URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Костина А.В. Интернет-сообщества: что обсуждается в Интернете?: От думеров --- до фурри. От игнора --- до троллинга
Id: 118632
 
197 руб.

Интернет-сообщества: что обсуждается в Интернете?: От думеров — до фурри. От игнора — до троллинга

URSS. 2011. 176 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-01754-1.

 Аннотация

Настоящая книга посвящена рассмотрению таких современных социокультурных практик, как сетевое творчество и сетевая коммуникация. Автор стремится зафиксировать те явления нынешней реальности, связанные с Интернетом, которые только входят в нашу жизнь и история которых насчитывает всего несколько лет. Мы приняли как данность устойчивые речевые формулы, терминологию, крылатые выражения, различные аббревиатуры, не так давно выступающие в качестве профессионального сленга "и-нетчиков". Сегодня большинство людей осуществляют поиск информации преимущественно по Сети, не прибегая к помощи справочников, словарей и энциклопедий. Однако Интернет изменил не только жизнь каждого человека в отдельности, но и все общество в целом; социальная активность значительным числом людей стала осуществляться в сетевой среде. В рамках Всемирной паутины количество малых социальных групп стало столь существенным, что это явление требует осмысления в рамках многих научных дисциплин --- социологии, антропологии, философии, культурологии и т.д. Предлагаемая работа включает две части. В первой части рассматриваются актуальные социальные проблемы современности, такие как глобализация, политкорректность и толерантность, терроризм, этнонационализм и т.д., с позиции отражения их в сознании пользователей Сети. Вторая часть посвящена собственно описанию различных интернет-сообществ.

Книга адресована широкому кругу заинтересованных читателей; она может быть полезна и специалистам --- социологам, психологам, философам, культурологам.


 Содержание

Вместо введения
Часть I. Актуальные проблемы современного социокультурного развития в осмыслении пользователей Сети
 Глобализация
 Политкорректность
 Терроризм
 Этнонационализм как проявление локализации
 Анекдоты в сетевом пространстве: толерантность как основной принцип
 Развитие языка в современных условиях
 Постмодернизм: интеллектуальная игра или методология, адекватно отражающая современные социокультурные процессы?
 Сетевой текст как гипертекст
Часть II. Сообщества сетевого мира: от сисадминов до пранкеров. Творческие практики как социальные практики
 И-нетчики, сисадмины
 Народный фольклор на "компьютерный лад"
 Виртуальная среда как реальность пребывания: эффект "перезагрузки"
 Пранкеры
 Фурри
 Фэндом
 Троллинг
Заключение

 Вместо введения

Посвящается моим коллегам

Возникновение такой книги было невозможно еще пятнадцать лет назад. По крайней мере, сама автор поняла, что жанр исследовательской литературы -- это не только серьезные работы с массой отсылок на первоисточники, но и культурологические эссе, подобные данному. Конечно, сам жанр культурологического эссе в границах постмодернизма является достаточно типичным, и работы подобного толка включаются в списки литературы в монографиях и диссертациях. Но все-таки, гораздо более привычными и соответствующими статусу научных, являются работы, в которых учитывается серьезный пласт того знания, которое накоплено предшественниками -- и далекими, и практически современниками.

Однако реальность сегодня столь стремительно изменяется, что многие ее атрибуты, актуальные и воспринимаемые всеми как то, что находится в русле мейнстрима, что активно цитируется, и что не знать невозможно или даже неприлично, если ты хочешь принадлежать избранному тобой сообществу, очень быстро становятся "вчерашним днем" и доказывать некоторые истины становится так же невозможно, как и "ломиться в открытую дверь". Действительно, если вспомнить те научные открытия и новации, те поистине революционные положения, которые высказывались еще пять лет назад в связи с обсуждением на конференциях и круглых столах проблем глобализации, диалога культур, постиндустриального и информационного общества, кризиса идентичности, то сегодня многие из них приняты повсеместно, а обсуждение этих проблем требует специфических ракурсов, поворотов, существенного сужения самой проблематики.

Мы живем в мире, который столь стремительно изменяется, что мы вынуждены изменяться вместе с ним. Просто из чувства самосохранения. Так как ощущение фрустрации, который Э.Тоффлер назвал "шоком будущего", а П.Вирильо -- "потерянностью и удрученностью", заставляет нас пытаться соответствовать времени, оставляя в качестве своеобразных "зон отдыха" любимые книги, фильмы и хобби. Чем больше разница между временем внутри нас и вне нас, тем сильнее наше отставание от жизни, наша духовная старость. Эти тенденции, конечно, начали проявляться давно -- еще полвека назад они устойчиво фиксировались наукой и философией. "Цивилизация молодых" была названа американской исследовательницей М.Мид "префигуративной", то есть такой, которая настраивается на восприятие опыта молодого поколения, в отличие от кофигуративной и постфигуративной, ориентированных на сакрализацию опыта сверстников и старейшин. Ориентация на будущее становится самой востребованной областью исследований, а научная прогностика и "футурология" не только активно развиваются в качестве самостоятельных направлений исследований, но и пронизывают все знание о человеке, обществе и культуре, сочетаясь с историей как знанием о прошлом.

Как адекватно зафиксировать эту реальность? Как отразить ее специфику, не исказив содержания? Стремление попытаться "схватить" эти явления и заставило автора взяться за работу, написанную в "быстром" жанре, ориентированном не столько на глубокое осмысление, сколько на фиксацию той реальности, которая стремительно изменяется. Нужно сказать, что это уже вторая попытка автора подойти к решению этой проблемы -- первая монография, завершенная три года назад, где осмысливалась творческая активность в Интернете, по независящим от автора обстоятельствам, издана не была. Данная же книга, написанная другим стилем и имеющая другое содержание, возможно, является эскизом, подготовкой к более глубокому анализу тех процессов, которые еще предстоит критически осмыслить.

Хотя, возможно, ее жанровая и стилевая специфика является наиболее ценной составляющей текста.

* * *

Преимущества такого стиля состоят и в том, что он соответствует явлениям, при его помощи описываемым. Такой стиль, как и фиксируемая реальность Интернет-творчества, обладает качеством спонтанности. Само это свойство, связанное с импровизационным стилем сетевого общения и творческой коммуникации в Сети, обусловлено стремительно изменяющейся действительностью, где наиболее актуальные ее формы как раз и ускользают от научного анализа. Принципиальная изменчивость социокультурной среды приводит и к изменению практик общения. Важно то, что сетевые коммуникативные практики и практики общения "в реале", по сути своей единые, по формам осуществления принципиально различны. И дело даже не в том, что сетевая коммуникация опосредуется машиной -- мы можем быть тесно связанными с любым человеком узами дружбы и взаимопонимания и вне непосредственного общения. Дело в том, что интернет-общение обладает особенностями -- сокращением социальной дистанции участников коммуникации, что для многих (не молодежи) является достаточно непривычным; интимностью, которая напоминает общение в "дорожных ситуациях" незнакомых людей, раскрывающих друг другу то, что невозможно сказать близким; не регламентированностью места и времени; возможностью коммуницирования в любых условиях. Наконец, -- что очень важно -- подобное контактирование предполагает владение сходным арсеналом средств общения, сопоставимым объемом и содержанием информации, а также понятными друг другу практиками коммуникации. То есть, сетевое общение -- это общение людей, принадлежащих к "группам по интересам", где или создаются какие-либо продукты (те же фанфики), или обсуждаются.

Специфичны и творческие практики в Сети. Во-первых, -- вследствие того, что Интернет изначально предполагает повышенную коммуникативность -- оно коллективно в своей основе (это означает не совместность действий, а возможность их коррекции и продолжения). Во-вторых, общение в Сети -- несмотря на письменный характер текста -- по стилистике напоминает устную речь, где письмо наполняется смайлами (эмотиконами), выражающими различные оттенки эмоций, заглавными буквами, выражающими повышение интонации (характерно, что на применение этого способа выражения эмоций в некоторых блогах устанавливают запрет, так как такой текст приравнивается к крику, а пищущий CapsLock'ом может быть подвергнут игнору -- изгнанию) и прочими способами передачи живой и эмоциональной интонации. Специалисты-лингвисты предлагают называть такую речь "устно-письменной".

Наконец, в-третьих, Интернет предполагает анонимность -- благодаря использованию "аватаров" (визуальных образов коммуникаторов) и nick-name ("ников" -- сетевых имен). Несмотря на то, что анонимность является, в значительной мере, относительной ("речевая личность" обладает яркой индивидуальностью), она допускает возможность существования индивида в Сети как "сетевой личности" -- персонажа, созданного автором и живущего автономной от него жизнью. Наиболее известных из сетевых персонажей -- Мая Ивановича Мухина, созданного Романом Лейбовым; Паровозова -- персонажа Александра Гагина; Катю Деткину -- креатив Артемия Лебедева, Алекса Антея -- alter ego Ирины Сидоренко -- сетевики знают и любят, несмотря на то, что сетевая жизнь многих из них прекращена.

Конечно, такой способ общения атрибутивен не каждому человеку -- устная коммуникация присуща гораздо большему числу людей, чем сетевая. Однако в мегаполисах она включает в свое пространство все большее количество участников, становясь не только аналогом личного общения, но полноценным его заменителем. В свое время социальный портрет таких сетевых "навигаторов" был представлен Мануэлем Кастельсом, который показал, что в "киберпространстве" пребывают, по преимуществу, а) хорошо обеспеченные, б) достаточно молодые (до 30 лет), в) мужчины. Конечно, степень распространения Интернета по национальным регионам весьма различна, соответственно, изменяются и эти характеристики -- скажем, Живой Журнал в России (по крайней мере, такой, каким он сформировался в 2001 году) -- это свободное, политизированное, философичное пространство самовыражения, присущее как раз представителям той социальной страты, которую описывал Кастельс. ЖЖ в Америке, по мнению основателя Livejournal Брэда Фицпатрика, -- пространство общения домохозяек и школьников.

* * *

Однако не столь принципиально, каковы те социальные группы, которые разворачивают свою активность именно в Сети, важно, что их чрезвычайно много. Эти группы различны по численности (количество любителей on-line игр может доходить до нескольких тысяч, а интересующихся техникой смычка в Италии в XVIII веке могут быть единицы); входящие в эти сообщества преследуют разные цели (от преодоления одиночества до простого структурирования времени); они различны по степени включенности в сетевую жизнь (для одних -- это пара рекреационных часов, для других -- ежедневное многочасовое общение, в процессе которого осуществляется вся частная жизнь -- от виртуальных знакомств, свадеб, "рождения" и регистрации детей, разводов, посещения церкви и исповедания -- до смерти). Кстати, в Интернете развернута весьма обширная индустрия услуг по проведению свадеб, регистрации детей и, наконец, проведению похорон. В виртуальных загсах и виртуальных кладбищах можно послать цветы, оставить памятную надпись и т.п.

Самое главное, что таких сообществ становится все больше и больше. Это связано, конечно, и с тем, что свободное время, особенно, у людей, включенных в "информационную деятельность", не структурировано, как не определено и рабочее пространство, зачастую представляемое не офисом, а домашним рабочим столом. Все это делает естественным для таких людей постоянное нахождение в Сети и участие в жизни "мировой паутины". Образуемые в Сети сообщества вырабатывают новые нормы общения, рождают новые смыслы культуры, формируют новые ценностные системы, собственную идеологию, свои приоритеты, образцы поведения, идеальные качества личности, стратегии жизнедеятельности. Многие из этих форм закрепляются, становятся привычными -- сначала в рамках одного сообщества, затем -- если эти установки соотносятся с представлениями иных групп -- многих. Некоторые принципы переносятся и в реальную жизнь.

Одной из таких глобальных установок стал принцип незакрепленности информации за отдельным лицом, ее открытости и доступности. Если говорить о "не-глобальных" принципах, то они связаны с устойчивыми речевыми формулами, терминологией, крылатыми выражениями, общепринятыми аббревиатурами, не так давно выступающими в качестве сленга "и-нетчиков", но ставшими общепринятыми и закрепленными уже в реальной жизни. Стала привычным делом, даже для людей, не связанных с работой на компьютере, проверка по утрам электронной почты. Причем, почтовая связь воспринимается более предпочтительная, чем телефонная. Поиск информации все, имеющие доступ к Интернету, осуществляют по Сети, не прибегая к помощи справочников, словарей и энциклопедий. Все это свидетельствует о том, что Интернет стал составляющей нашей жизни, изменившей не только отдельного человека, но и само сообщество.

Таким образом, наша жизнь стремительно и принципиально изменилась. Стремление зафиксировать эти трансформации и стало побудительной причиной обращения автора к таким, возможно, не очень серьезным и перманентно изменяющимся, но очень важным социокультурным практикам, как сетевое творчество и сетевая коммуникация. Автор заранее приносит извинения за возможные неточности передачи текстов, как не предусматриваемые самим автором, так и связанные со стремлением смягчить передачу обсценной лексики и иных особенностей сетевого жаргона, вполне уместного на страницах форумов, но не приемлемого на страницах книги, пусть и такого "легкого" жанра.


 Об авторе

Анна Владимировна КОСТИНА

Заведующая кафедрой философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета, доктор философских наук, доктор культурологии. Автор монографий "Массовая культура как феномен постиндустриального общества" (5-е изд. URSS, 2011), "Эстетика рекламы" (2000), "Диалектика массового и элитарного в современной культуре" (2001), "Национальная культура - этническая культура - массовая культура" (URSS, 2009), "Теоретические проблемы современной культурологии" (URSS, 2009), "Культурная политика современной России" (2-е изд. URSS, 2010; совм. с Т.М.Гудимой), "Соотношение традиционности и творчества как основа социокультурной динамики" (URSS, 2010), "Интернет-сообщества: что обсуждается в Интернете?" (URSS, 2011). Работы А.В.Костиной посвящены, преимущественно, проблемам, связанным с массовой культурой: ее соотношению с народной культурой, специфике проявления массового и элитарного в отечественной культурной практике 20--30-х гг. XX века, массовому сознанию и управлению им, соотношению национальной и этнической культуры.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце