторонниками идей Петра Алексеевича Кропоткина и близких ему теоретиков. Такие течения, как анархо-индивидуализм и особенно анархо-капитализм, предполагающие сочетание безгосударственного общества с рыночной экономикой и частной собственностью, в современной России маловлиятельны. Их сторонники преобладают преимущественно в АДА, допускающий в свой состав представителей всех течений анархизма. Для современных российских анархистов характерно достаточно гармоничное сочетание идей различных течений анархистской мысли. Так, анархо-синдикалисты из КРАС и СКТ, отстаивая идею о ведущей роли синдикатов (массовых радикальных профсоюзов) как ведущей силы преобразования общества, одновременно разделяют принципы анархо-коммунизма. У многих участников движения анархо-коммунистическое мировоззрение гармонично сочетается с идеями экоанархизма, развитого в трудах Мюррея Букчина и Андре Горца. Некоторое влияние среди анархистов имеют идеи анархо-примитивизма, адепты которого не только призывают бороться против государства и капитализма, но выступают также за отказ от городской цивилизации и возвращение к обществу собирателей и охотников. Есть в России и сторонники христианского анархизма, трактующие основы христианского учения в духе идей свободы, солидарности и самоуправления трудящихся.

Как и их далёкие предшественники, современные российские анархисты ориентируются на тактику прямого действия -- непосредственную борьбу трудящихся в защиту своих социальных интересов независимо от органов власти и политических партий. В 2008--2009 годах наибольшую известность среди практикуемых анархистами акций прямого действия получили несанкционированные демонстрации в знак протеста против убийств активистов антифашистского движения (в том числе проведённое 20 января 2009 года шествие в знак протеста против убийства активиста левого движения, известного адвоката Станислава Маркелова и участницы анархистского движения, журналистки Анастасии Бабуровой); серия митингов и шествий против злоупотреблений служебным положением со стороны сотрудников МВД (апрель 2008 года), собиравших до 200--300 участников; экологические лагеря протеста; деятельность в составе инициативы "Еда вместо бомб"; агитация среди бастовавших в Москве и Московской области железнодорожников (весна 2008 года). Именно анархисты из групп, впоследствии инициировавших создание "Автономного действия", в своё время были во многом инициаторами и первыми пропагандистами субкультур S.H.A.R.P. (скинхеды против расовых предрассудков) и R.A.S.H. (красные скинхеды и анархо-скинхеды) в России.

Разумеется, анархистское движение не является примером наиболее массового и успешного политического движения в России. Но стоит понять и причины малочисленности анархистов. Левые организации переживают рост лишь в то время, когда социальные движения (рабочее, экологическое, женское, студенческое, аграрное и др.) переживают период подъёма и, выражая общественную потребность в радикализации, прислушиваются в том числе и к анархистам. Именно такое время переживала Россия конца XIX -- начала XX веков, когда ещё незадолго до того небольшие и загнанные в подполье полицией социал-демократические, эсеровские и анархистские группки за считанные месяцы обрастали массами сторонников. В связи с этим следует помнить, что как раз в наше время, в период всё нарастающего экономического кризиса, в обществе ощущается потребность в сильных и активных социальных движениях, способных действенно защитить интересы граждан. Сумеют ли анархисты оказать здесь своё конструктивное влияние -- покажет время. Однако уже сейчас ряд конструктивный начинаний анархистов очевиден.

Прежде всего, это - экологическое движение, в котором в течение нескольких лет анархисты были почти единственной силой, ежегодно организовывавшей в России радикальные акции в форме лагерей протеста против строительства и работы экологически вредных промышленных объектов. Последний из них был проведён в июне--июле 2008 года совместно с общественным движением "За экологическую безопасность Сасовского района" при поддержке местных жителей под городом Сасово (Рязанская область). В митингах протеста, проводимых экологами и местными активистами, участвовало до 900 человек. Итогом работы лагеря стал отказ губернатора Рязанской области от открытия в селе Нижнее Мальцево цеха по производству фенолформальдегидных смол.

Скажем немного об исследователе. Дмитрий Бученков -- кандидат политических наук, специалист по анархистскому движению и молодёжным субкультурам в современной России. Ещё до издания этой монографии из-под его пера вышел ряд исследований по данной тематике. В центре внимания автора -- проблема роли молодёжных субкультур в политических движениях. Представленная вниманию читателей монография написана на основе широкого спектра исторических источников, большинство из которых (в частности, периодика и официальные документы анархистского движения) являются библиографической редкостью и в силу небольших тиражей и трудностей с распространением недоступны для многих потенциальных читателей. Исследование охватывает всё постсоветское пространство, не замыкаясь рамками России. Читатель может ознакомиться с историей анархистского движения в Казахстане, странах Прибалтики и т. д. Стоит указать и на отдельные недостатки работы. Так, со времени написания книги изменились некоторые обстоятельства, связанные с анархистскими организациями. Например, название "Межпрофессиональный союз трудящихся" не является закрепившимся окончательно наименованием Конфедерации революционных анархо-синдикалистов (КРАС). С осени 2008 года оно уже не используется в качестве официального названия этой организации. Впрочем, жизнь политических движений идёт своим чередом и любое опубликованное исследование вряд ли будет отражать все самые последние события.

Рублёв Д. И.,
кандидат исторических наук

 Об авторе

Дмитрий Евгеньевич БУЧЕНКОВ

Родился в 1978 г. в Горьком. В 2000 г. закончил исторический факультет Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского. В 2003  г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата политических наук по теме "Феномен анархизма в политической жизни современной России". Автор 23 научных и методических работ, участник IV Всероссийского конгресса политологов (Москва, октябрь 2006).

Область научных интересов -- политический радикализм, политическая идеология.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце