URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Сорель Ж. Социальные очерки современной экономии: Дегенерация капитализма и дегенерация социализма. Пер. с итал.
Id: 118654
 
351 руб.

Социальные очерки современной экономии: Дегенерация капитализма и дегенерация социализма. Пер. с итал. Изд.2

URSS. 2011. 376 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-396-00307-1.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1908 г.)

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга известного французского социального философа, теоретика анархо-синдикализма Жоржа Сореля (1847--1922), посвященная исследованию преобразований, которые испытывали на себе социальные идеи с конца XVIII до начала XX века. Автор стремится отыскать причины, определившие происхождение различных социалистических систем, изучить законы, управляющие развитием идеологии, и понять те силы, которые опровергли марксистские теории и увлекли мир на путь социальных реформ. Он также ставит целью установить истинные взаимоотношения между демократическими теориями, порожденными революцией 1789 г. во Франции, и социалистическими утопиями, имевшими успех в первой половине XIX века.

Книга рекомендуется историкам, философам, социологам, всем заинтересованным читателям.


 ОГЛАВЛЕНIЕ

Предисловiе автора къ русскому изданiю
Предисловiе автора къ итальянскому изданiю

ВВЕДЕНIЕ  

ГЛАВА 1. Цель настоящихъ изследованiй. -- Утописты-изобретатели стремились делать прiятными свои изобретенiя. Псевдо-юридическiя теорiи претендуютъ пополнить право. -- Первая концепцiя Прудона о собственности. -- Марксъ и Энгельсъ и революцiонная идея. -- Идея о коллективномъ присвоенiи. Суженiе коллективизма
ГЛАВА II. Мнимыя основныя эковомическiя права Менгера являются выраженiемъ общественнаго долга. -- Различныя формы общественнаго долга: у феодаловъ, у древнеи демократiи, у современныхъ интеллигентовъ. -- Переходъ къ системе права. Производительвыя кооперативы. Солидарность. -- Народные инстинкты остаются въ соответствiи съ системами общественнаго долга
ГЛАВА III. Введенiе римскаго ирава въ Германiи. -- Расширенiе абсолютизма. -- Новое толкованiе французской революцiи. -- Попытки доказательства общественнаго долга. -- Препятствiя, которыя встречаетъ пролетарiатъ: воспоминанiя о революцiи, парламентаризмъ, влiянiе литераторовъ. -- То, что можетъ разрушить общестненныи долгъ и вызвать расколъ. -- Функцiи анархистовъ
ГЛАВА IV. Вопросъ о безсмертiи права. -- Безсмертiе релвтiи. -- Теорiя Ренана о безсмертiи науки. -- Историческiя условiя, которыя дали науке возможность конституироваться въ ея современную форму. -- Затрудненiя, встречаемыя отдельными науками по пути ихъ конституированiя въ геометрическiи типъ. - Аналогичное образованiе права. -- Капитализмъ проявляетъ малый интересъ къ праву. -- Рацiонализмъ сохранился въ пролетарiате
ГЛАВА V. Демократiя и соцiализмъ. -- Значенiе городовъ въ среднiе века. -- Новая индустрiя вне городовъ. -- Города, какъ центры сношенiй между странами; позже -- какъ центры господства. -- Специфическiя средства городского обогащенiя. Городъ, какъ место наслажденiя и непроизводительнаго потребленiя. -- Духовныя функцiи города; ценность демократiи

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ 

ГЛАВА I. Соцiалистическiя идеи и экономика отъ французскои революцiи до Маркса... Характерныя черты соцiализма XIX столетiя: онъ казался осуществимымъ въ недалекомъ будущемъ. -- Влiянiе экономическихъ факторовъ. -- Законъ психологическаго сцепленiя и преобразованiе современнаго соцiализма
ГЛАВА II. Агрономическiя заботы XVIII столетiя. -- Экономическiя объясненiя, освованныя на психологiи; аналогiя между деятелями XVIII столетiя и школой Ле-Плэ. -- Земледелiе и буколическая концепцiя общества
ГЛАВА III. Образованiе юридическихъ теорiй после революцiи: гражданинъ -- одновременно солдатъ и земледелецъ. - Собственность, понимаемая, какъ расширенiе моего Я. -- Какимъ образомъ эта теорiя можетъ привести къ коммунизму. -- Доводы коллективности противъ индивидуума и ихъ различныя формы въ зависимости отъ состоянiя земледелiя
ГЛАВА III. Доктрины Фурье. -- Влiянiе новыхъ соцiалистическихъ отношенiй, вытекающихъ изъ обогащенiя, вызваннаго войнами. -- Аналогiя между стремленiями Фурье и нравами его современниковъ. -- Преувеличенность буколическихъ идей ХVIII столетiя. -- Влiянiе идей, которыя являются следствiемъ войнъ. -- Популярность Фурье у современныхъ протестантовъ
ГЛАВА V. Новая концепцiя собственности; господство денежныхъ тузовъ. -- Финансовый феодализмъ. -- Пороки новои аристократiи и ея неспособность. -- Властолюбiе "талантовъ", лишенныхъ капиталовъ. -- Теократическiя решенiя экономическаго вопроса
ГЛАВА VI. Почему Марксъ вправе считать революцiю 1848 г. комичной. -- Преобразованiе чувствъ и новая обшественная философiя. -- Измененiя лроцесса капитализма. -- Порывъ индивидуальной иницiативы. -- Идеи Прудона объ организацiи труда
ГЛАВА VII. Огромная роль хлопчатобумажной промышленности въ начале XIX столетiя. -- Старое разделенiе труда и уничтоженiе спецiализацiи (деспецiализацiя). -- Теорiя стоимости, основанная на деспецiализацiи. -- Регламентацiя труда въ соцiалистическомъ обществе соответственно количеству труда; загадка, которую представляетъ собои это решенiе
ГЛАВА VIII. Методъ определенiя будущаго права. -- Его примененiе къ Коммунистическому Манифесту. -- Неопределеняость взглядовъ на отечество и семью. -- Вознагражденiе рабочаго выводится въ 1874 г. изъ закона о заработной плате, а въ 1875 г. -- изъ количества труда
ГЛАВА IX. Значенiе марксистской теорiи внезапнаго крушенiя капитализма. -- Эта теорiя, кажется, оставлена всеми. -- Почему Марксъ и Энгельсъ могли думать, что ихъ взгляды научны. -- Этотъ научный характеръ зависитъ отъ гипотезы о внезапномъ крушенiи. Трудно защищать идею о классовои обособленности

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Старыя утопiи и новыя соцiалистическiя доктрины

ГЛАВА I. Необходимость ихъ изученiя путемъ сопоставленiя съ марксизмомъ. -- Влiянiе легенды о Коммуне на соцiалистическую мысль. -- Преобразованiе гэдистской группы после 1830 г. -- Дело Дреифуса. -- Марксисты безсильны объяснить современную соцiалистическую политику. -- Странныя примененiя марксизма
ГЛАВА II. Возвратъ къ утопiямъ. -- Унитарный предразсудокъ: его современныя историческiя причины и формы, заимствованныя у великихъ утопiй. -- Три основныхъ базиса общественной жизни, на которые опираются утопiи и которые ихъ всегда будутъ порождать
ГЛАВА III. Идея Маркса о возрожденiи утопiй. -- Его осмотрительность по отношенiю къ идеологамъ. -- Какимъ образомъ Марксъ могъ предполагать неизменный и вечный успехъ своей доктривы. -- Манифестъ Консидерана и сходство между его взглядами и точкой зренiя современныхъ соцiалистовъ
ГЛАВА IV. Аналогiя между общими точками зренiя Маркса и манчестерцевъ. -- Идеи Каутскаго объ экономическомъ прогрессе. -- Фритрэдерство, его величiе и упадокъ. -- Безсилiе новыхъ экономистовъ и новыхъ соцiалистовъ
ГЛАВА V. Классовая борьба предподагаетъ несолидарность общества. -- Теорiя фритрэдерства предполагаетъ несолидарность производителей и потребителей. -- Соцiальное законодательство предполагаетъ несолидарность предпринимателя и рабочихъ. -- Капитализмъ, какъ безконечная величина. -- О компенсацiи и ея причинахъ
ГЛАВА VI. Новая протекцiонистская подитика. -- Ея влiянiе на идею солидарности. -- Два протекцiонизма. -- Два вида соцiальнаго законодательства. -- Влiянiе законовъ о етрахованiи; прогрессъ идеи содидарности
ГЛАВА VII. Аграрныя программы соцiалистическихъ партiй ставятъ неразрешимыя задачи. -- Идеи Энгельса, применимыя къ Пруссiи. -- Солидарность различныхъ категорiи крестьянъ; протекцiонизмъ; кооперацiя. -- Особыя затрудненiя въ вопросе о сокращенiи рабочаго дня. -- Это сокращенiе кажется желатедьнымъ главнымъ образомъ рабочимъ-собственникамъ
ГЛАВА VIII. Роль идеи продажи рабочей силы въ марксизме; она -- ядро доктрины. -- Идея объ участiи въ прибыляхъ, выдвигаемая профессорами. -- Новое сходство съ манчестерской экономiей. Проблемы по вопросу о заработной плате, выдвигаемыя некоторыми юристами
ГЛАВА IX. Юридическiя идеи, противоположвыя идеямъ Маркса. -- "Цеховыя" тенденцiи (корпоративизмъ) и ихъ предпосылки. -- Феодальныя концепцiи и ихъ следствiя: промышленность преобразовывается вне влiянiя политическихъ учрежденiй. -- Анонимныя товарищества и особыя функцiи ихъ персонала. -- Чиновничество

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Картели и ихъ идеологическiя следствiя

ГЛАВА I. Соглашение между производителями противъ посредниковъ; эти соглашенiя покоятся на идее частной собственности. -- Longwy'ский comptoir. -- Германскiе картели; ихъ характеръ господства иадъ рынкомъ и влiянiе на вывозъ. -- Борьба за устраненiе Англiи съ мiрового рынка; тактика, направленная къ умаленiю ея промышленнаго престижа
ГЛАВА II. Разграниченiе частнаго и публичнаго права. -- Экономическое происхожденiе частнаго права. -- Рынки и происхожденiе обязательственнаго права. -- Механизмъ частнаго права, какъ противоположность государствевному рацiонализму: гегелевскiя теорiи. Его примененiе къ свободе обученiя и свободе союзовъ. -- Схема экономическихъ организацiи. -- Давленiе правительствъ на процессъ упорядоченiя соглашенiи
ГЛАВА III. Картели способствуютъ успеху протекцiонистскихъ пошлинъ... Темная сторона коммерческой деятельности картелей... Ихъ значенiе въ деле установленiя равновесiя... Результатъ этой деятельности съ соцiалистическои точки зренiя. Странныя теорiи Руанэ о цене. Изоляцiя крупныхъ торговыхъ домовъ
ГЛАВА IV. Механизмъ, способствующiй функционированiю экономическихъ соглашенiй. -- Представительство. -- Примирительныя камеры. -- Смягченiе классовой борьбн. -- Реформистскiя теорiи и причины, обуславливающiя ихъ современныи успехъ. -- Слабость соцiалистической идеи, ея искусственныи характеръ
ГЛАВА V. Силы, противостоящiя экономическому прогрессу. -- Роль демократiи: примеръ Америки. -- Постоянный ростъ труда. -- Мораль. -- Современное христiанство. -- Идеологiя высшихъ целей. -- Преобразованiе протестантизма. -- Тенденцiя умеренности
ГЛАВА VI. Теорiя Маркса о развитiи капитализма въ промышленномъ направленiи и противоположная концепцiя Каутскаго. -- Современныя тенденцiи финансистовъ. -- Опять государству принадлежитъ преобладающая роль. -- Союзъ капиталистовъ противъ рабочихъ. -- Влiянiе революцiонеровъ препятствуетъ означенному буржуазному объединенiю
ГЛАВА VII. Различныя формы финансоваго капитала. -- Тресты и картели характеризуются, какъ ростовщичество и торговля. -- Особый характеръ янки и ихъ историческое происхожденiе. -- Сходство между древней Германiей и современнои Америкой. -- Финансисты и барышники эпохи Возрожденiя
ЗАКЛЮЧЕНIЕ

 Из предисловiя къ русскому изданiю

Предлагаемая русской публике книга вышла въ светъ въ Италiи, въ конце 1906 г., после того какъ во Францiи появились мои Размышленгл о насилiи; между названными трудами существуетъ такая огромная разница, какъ въ основныхъ предпосылкахъ, такъ и въ общей позицiи, занимаемой авторомъ, что многiе будутъ спрашивать себя, какимъ образомъ они могли быть написаны одновременно.

На самомъ деле, Социалъные очерки современной экономии относятся не къ 1906 г.; они были напечатаны съ большимъ опозданiемъ, вследствiе обстоятельствъ личнаго характера, касавшихся итальянскаго переводчика, профессора Ракка. Французскiй текстъ былъ написанъ въ 1903 г., одновременно съ Introduction a l'economie moderne. Не безполезно вернуться къ последней дате, чтобы правильно понять проблемы, въ то время привлекавшiя вниманiе автора.

Въ эту эпоху французская соцiалистическая партiя самымъ теснымъ образомъ была спаяна съ передовыми партiями антиклерикальнаго большинства, которое поддерживало министерство Комба. Начатая противъ церкви война, казалось, обещала быть продолжительной, ожесточенной и изобилующей неожиданностями. Соцiалисты высказывались еще более решительно, чемъ радикалы, за безпощадное веденiе этой боръбы. Казалось, что малейшее разногласiе будетъ предательствомъ. Вотъ почему вопросъ классовый занялъ второстепенное место, прiобрелъ меньшее значенiе, чемъ вопросъ полнаго обособленiя государства отъ церкви.

Радикалы были чрезвычайно напуганы во время дела Дрейфуса; они считали необходимымъ заинтересовать бедные классы въ существованiи ихъ правительства, прилагая все усилiя къ тому, чтобы делать невозможными какiя бы то ни было наступательныя действiя со стороны консерваторовъ. Они решили заняться, вместе съ соцiалистами, соцiальнымъ законодательствомъ, чтобы показать, что и они тоже преисполнены добрыми чувствами къ неимущимъ. Сенаторъ Ривэ высказалъ взглядъ своихъ друзей следующимъ образомъ: "Мы всегда благосклонны къ униженнымъ, слабымъ, страдающимъ и обездоленнымъ. Мы всегда считали самымъ возвышеннымъ призывомъ республиканскаго девиза -- призывъ къ братству, которое есть не что иное, какъ поэтическое выраженiе чувства солидарности, стремящагося сделать всехъ людей братьями". Они думали, что посредствомъ лести передъ главарями синдикатовъ, путемъ мелкихъ услугъ, оказываемыхъ темъ и другимъ, и благодаря законодательству, долженствующему доказать враждебное отношенiе правительства къ хозяевамъ, имъ удастся собрать вокругъ своихъ именъ народные голоса.

Обстоятельства однако сложилисъ совсемъ не такъ, какъ предполагали радикалы. Не всегда легко было создавать соцiальные законы, могущiе заменить старые, не причиняя этимъ вреда значительному числу мелкихъ торговцевъ, составлявшихъ лучшую клiентуру радикальной партiи. Съ другой стороны, не могло дольше продолжаться и объединенiе съ соцiалистами, по крайней мере оффицiально, такъ какъ революцiонный синдикализмъ снова оживилъ классовую борьбу, Парламентарiями-соцiалистами овладелъ страхъ, и они сочли нужнымъ усвоить менее буржуазный образъ действiй, чтобы удержать за собою новыя силы, которыя угрожали ускользнуть изъ ихъ рукъ. То, что носило названiе блока, было разрушено, но не настолько, насколько это могло казаться. Это разрушенiе блока нельзя всецело относить на счетъ некоторыхъ непрiятныхъ столкновенiй министерскаго болъшинства съ соцiалистическими депутатами, которые не редко принимаютъ на себя роль защитниковъ всеобщей стачки и антимилитаризма. Впрочемъ, слова сенатора Ривэ не столь давняго происхожденiя: они были произнесены 16 ноября 1906 г. Я думаю, что каждый соцiалистъ будетъ протестовать противъ буржуазной заносчивости, сквозящей въ этихъ словахъ; этотъ человекъ воображаетъ, будто онъ принадлежитъ къ аристократiи, которая не относится съ презренiемъ къ мольбамъ своихъ рабовъ! Блокъ не можетъ совершенно распасться также и потому, что соцiалистическiе депутаты постоянно нуждаются въ услугахъ правительства для своихъ влiятельныхъ избирателей. Cri de Paris, въ нумере отъ 23 iюня 1907 г. даже уверяетъ, что Жоресъ самый частый проситель, какого только знаютъ въ министерствахъ.

Словомъ, если развитiе революцiоннаго синдикализма и внесло новый элементъ въ общественную исторiю, все же современное по -- ложенiе вещей еще не резко отличается отъ 1903 года. Въ Разжышленияхь о насилiи я разсматривалъ соцiализмъ синдикалистовъ; в Introduction a l'economie moderne и вь Соцiалъныхъ очеркахъ современной экономiи я изучаю соцiальныя реформы, время которыхъ еще не миновало.

Первая изъ последнихъ двухъ книгъ разсматриваетъ положенiе вещей въ плоскости буржуазнаго общества. Воспринявъ концепцiю Прудона, которая осталась почти незамеченной, я показываю, что экономическая среда подвергается многочисленньтмъ и глубокимъ измененiямъ, вполне заслуживающимъ названiя соцiальныхъ реформъ, такъ какъ ихъ результатомъ является, некоторымъ образомъ, оздоровленiе этой среды: они способствуютъ всеобщему благосостоянiю и укрепляютъ капиталистическую собственность. Такимъ образомъ, я обрисовалъ явленiя обмена штрихами во многихъ случаяхъ новыми, изумившими некоторыхъ лицъ. Вторая книга, предлагаемая вниманiю русской публики, имеетъ целью прiучить вдумчивыхъ соцiалистовъ понимать идеи, руководящiя соцiальными реформами; я хотелъ отыскать причины, определившiя происхожденiе различныхъ соцiалистическихъ системъ, изучить законы, управляющiе развитiемъ идеологiи, и донять те силы, которыя опровергли марксистскiя теорiи и увлекли мiръ на путь соцiальныхъ реформъ. Первая работа посвящена по проимушеству экономiи, вторая -- философiи современной исторiи.

Я считаю, что мне удалось бросить яркiй лучъ света на современную исторiю, точно и, вероятно, решительно установивъ истинныя взаимоотношенiя между демократическими теорiями порожденными движенiемъ 1789 г., и соцiалистическими утопiями, которыя имели такой успехъ въ первой половине XIX столетiя. Очень часто возникаетъ страстный споръ о томъ, является ли соцiализмъ только дальнейшимъ развитiемъ французской революцiи или же онъ представляетъ собой протестъ пролетарiата протйвъ экономическихъ последствiй великой революцiи, по характеру своему исключительно буржуазной, революцiи, обезпечившей полную свободу развитiю капитализма. Я доказываю, что столь дорогая сердцу нашихъ предковъ демократическая идеологiя принадлежитъ къ разряду утопическихъ системъ, такъ же какъ фурьеризмъ и сен-симонизмъ; она, вместе съ темъ, находится въ близкой связи съ современнымъ соцiализмомъ, поскольку последнiй самъ зависитъ отъ утопiй Фурье и Сенъ Симона, и противоречитъ, ему, поскольку онъ связанъ съ марксизмомъ, который возникъ, чтобы покончить съ утопiями. Такимъ образомъ, еще съ начала XIX столетiя было положено основанiе союзу между народными партiями и соцiализмомъ ученыхъ, союзу, который не переставалъ существовать все время. Союзъ этотъ является темъ более прочнымъ, что политическiе деятели не отдаютъ себе отчета относительно его реальнаго значенiя и вообще не умеютъ разобраться въ причинахъ своего поведенiя.

Въ своихъ трудахъ я широко пользовался заимствованными у Вико положенiями относительно движенiй, которыя фатальнымъ образомъ приводятъ определенныя идеологiи къ коренному преобразованiю и обновленiю. До сихъ поръ идеи великаго неаполитанскаго философа не были въ достаточной степени оценены по той причине, что онъ придавалъ имъ форму, делавшую ихъ совершенно неприложимыми къ безчисленнымъ случаямъ исторiи. Ихъ можно было почти сравнить, по ихъ безполезности, съ позитивистскимъ закономъ трехъ состоянiй, не оказавшимъ никакой услуги историкамъ. Между темъ, далеко не трудно, несколько видоизменивши положенiя Вико, придать имъ поистине удивительную плодовитость. Я думаю, что въ тотъ день, когда оценятъ всю ихъ важность, станетъ общепризнаннымъ, что они по своему значенiю ни въ чемъ не уступаютъ историческому матерiализму.

Соцiализмъ не сумелъ развить своихъ положенiй логическимъ путемъ дедукдiи, на что расчитывали первые ученики основателя этой системы; онъ фатальнымъ образомъ видоизменяется соответственно точкамъ зренiя, на которыхъ стоятъ писатели, трактующiе о немъ; онъ то вырождается, то развивается, то становится практическимъ. Движенiе это можетъ быть ускорено или замедлено, въ силу экономическихъ условiй; оно можетъ быть резко прервано революцiоннымъ возрожденiемъ. Положенiя Вико замечательно ярко подчеркиваютъ этотъ двоякiй характеръ развитiя, особенно же законъ возобновленiя. Исторiя церкви хорошо иллюстрируетъ данное пониманiе идеологiй; сколько разъ думали, что церковь дожила до последнихъ часовъ своего существованiя, что ея вырожденiе окончателъно. И затемъ, вдругъ, она снова появлялась, полная жизни. Теологи объясняютъ это явленiе, сообразно своей специфической точке зренiя, божественнымъ вмешательствомъ; историки же, которые не претендуютъ на проникновенiе въ замыслы Провиденiя, должны, изследуя религiозныя возрожденiя, идти по стопамъ Вико.

Представительный образъ правленiя имеетъ своимъ результатомъ ослабленiе чувства классовой борьбы у всехъ техъ, кто играетъ въ немъ какую-нибудь роль. Подъ буржуазной формой, которую онъ принялъ въ передовыхъ странахъ, парламентскiй режимъ не сохраняетъ больше различiй нацiональнаго, феодальнаго или экономическаго происхожденiя, и депутаты, всякiй разъ когда подаютъ голосъ по тому или иному важному вопросу, обязаны взвесить влiянiе группъ населенiя, которыя будутъ задеты, въ благопрiятномъ или неблагопрiятномъ смысле, новымъ закономъ. Отсюда вытекаетъ, что на практике законодательство бываетъ результатомъ соглашенiя между интересами, отчасти противоположными, отчасти же солидарными. Подобное положенiе вещей особенно утвердилось съ техъ поръ, какъ протекцiонистская система распространилась почти везде, где существуетъ соцiалистическое движенiе: протекцiонизмъ служитъ экономическимъ основанiемъ развитiя солидарности. Наконецъ, соцiалистическiе депутаты сами были поставлены лицомъ къ лицу передъ вопросомъ о солидарности, когда захотели захватить деревни, такъ какъ въ нашихъ западныхъ странахъ классовыя отношенiя въ деревне складываются совсемъ иначе, чемъ въ странахъ феодальныхъ и съ крупной промышленностью.

Но экономическiе конфликты тогда, когда они принимаютъ форму бурной борьбы противъ собственности и государства, препятствуютъ соцiализму превратиться въ партiю соцiальныхъ реформъ; именно на это я указывалъ уже въ 1903 г. и обращалъ усиленное вниманiе въ Размышлепiяхъ о насилiи. Съ соцiализмомъ можетъ случиться то же, что и съ церковью, т.е. что онъ сможетъ возрождаться всякiй разъ, когда будетъ всемъ казаться, что онъ уже близокъ къ смерти...


 Об авторе

Жорж СОРЕЛЬ (1847--1922)

Известный французский социальный философ, теоретик анархо-синдикализма. Родился в Шербуре, в семье виноторговца. Закончил Политехническую школу в Париже; работал инженером в Перпиньяне, в дорожном ведомстве. В 1889 г. вышли его первые книги -- "Вклад в мирское изучение Библии" и "Процесс Сократа". Получив за службу орден -- крест Почетного Легиона, в 1892 г. Ж.Сорель, не дослужив до пенсии, в возрасте 45 лет вышел в отставку и занялся литературной и общественно-политической деятельностью. В 1895 г. вместе с П.Лафаргом и другими основал журнал "Le devenir social"; с 1899 г. сотрудничал в международном социалистическом журнале "Le mouvement socialiste". С 1897 г., после смерти жены, жил вместе со своими племянниками в предместье Парижа.

Философские взгляды Сореля сложились под влиянием А.Лабриолы, Э.Ренана, Ф.Ницше, А.Бергсона. Находясь в вечном интеллектуальном поиске, он часто менял свои теоретические и политические позиции. Вначале он считал себя представителем "новой школы" марксизма, но в дальнейшем выступил с критикой всех форм рационального познания и обоснования социально-политических программ, противопоставив им анархо-синдикалистское учение о социальном мифе. Миф, по Сорелю, -- нечто интуитивно цельное, символически образное, необходимый элемент мировосприятия любой социальной группы. Он есть выражение воли к власти группы или класса, возглавляющего социальное движение. Книга "Размышления о насилии", впервые опубликованная в 1906 г. в журнале "Le mouvement socialiste" и уже через год переведенная на русский язык (2-е изд. М.: URSS, 2011), стала вершиной творчества Сореля синдикалистского периода его деятельности и принесла ему мировую известность.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце