URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Сорель Ж. Размышления о насилии. Пер. с фр.
Id: 118466
 
197 руб.

Размышления о насилии. Пер. с фр. Изд.2

URSS. 2011. 168 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-396-00304-0.

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга известного французского социального философа Жоржа Сореля (1847--1922), являющаяся вершиной его творчества синдикалистского периода. В этой работе автор встает на защиту пролетарского насилия и героической морали; он отвергает парламентский социализм, превративший классовую борьбу в орудие торга ради достижения мелких материальных выгод. Классовая борьба, пролетарское насилие, по мнению Ж.Сореля, имеют более высокое назначение --- тотальное обновление общества путем прямого действия пролетариата. Автор воспевает высокую моральную ценность пролетарского насилия, считая, что гуманизм, мягкосердечие лишь поощряют мошенничество и хитрости, распространенные в рыночных обществах. Только борьба за высокие неутилитарные цели (то есть социализм), по его мнению, может возродить нравственность в обществе.

Книга рекомендуется историкам, политологам, социологам, философам, всем заинтересованным читателям.


 Оглавленiе

Предисловiе
Глава I. Борьба классовъ и насилiе
Глава II. Упадокъ буржуазiи и насилiе
Глава III. Предразсудки противъ насилiя
Глава IV. Всеобщая пролетарская стачка
Глава V. Всеобщая политическая стачка
Глава VI. Этическая ценность насилiя
Глава VII. Мораль производителей

 Предисловiе

Предлагаемые вниманiю читателя очерки Сореля были напечатаны въ журнале Mouvement Socialiste. Они содержатъ довольно своеобразную попытку дать философiю и этику революцiоннаго синдикализма. Интересъ, замечаемый въ последнее время къ "французскому" типу соцiализма у насъ въ Россiи, оправдываетъ въ достаточной степени появленiе на русскомъ языке "размышленiй" того изъ представителей "леваго" крыла, котораго А.Лабрiола называетъ не безъ некотораго преувеличенiя "величайшимъ соцiалистическимъ мыслителемъ современной Европы".

Кто интересуется теорiей и практикой пролетарской борьбы, не можетъ пройти мимо Ж.Сореля, хотя-бы и стоялъ на противоположной точке зренiя.

Редакторъ

 Из главы 1. Борьба классовъ и насилiе

Все жалуются, что споры по поводу соцiализма очень туманны и запутанны; эта туманность происходитъ въ значительной степени оттого, что теперешнiе соцiалистическiе писатели пользуются терминологiей, которая, собственно говоря, не соответствуетъ уже сущности ихъ идей. Более видные изъ такъ называвмыхъ реформиостовъ никакъ не хотятъ согласиться оставить некоторыя марксистскiя фразы, которыя долго служили лишь ярлыками для характеристики соцiалистической литературы. Когда Бернштейнъ, заметивъ огромное противоречiе между терминологiей соцiалъ-демократiи и истинной сущностью ея деятельности, предложилъ своимъ немецкимъ товарищамъ появиться въ настоящемъ свете и пересмореть ученiе, сделавшееся ложнымъ, то отовсюду поднялся общiй крикъ возмущенiя противъ храбреца, и реформисты явились не последними въ этомъ хоре защитниковъ старыхъ условностей; приходилось слышать отъ наиболее видныхъ французкихъ соцiалистовъ, что они скорее согласятся принять тактику Милльерана, чемъ положенiя Бернштейна. Это обожанiе разъ установленныхъ терминовъ играетъ значительную роль въ исторiи всехъ идеологiй; въ сохраненiи марксистскихъ терминовъ людьми, безконечно далеко отклонившимися отъ основной идеи Маркса, заключается большое несчастiе для соцiализма: напр. терминомъ "борьба классовъ" злоупотребляютъ особенно широко; чтобы установить его истинный смыслъ, надо несколько уклониться и сказать несколько словъ по поводу самого соцiализма.

а) Въ глазахъ подавляющаго болыыинства борьба классовъ есть принципъ соцiалистической тактики. Это значитъ, что соцiалистическая партiя основываетъ свои успехи въ выборной кампанiи на постоянно проявляющейся розни интересовъ известныхъ грулпъ населенiя и что по мере надобности соцiалисты стараются сделать эту рознь более обостренною: кандидаты убедятъ наиболее бедный и многолюдный классъ считаться членами корпорацiи и предложить себя въ защитники этой корпорацiи: благодаря тому влiянiю, которое придастъ имъ ихъ титулъ народныхъ представителей, они будутъ работать въ пользу обездоленныхъ. Такимъ образомъ мы оказываемся очень близки къ тому, что происходило въ греческихъ городахъ: парламентскiе соцiалисты смахиваютъ очень сильно на техъ демагоговъ античной Грецiи, которые настойчиво требовали уничтоженiя долговыхъ обязательствъ и разделенiя земель, которые возлагали на богатыхъ все государственныя тяготы и выдумывали заговоры для конфискацiи большихъ богатствъ. "Въ демократическихъ республикахъ, где верховная законодательная власть принадлежитъ толпе, говоритъ Аристотель, демагоги своими постоянными атаками на богатыхъ делятъ городъ на два лагеря. Олигархи должны были бы отказаться отъ той присяги, которую они приносятъ теперь, такъ какъ произносимая ими клятва въ сущности такова: "я буду врагомъ народа и сделаю ему все то зло, на которое буду способенъ"" (Аристотель "Политика". Кн.VII, гл.VII 19). Вотъ безъ сомненiя классовая борьба, охарактеризованная такъ хорошо, какъ только возможно, но будетъ полнымъ абсурдомъ предполагать, что Марксъ такъ именно понималъ борьбу классовъ, въ которой онъ виделъ центръ тяжести соцiализма. Можно думать, что авторы французскаго закона II авг. 1848 г. были полны такими классическими воспоминанiями, когда назначали кару для техъ, кто речами или журнальными статьями будетъ пытаться "нарушать общественное спокойствiе, возбуждая презренiе и ненависть одной части гражданъ къ другой". Только что переживъ ужасное iюньское возстанiе, буржуазiя была убеждена, что победа парижскихъ рабочихъ привела бы если не къ полному осуществленiю коммунизма, то по меньшей мере къ колоссальному отчужденiю богатствъ въ пользу бедныхъ; полагали положить конецъ гражданскимъ войнамъ, затрудняя пропаганду ученiя о ненависти, способнаго возбуждать пролетарiевъ противъ буржуазiи.

Въ настоящее время парламентскiе соцiалисты и не помышляютъ о возстанiи, и если иногда еще говорятъ о немъ, то для того, чтобы придать себе внушительный видъ: они проповедуютъ, что избирательный бюллетень заменилъ собой ружье, но способъ победить власть можетъ быть измененъ и безъ того, чтобы изменились чувства. Избирательная литература вся целикомъ вдохновлена чисто демагогическими прiемами; соцiализмъ обращается ко всемъ недовольнымъ, совершенно не интересуясь, какое место занимаютъ они въ обществе; въ обществе, настолько развитомъ и столь подверженномъ экономическимъ потрясенiямъ и переворотамъ, какъ наше, недовольные встречаются въ большомъ количестве во всехъ классахъ; иногда они объявляются тамъ, где казалось бы меньше всего можно ихъ встретить. Парламентскiй соцiализмъ говоритъ на столькихъ языкахъ, сколько у него родовъ клiентовъ; онъ обращается къ рабочимъ, къ мелкимъ хозяйчикамъ, къ крестьянамъ; вопреки Энгельсу онъ занимается фермерами; то онъ патрiотъ, то онъ яро выступаетъ противъ армiи. Никакое противоречiе не останавливаетъ его, -- опытъ показалъ, что во время избирательной кампанiи возможно собрать силы, которыя, собственно говоря, должны бы были высказаться противъ марксизма. Кроме того -- разве депутатъ не можетъ быть полезенъ своимъ избирателямъ, къ какой бы экономической или соцiальной групие они ни принадлежали?

Слово "пролетарiй" окончательно становится синонимомъ угнетаемаго, а таковые есть во всехъ классахъ: немецкiе соцiалисты приняли очень горячее участiе въ злоключенiяхъ принцессы Кобургской. Одинъ изъ самыхъ видныхъ нашихъ реформистовъ, Анри Тюро, советникъ парижскаго магистрата, написалъ книгу "о пролетарiате любви"; этимъ словомъ онъ обозначаетъ проститутокъ самаго низшаго разряда. Если когда-нибудь женщины получатъ избирательныя права, то безъ сомненiя ему будетъ поручено составить наказъ отъ имени этой пролетарской группы.

Ь) Современная французская демократiя оказывается несколько смущенной и приведенной въ замешательство тактикой классовой борьбы; разсмотренiе этого вопроса кстати объяснитъ намъ, почему парламентскiй соцiализмъ действуетъ, не смешиваясь съ прочими партiями крайней левой...


 Об авторе

Жорж СОРЕЛЬ (1847--1922)

Известный французский социальный философ, теоретик анархо-синдикализма. Родился в Шербуре, в семье виноторговца. Закончил Политехническую школу в Париже; работал инженером в Перпиньяне, в дорожном ведомстве. В 1889 г. вышли его первые книги -- "Вклад в мирское изучение Библии" и "Процесс Сократа". Получив за службу орден -- крест Почетного Легиона, в 1892 г. Ж.Сорель, не дослужив до пенсии, в возрасте 45 лет вышел в отставку и занялся литературной и общественно-политической деятельностью. В 1895 г. вместе с П.Лафаргом и другими основал журнал "Le devenir social"; с 1899 г. сотрудничал в международном социалистическом журнале "Le mouvement socialiste". С 1897 г., после смерти жены, жил вместе со своими племянниками в предместье Парижа.

Философские взгляды Сореля сложились под влиянием А.Лабриолы, Э.Ренана, Ф.Ницше, А.Бергсона. Находясь в вечном интеллектуальном поиске, он часто менял свои теоретические и политические позиции. Вначале он считал себя представителем "новой школы" марксизма, но в дальнейшем выступил с критикой всех форм рационального познания и обоснования социально-политических программ, противопоставив им анархо-синдикалистское учение о социальном мифе. Миф, по Сорелю, -- нечто интуитивно цельное, символически образное, необходимый элемент мировосприятия любой социальной группы. Он есть выражение воли к власти группы или класса, возглавляющего социальное движение. Книга "Размышления о насилии", впервые опубликованная в 1906 г. в журнале "Le mouvement socialiste" и уже через год переведенная на русский язык, стала вершиной творчества Сореля синдикалистского периода его деятельности и принесла ему мировую известность.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце