URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Стигнеев В.Т. Век фотографии. 1894--1994: Очерки истории отечественной фотографии
Id: 119212
 
439 руб.

Век фотографии. 1894--1994: Очерки истории отечественной фотографии. Изд.4

URSS. 2011. 392 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-01674-2. Уценка. Состояние: 5-. Обложка: 4+. Блок текста: 5.

 Аннотация

Книга охватывает наиболее значимые моменты в истории отечественной фотографии за сто лет, начиная с организации Русского фотографического общества в Москве (РФО, 1894) и заканчивая событиями постперестроечного периода (1992--1994). Развитие нашей фотографии рассматривается в основном в советскую эпоху: организация массового фотодвижения, содружество фотографов с ГАХН --- Государственной Академией художественных наук, формирование школы фоторепортажа, борьба официоза с «левой» фотографией, дискуссии о формализме и натурализме. Особое внимание уделено уникальному, но малоисследованному явлению --- военной фотографии 1941--1945 гг., а также теоретическим спорам, занимавшим фотообщественность в 1950--1970-е гг. Завершают книгу главы о взаимодействии фотографии со словом, о советской неангажированной и перестроечной фотографии.

Издание будет полезно всем, кто работает в области фотографии и интересуется ее историей.


 Оглавление

Предисловие

1 "Старая школа" и фоторепортаж

1 Фотографическая жизнь в дореволюционной России
2 Первое десятилетие советской фотографии
3 Массовое фотографическое движение в СССР
4 Русская фотография и Запад
5 Государственная Академия художественных наук (ГАХН) и фотография

2 Борьба направлений

6 Развитие фотографии на рубеже 1920--1930-х годов
7 Новое качество: фотомонтаж, фотосерия, фотокнига. Массовый фотообъект: Доска почета
8 Выставка советского фотоискусства (1935)
9 Дискуссия о формализме и натурализме 1936 года. Творчество с позиции соцреализма

3 "Победа будет за нами!"

10 Советская военная фотография 1941--1945 годов
11 Три поколения советской фотожурналистики 1920--1940-х годов
 Биография эпохи. Аркадий Шайхет
 Молодость пятилеток. Иван Шагин
 Крылья Родины. Тимофей Мельник
 Партизанская эпопея. Михаил Трахман
 Фотография жизни. Михаил Савин
 "Взгляд в историю..." Евгений Халдей

4 Теория и практика

12 О фотографии художественной и нехудожественной 1950--1970-х годов
13 Фотография и слово. Концептуальная фотография 1980-х годов
14 О наивной фотографии

5 Творческая фотография

15 Неангажированная советская фотография второй половины XX века
 Любительская фотография 1955--1985 годов как "среда выживания" творческой фотографии
 Творческая фотография в эпоху перестройки 1986--1991 годов
16 Постперестроечная творческая фотография России
Приложение 1. Документальная драма (из публикаций 1926--1941 годов)
Приложение 2. Биографии военных фоторепортеров
Contents
Иллюстрации

 Предисловие

Книга состоит из очерков, посвященных ключевым моментам в истории отечественной фотографии, начиная с 1894 г., когда в Москве было организовано Русское фотографическое общество -- лидер фотодвижения в дореволюционное время в России. За истекшие с этого события 20 лет -- до начала Первой мировой войны -- фотография стала заметным явлением в русской культуре. Именно об этом рассказывает первая глава. Остальные главы охватывают явления фотографической жизни в советский период, включая несколько постперестроечных лет, когда развитие фотографии по инерции продолжалось в прежнем направлении. В эти же годы сформировался Союз фотохудожников России, который позиционировал себя как преемника прежнего РФО. Таким образом, за сто лет 1894--1994 гг. отечественная фотокультура совершила некий виток, отсюда название книги -- "Век фотографии".

Советская фотография в основных чертах сформировалась в промежутке 1925--1935 гг., тогда сложились ее эстетические нормативы и идеологическое обрамление. "Для нас важно внести благодеяния фотографии в самую гущу масс", -- декларировал в середине 20-х гг. народный комиссар просвещения А.Луначарский. Правда, "благодеяния фотографии" довольно быстро заключили в жесткие рамки наглядной агитации и пропаганды, а саму фотографию приравняли к фотожурналистике.

Выставка "Советская фотография за 10 лет", проходившая в 1928 г., казалась блистательным началом новой фотокультуры. На выставке в демократической форме проявилось противостояние фотохудожников традиционного направления -- старой школы -- и сторонников "левой", модернистской фотографии, на первых порах выступавших единым фронтом с фоторепортерами. Демаркационная линия проходила по материалу: на снимках старой школы -- природа, памятники архитектуры, уходящий быт; новая фотография славила машины, строительство, приметы будущего. Коренным образом разнилась эстетика: размытые очертания, предметы, окутанные дымкой, -- у первых и резкость изображения, динамичные композиции, источающие бодрость, -- у вторых. Советская тематика преобладала и у фоторепортеров, и у представителей левой фотографии (тем более, что многие из них сотрудничали с прессой), но разница между ними была не в темах, по роду работы охват социального материала у фотожурналистов был шире, зато проблемы формы волновали их гораздо меньше. Поэтому можно сказать, что на рубеже 20--30-х гг. в отечественной светописи сформировались три направления -- традиционная фотография (фотохудожники старой школы), репортерская фотография (социальная по своему содержанию) и левая, модернистская, уделявшая много внимания формальным проблемам.

В творческие споры представителей этих направлений быстро вмешалась политика. Сначала были объявлены проводниками буржуазных влияний фотохудожники старой школы, затем обвинения в чуждом советской фотографии формализме были предъявлены сторонникам левой фотографии. Впрочем, и те, и другие обвинения повторяли зигзаги политической борьбы в годы "великого перелома". В 30--50-х гг. художественная фотография в традиционном понимании оставалась уделом немногих; что касается модернистской фотографии, то она полностью ушла в небытие, хотя именно ей многим обязана школа советского фоторепортажа.

С середины 30-х гг. фотография в руках власти превратилась в серьезный инструмент по созданию новой мифологии: тиражируя идеальные образы человека труда, она была нацелена на формирование представлений о человеке нового типа. Тут-то и понадобились выразительные средства левой фотографии, чтобы впечатляюще передавать пафос эпохи, размах строек, массовый героизм трудящихся "в труде и в бою".

Уникальное явление -- советская военная фотография времен Великой Отечественной войны -- анализируется особенно подробно, ибо четыре года коллектив из более двухсот фоторепортеров работал в военных условиях над масштабной темой о невиданных испытаниях всего народа. А творческие портреты мастеров трех поколений советской фотожурналистики еще раз напоминают, что советский военный фоторепортаж состоялся как явление в мировой фотографии потому, что вырос на достижениях советской фотографии 20--30-х гг.

Размышления о художественной и нехудожественной фотографии возвращают читателя в атмосферу бурных споров 50--70-х гг., которые подготовили приход нового поколения авторов, жаждавших овладеть принципами фотографического языка, который отвечает запросам общества, готового к перестройке. Эти авторы, ставившие и разрешавшие творческие проблемы вне идеологических установок, составили основу неангажированной фотографии, нашедшей пристанище в фотоклубах по всей стране. В свой черед она стимулировала развитие любительской фотографии.

В книге не рассматриваются процессы, шедшие в советской фотожурналистике 50--80-х гг., поскольку им всегда уделялось достаточное внимание в многочисленных публикациях тех лет. Приложение знакомит читателей с малодоступными публикациями 20--30-х гг., отражающими сложность фотографической жизни в тот период, а также с биографиями ведущих военных фотокорреспондентов.


 Contents

Foreword

1 "Old school" and photo reportage

1 Photographic life in the pre-revolutionary Russia
2 First decade of the Soviet photography
3 Mass photographic movements in the USSR
4 Russian avant-garde photography and the West
5 The State Academy for Art History (GAKhN) and photography

2 Struggle of tendencies

6 The development of photography at the turn of the 1920--1930
7 New quality: photomontage, photo series, photo book. Mass photo objects: the board of honor
8 The exhibition of the Masters of the Soviet photography (1935)
9 The discussion about formalism and naturalism in 1936. Art from the point of view of the Socialist Realism

3 "We shall win (we shall overcome)"

10 Soviet war-time photography of 1941--1945
11 Three generations in the soviet photo journalism of the 1920--1940
 The Biography of the epoch. Arkady Shaykhet
 The youth of the Five-Year Plans. Ivan Shagin
 The wings of Motherland. Timophy Melnik
 Partisan epopee. Mikhail Trakhman
 The photography of life. Mikhail Savin
 "Looking into history..." Evgeny Khaldey

4 Theory and practice

12 About artistic and non artistic photography of the 1950--1970s
13 Photograph and word. Conceptual photography of the 1980s
14 About naive photography

5 Creative photography

15 Nonconformist soviet photography of the second half of the 20th centaury
 Amateur photography as a "shelter" for creative photography
 Creative photography in the Perestroika epoch of the 1986--1991
16 Creative photography of the Post-perestroika times in Russia.
Appendix 1. Documentary drama (from publications of the 1926--1941)
Appendix 2. Biographies of war photographers
List of Illustrations

 Об авторе

Стигнеев Валерий Тимофеевич
Ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания (с 1980 года), кандидат философских наук. Автор ряда книг и статей по теории и истории отечественной фотографии. Печатался в отечественных и зарубежных журналах. Его авторские снимки опубликованы в изданиях "Фотографии" и "Фотоальбом".
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце