URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Стигнеев В.Т. Век фотографии. 1894--1994: Очерки истории отечественной фотографии Обложка Стигнеев В.Т. Век фотографии. 1894--1994: Очерки истории отечественной фотографии
Id: 241254
1059 р.

Век фотографии.
1894--1994: Очерки истории отечественной фотографии. Изд. стереотип.

URSS. 2019. 392 с. ISBN 978-5-397-06434-7.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Настоящая книга охватывает наиболее значимые моменты в истории отечественной фотографии за сто лет, начиная с организации Русского фотографического общества в Москве в 1894 г. и заканчивая событиями постперестроечного периода (1992–1994). Развитие фотографии рассматривается в основном в советскую эпоху: организация массового фотодвижения, содружество фотографов с Государственной академией художественных наук, формирование... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие
1 "Старая школа" и фоторепортаж
1Фотографическая жизнь в дореволюционной России
2Первое десятилетие советской фотографии
3Массовое фотографическое движение в СССР
4Русская фотография и Запад
5Государственная Академия художественных наук (ГАХН) и фотография
2 Борьба направлений
6Развитие фотографии на рубеже 1920–1930-х годов
7Новое качество: фотомонтаж, фотосерия, фотокнига. Массовый фотообъект: Доска почета
8Выставка советского фотоискусства (1935)
9Дискуссия о формализме и натурализме 1936 года. Творчество с позиции соцреализма
3 "Победа будет за нами!"
10Советская военная фотография 1941–1945 годов
11Три поколения советской фотожурналистики 1920–1940-х годов
 Биография эпохи. Аркадий Шайхет
 Молодость пятилеток. Иван Шагин
 Крылья Родины. Тимофей Мельник
 Партизанская эпопея. Михаил Трахман
 Фотография жизни. Михаил Савин
 "Взгляд в историю..." Евгений Халдей
4 Теория и практика
12О фотографии художественной и нехудожественной 1950–1970-х годов
13Фотография и слово. Концептуальная фотография 1980-х годов
14О наивной фотографии
5 Творческая фотография
15Неангажированная советская фотография второй половины XX века
 Любительская фотография 1955–1985 годов как "среда выживания" творческой фотографии
 Творческая фотография в эпоху перестройки 1986–1991 годов
16Постперестроечная творческая фотография России
Приложение 1. Документальная драма (из публикаций 1926–1941 годов)
Приложение 2. Биографии военных фоторепортеров
Contents
Иллюстрации

Предисловие
top

Книга состоит из очерков, посвященных ключевым моментам в истории отечественной фотографии, начиная с 1894 г., когда в Москве было организовано Русское фотографическое общество – лидер фотодвижения в дореволюционное время в России. За истекшие с этого события 20 лет – до начала Первой мировой войны – фотография стала заметным явлением в русской культуре. Именно об этом рассказывает первая глава. Остальные главы охватывают явления фотографической жизни в советский период, включая несколько постперестроечных лет, когда развитие фотографии по инерции продолжалось в прежнем направлении. В эти же годы сформировался Союз фотохудожников России, который позиционировал себя как преемника прежнего РФО. Таким образом, за сто лет 1894–1994 гг. отечественная фотокультура совершила некий виток, отсюда название книги – "Век фотографии".

Советская фотография в основных чертах сформировалась в промежутке 1925–1935 гг., тогда сложились ее эстетические нормативы и идеологическое обрамление. "Для нас важно внести благодеяния фотографии в самую гущу масс", – декларировал в середине 20-х гг. народный комиссар просвещения А.Луначарский. Правда, "благодеяния фотографии" довольно быстро заключили в жесткие рамки наглядной агитации и пропаганды, а саму фотографию приравняли к фотожурналистике.

Выставка "Советская фотография за 10 лет", проходившая в 1928 г., казалась блистательным началом новой фотокультуры. На выставке в демократической форме проявилось противостояние фотохудожников традиционного направления – старой школы – и сторонников "левой", модернистской фотографии, на первых порах выступавших единым фронтом с фоторепортерами. Демаркационная линия проходила по материалу: на снимках старой школы – природа, памятники архитектуры, уходящий быт; новая фотография славила машины, строительство, приметы будущего. Коренным образом разнилась эстетика: размытые очертания, предметы, окутанные дымкой, – у первых и резкость изображения, динамичные композиции, источающие бодрость, – у вторых. Советская тематика преобладала и у фоторепортеров, и у представителей левой фотографии (тем более, что многие из них сотрудничали с прессой), но разница между ними была не в темах, по роду работы охват социального материала у фотожурналистов был шире, зато проблемы формы волновали их гораздо меньше. Поэтому можно сказать, что на рубеже 20–30-х гг. в отечественной светописи сформировались три направления – традиционная фотография (фотохудожники старой школы), репортерская фотография (социальная по своему содержанию) и левая, модернистская, уделявшая много внимания формальным проблемам.

В творческие споры представителей этих направлений быстро вмешалась политика. Сначала были объявлены проводниками буржуазных влияний фотохудожники старой школы, затем обвинения в чуждом советской фотографии формализме были предъявлены сторонникам левой фотографии. Впрочем, и те, и другие обвинения повторяли зигзаги политической борьбы в годы "великого перелома". В 30–50-х гг. художественная фотография в традиционном понимании оставалась уделом немногих; что касается модернистской фотографии, то она полностью ушла в небытие, хотя именно ей многим обязана школа советского фоторепортажа.

С середины 30-х гг. фотография в руках власти превратилась в серьезный инструмент по созданию новой мифологии: тиражируя идеальные образы человека труда, она была нацелена на формирование представлений о человеке нового типа. Тут-то и понадобились выразительные средства левой фотографии, чтобы впечатляюще передавать пафос эпохи, размах строек, массовый героизм трудящихся "в труде и в бою".

Уникальное явление – советская военная фотография времен Великой Отечественной войны – анализируется особенно подробно, ибо четыре года коллектив из более двухсот фоторепортеров работал в военных условиях над масштабной темой о невиданных испытаниях всего народа. А творческие портреты мастеров трех поколений советской фотожурналистики еще раз напоминают, что советский военный фоторепортаж состоялся как явление в мировой фотографии потому, что вырос на достижениях советской фотографии 20–30-х гг.

Размышления о художественной и нехудожественной фотографии возвращают читателя в атмосферу бурных споров 50–70-х гг., которые подготовили приход нового поколения авторов, жаждавших овладеть принципами фотографического языка, который отвечает запросам общества, готового к перестройке. Эти авторы, ставившие и разрешавшие творческие проблемы вне идеологических установок, составили основу неангажированной фотографии, нашедшей пристанище в фотоклубах по всей стране. В свой черед она стимулировала развитие любительской фотографии.

В книге не рассматриваются процессы, шедшие в советской фотожурналистике 50–80-х гг., поскольку им всегда уделялось достаточное внимание в многочисленных публикациях тех лет. Приложение знакомит читателей с малодоступными публикациями 20–30-х гг., отражающими сложность фотографической жизни в тот период, а также с биографиями ведущих военных фотокорреспондентов.


Contents
top
Foreword
1 "Old school" and photo reportage
1Photographic life in the pre-revolutionary Russia
2First decade of the Soviet photography
3Mass photographic movements in the USSR
4Russian avant-garde photography and the West
5The State Academy for Art History (GAKhN) and photography
2 Struggle of tendencies
6The development of photography at the turn of the 1920–1930
7New quality: photomontage, photo series, photo book. Mass photo objects: the board of honor
8The exhibition of the Masters of the Soviet photography (1935)
9The discussion about formalism and naturalism in 1936. Art from the point of view of the Socialist Realism
3 "We shall win (we shall overcome)"
10Soviet war-time photography of 1941–1945
11Three generations in the soviet photo journalism of the 1920–1940
 The Biography of the epoch. Arkady Shaykhet
 The youth of the Five-Year Plans. Ivan Shagin
 The wings of Motherland. Timophy Melnik
 Partisan epopee. Mikhail Trakhman
 The photography of life. Mikhail Savin
 "Looking into history..." Evgeny Khaldey
4 Theory and practice
12About artistic and non artistic photography of the 1950–1970s
13Photograph and word. Conceptual photography of the 1980s
14About naive photography
5 Creative photography
15Nonconformist soviet photography of the second half of the 20th centaury
 Amateur photography as a "shelter" for creative photography
 Creative photography in the Perestroika epoch of the 1986–1991
16Creative photography of the Post-perestroika times in Russia.
Appendix 1. Documentary drama (from publications of the 1926–1941)
Appendix 2. Biographies of war photographers
List of Illustrations

Об авторе
top
Стигнеев Валерий Тимофеевич
Ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания (с 1980 года), кандидат философских наук. Автор ряда книг и статей по теории и истории отечественной фотографии. Печатался в отечественных и зарубежных журналах. Его авторские снимки опубликованы в изданиях "Фотографии" и "Фотоальбом".