|
|
КНИГА ПЕРВАЯ |
| Обращение к Венере. – Обращение к Меммию и предмет поэмы. –
Победа Эпикура над религией. – Религия ведет к преступлениям:
принесение в жертву Ифианассы. – Необходимость
уничтожения религии, отравляющей человеческое существование;
постижение законов природы уничтожает всякие суеверные страхи. –
Отступление: трудность изложения греческой философии
на латинском языке. – Основное положение: "Из ничего не
творится ничто по божественной воле" и доказательства его.
Вывод из основного положения: "Ничто не обращается в ничто". –
Доказательство существования атомов, несмотря на их невидимость. –
Доказательство существования пустого пространства
и опровержение теорий, отрицающих существование пустоты. –
Всё в мире состоит из тел и пустоты; никакой третьей
субстанциональной сущности нет. – Вопрос о времени. – Строение
атомов и доказательство их плотности и неделимости.
Опровержение теории Гераклита. – Опровержение других
космогонических систем (Анаксимена, Фалеса, Ферекида, Ксенофана)
и подробное доказательство несостоятельности учения Эмпедокла
о четырех стихиях. – Опровержение учения Анаксагора. –
Отступление: указание на основную задачу поэмы (освобождение
человеческой мысли от религии) и оправдание формы изложения. –
Доказательство бесконечного количества атомов и безграничности
вселенной. – Опровержение учения стоиков
о центре вселенной. – Нелепость гипотезы об антиподах. – Повторение
доказательства беспредельности материи и пространства. – Заключительное обращение к Меммию |
КНИГА ВТОРА Я |
| Вступление: похвала мудрости и доказательство тщетности людских
забот и страхов. – Содержание книги II. – Движение атомов. –
Их сочетания. – Скорость их движения. – Опровержение
идеи провидения и участия богов в создании мира. – Все тела,
в силу собственной тяжести, устремляются книзу, и ничто не способно
само собой двигаться кверху. – Отклонение атомов.
Отклонение атомов и свобода воли. – Количество мировой
материи остается всегда неизменным. – Движение атомов
и объяснение невидимости его. – Разнообразие форм атомов
и обусловленные этим явления. – Разнородность форм атомов,
однако, ограничена. – Количество одинакового вида атомов
бесконечно. – Всякая вещь состоит из сочетания разнородных
атомов. – Пример такого сочетания разнородных атомовземля. –
Отступление описание культа Великой Матери, миф
о ней и опровержение обожествления природы. – Другие примеры
разнородности материи в вещах. – Однако не все атомы
могут входить в сочетание друг с другом каким угодно образом. –
Атомы бесцветны. – Теория цвета. – Атомы не обладают
ни температурой, ни звуком, ни вкусом, ни запахом, ни мягкостью,
ни гибкостью, ни рыхлостью – вообще теми качествами, которые присущи
"смертным" предметам. – Атомы лишены чувства. – Происхождение
жизни и чувства. – Переход к новой теме. – Множественность миров во вселенной. – Природа
всё создает сама, без всякого участия богов. – Возникновение
и развитие мира. – Признаки его постарения и неизбежной смерти |
КНИГА ТРЕТЬЯ |
| Восхваление Эпикура. – Содержание и задача книги III: исследование
сущности духа и души (animus и anima) и уничтожение
страха смерти. – Дух и душа составляют часть человеческого
тела, а не являются его "гармонией". – Связь между душой
и духом. – Природа духа и души материальна ("телесна"). –
Чрезвычайная тонкость и мелкость атомов духа и души. –
Четыре составные части духа и души; ветер ("дуновение"),
тепло ("жар"), воздух и четвертая безыменная сущность ("душа души").
Объяснение разницы темпераментов у животных и человека.
Тесная взаимная связь между душою и телом. – Возражение
Демокриту по вопросу о размещении элементов души и тела. – Учение
об абсолютном пороге. – Преобладание духа над силой души
при их взаимной связи. – Дух и душа, составляющие иную
сущность, и рождаются и умирают. – Душа умирает вместе
с телом. – Дух и душа рождаются одновременно с телом
и живут и умирают с ним вместе. – Душа и дух подвержены
болезням, а следовательно, и смерти. – Душа испытывает
ту же агонию, что и тело. – Так как дух есть часть
человека, то о л не может существовать вне тела. – Жизнеспособность
тела и духа обусловлена их взаимною связью. – Доказательства
этого. – Душа разделима и, следовательно, смертна.
Будь дух и душа бессмертны и вселяйся они в "готовое тело", они бы
помнили предыдущую свою жизнь. – Душа так неразрывно
сплетена с телом, что не может покинуть его, не разрушаясь.
Если бы даже душа представляла какой-то ток, извне проникающий
в тело, то тем самым она оказалась бы смертной. – Душа, труп
и черви. – Доказательство нелепости учения о переселении
душ. – Нелепость предположения о вселении душ.
Дух и душа не могут жить вне смертного тела, ибо смертное не может
сочетаться с бессмертным. – Заключительное доказательство
смертности души. – Ничтожность страха смерти при смерти
ноет л души. – Смерть – не страдание, а избавление от страданий. –
Речь природы к человеку о смерти. – Наказания после
смерти – басни. – Толкование мифов о Тантале, Сизифе, и др. как изображений
страданий при жизни. Неизбежность смерти.
Боязнь смерти и отвращение к жизни происходят от незнания законов природы. –
Заключение: ничтожная длительность жизни по сравнению с вечностью смерти |
КНИГА ЧЕТВЕР ТАЯ |
| Вступление. – Оправдание формы изложения. – Содержание
книги IV: теория призраков, или образов. – Доказательства
существования их. – Природа образа. – Возникновение их. – Быстрота образования и скорость их
движения. – Истечения исходят от всевозможных
вещей. – Теория зрения. – Теория отражения в зеркале. – Различные явления зрения. – Тень.
Зрительные иллюзии. – Оправдание чувства. – Возражение
скептикам. – Другие чувства. – Слух, голос, звук и различные
виды звуков. – Эхо и связанные с ним легенды.
Слух и зрение. – Разница между распространением звука и путями зрительных
образов. – Вкус. – Разница во вкусах. – Обоняние. –
Разные виды запахов. – Разница в зрительных ощущениях. –
Умственные образы и призраки и возникновение их. –
Опровержение теории целесообразности. – Голод
и жажда. – Ходьба и движения тела. – Сон. – Сновидения. – Половое чувство. – Любовь.
Страдания и заблуждения влюбленных. – Взаимное влечение. –
Теория наследственности. – Бесплодие и плодовитость. – Привычка и любовь |
КНИГА ПЯТАЯ
|
| Апофеоз Эпикура. – Содержание книги V. – Неизбежная
гибель мира. – Нелепость обожествления и одухотворения мира.
Независимость мира от богов и опровержение теории целесообразности. –
Мир имел начало и так же смертен, как и его части. –
Борьба мировых стихий. – Миф о Фаэтоне и потопе. –
Возникновение и образование мира и его отдельных частей. –
Движение звезд и возможные причины его. – Причины
устойчивости земли. – Размеры солнца и луны. – Солнечный
свет и тепло. – Гипотезы для объяснения движения
солнца, луны и звезд. – Смена дня и ночи. – Изменения
длительности дней и ночей в разные времена года.
Фазы луны. – Затмения. – Переход к изложению
теории развития земли. – Появление растительности и животных. –
Истощение земли. – Возникновение и исчезновение нежизнеспособных
животных. – Невозможность существования мифических
существ. – Теория борьбы за существование. – Первобытные
люди. – Возникновение первобытного общества.
Происхождение языка. – Возникновение и применение огня. –
Возникновение царской власти и частной собственности. –
Свержение царской власти. – Возникновение права и законов. –
Происхождение религии. – Открытие
металлов. – Открытие железа. – Усовершенствования в военном деле. – Изобретение тканей.
Обработка почвы. – Возникновение музыки. – Мысли о развитии
материальной культуры. – Осознание периодической
смены времен года. – Дальнейшее развитие культуры: письменность,
судостроение, строительное искусство и т. д. |
КНИГА ШЕСТАЯ |
| Восхваление Афин и Эпикура. – Содержание книги VI: уничтожение
суеверных страхов путем объяснения явлений природы. –
Происхождение грома. – Молния. – Природа молнии. –
Возникновение молнии. – Скорость и сила
молнии. – Причины того, почему грозы чаще всего бывают
осенью и весной. – Молния не может посылаться богами. –
Смерчи. – Тучи и облака. – Дождь и радуга. – Другие метеорологические явления. –
Землетрясения. – Причины того, почему море не прибывает. –
Извержения Этны. – Явления природы, допускающие
различные объяснения. – Разливы Нила. – Аверны. –
Почему летом вода в колодцах холоднее, чем зимой. –
Источник у храма Аммона. – Огневой источник и Арадский родник. –
Магнит. – Болезни и эпидемии. – Повальный мор в Афинах |
Пояснения к рисункам |
ЛУКРЕЦИЙ (Тит Лукреций Кар, ок. 99-55 гг. до н. э.)
Выдающийся римский поэт и философ эпохи гражданских войн I в. до н. э., один
из ярчайших приверженцев атомистического материализма, последователь учения
Эпикура. Биографические сведения о нем малодостоверны. Лукреций является
одним из первопроходцев в области латинского стихосложения. Он перенял и
развил латинский гекзаметр эпического поэта Энния, у него же заимствовал
некоторые архаические обороты речи и традиционную фразеологию героической
поэзии. Римский оратор и философ Цицерон в письме брату Квинту, написанном в
54 г. до н.э., упоминал поэму "О природе вещей" и признавал в ней
"многие проблески гения, но также и немалое искусство". Античные комментаторы
признавали влияние Лукреция на творчество другого великого римского поэта,
Вергилия.
Рост индивидуализма в связи с распадом римской общины, стремление по-новому
поставить и решить проблемы этики, морали и религии, осознать основы
мироздания – все это вызвало в Риме интерес к греческим философским системам.
Большой популярностью стала пользоваться материалистическая философия
греческого философа Эпикура (IV–III вв. до н.э.). В дидактической поэме "О
природе вещей" ("De rerum natura") Лукреций пламенно пропагандирует идеи
Эпикура, раскрывая философские положения в конкретных образах и аналогиях,
которые развертываются у него в яркие, цельные поэтические картины. В основе
концепции Лукреция лежит этический принцип: объяснением явлений природы поэт
хочет избавить своих современников от всяких суеверий и страха перед смертью.
Идеи Лукреция оказали значительное влияние на развитие материалистических
философских учений эпохи Возрождения и Нового времени.
|
|
|
|