URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Милль Дж.Ст. О некоторых важнейших вопросах познания. Пер. с англ.
Id: 117863
 
499 руб.

О некоторых важнейших вопросах познания. Пер. с англ. Изд.2, испр.

URSS. 2011. 536 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-01599-8.

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга выдающегося английского философа, психолога, социолога и экономиста Джона Стюарта Милля (1806--1873), в которой он рассуждает о важнейших проблемах познания, вступая в виртуальный спор с сэром Вильямом Гамильтоном --- одним из ярких представителей философской мысли XIX века. Автор рассматривает вопросы, обсуждаемые в произведениях Гамильтона, останавливаясь на пунктах разногласия с ним, и излагает собственные взгляды на предложенные проблемы. В книге обсуждаются как общие философские проблемы --- об относительности человеческого знания, об истолковании сознания, о теории доверия к внешнему миру, свободе воли и т.д., так и частные вопросы, а также проблемы логики.

Книга рекомендуется философам, историкам философии, логикам, психологам, всем заинтересованным читателям.


 Оглавление

ГЛАВА I. Вступительныя замъчанiя
ГЛАВА II. Относительность человеческаго знанiя
ГЛАВА III. Доктрина относительности человъческаго знанiя съ точки зренiя сэръ Вилльяма Гамильтона
ГЛАВА IV. Въ чемъ сэръ Вилльямъ Гамильтонъ дъйствительно разнится отъ философовъ абсолютнаго
ГЛАВА V. Что отвергаетъ сэръ Вилльямъ Гамильтонъ какъ знанiе и относитъ подъ названiе довърiя
ГЛАВА VI. Философiя условнаго
ГЛАВА VII. Философiя условнаго въ приложении ея Г. Манселемъ къ предъламъ религiознаго мышленiя
ГЛАВА VIII. О сознании, по разумънiю сэръ Вилльяма Гамильтона
ГЛАВА IX. Объ истолкованiи сознанiя
ГЛАВА X. Взглядъ сэръ Вильяма Гамильтона на разныя теории касательно доверия ко внъшнему мiру
ГЛАВА XI. Психологическая теорiя доверiя ко внешнему мiру
ГЛАВА XII. Насколько приложима къ духу психологическая теорiя доверiя къ веществу
ГЛАВА XIII. Психологическая теорiя первичныхъ качествъ вещестеа
ГЛАВА XIV. Какимъ образомъ сэръ Вильямъ Гамильтонъ и Г. Мансель располагаютъ закономъ неразрывнаго содружества идей
ГЛАВА XV. Ученiе сэръ В. Гамильтона о безсознательныхъ видоизмененияхъ духа
ГЛАВА XVI. Теорiя связи причины со следствiемъ по ученiю сэръ В. Гамильтона
ГЛАВА XVII. Ученiе о концептахъ или общихъ понятiяхъ
ГЛАВА XVIII. О суждениiи
ГЛАВА XIX. Объ умозаключенiи
ГЛАВА XX. О пониманiи сэръ В. Гамильтономъ логики какъ науки. Наука ли это законовъ или формъ мысли?
ГЛАВА XXI. Фундаментальные законы мысли по сэръ В. Гамильтону
ГЛАВА XXII. Объ усоверщенствованiяхъ, сдъланныхъ, какъ предполагаютъ, сэръ В. Гамильтономъ въ формальной логикъ
ГЛАВА ХХIII. О некоторыхъ менее важныхъ особенностяхъ доктрины во взгляде сэръ В. Гамильтона на формальную логику
ГЛАВА XXIV. О некоторыхъ естественныхъ предразсудкахъ, поддерживаемыхъ сэръ В. Гамильтономъ, и о некоторыхъ заблужденiяхъ, считаемыхъ имъ неразрешимыми
ГЛАВА XXV. Удовольствiе и страданiе по теорiи сэръ В. Гамильтона
ГЛАВА XXVI. О свободе воли
ГЛАВА XXVII. Мненiя сэръ В. Гамильтона объ изучении математики
ГЛАВА XXVIII. Заключительныя замечанiя

 Глава I. Вступительныя замъчания

Между англiйскими философскими писателями настоящаго столетiя никто не занимаетъ более высокаго положенiя, чемъ Сэръ Вилльямъ Гамильтонъ. Изъ всехъ англiйскихъ метафизиковъ настоящаго и предшествовавшаго поколенiй, онъ одинъ только, какъ метафизикъ, прiобрелъ европейскую знаменитость: между темъ какъ въ самой Англiи онъ не только имелъ силу оживить въ обществе интересъ къ предмету изученiя, переставшему быть популярнымъ, -- къ философiи, но и самъ сталъ въ некоторомъ смысле основателемъ особой школы мышленiя. Впрочемъ, школа эта, въ сущности, не нова, ибо ея основныя доктрины принадлежатъ къ той философiи, которая все более и более получала преобладанiе повсеместно, со времени начала реакцiи противъ Локка и Юма, и потому у англичанъ ведетъ начало съ Рейда, а въ остальной Европе -- съ Канта. Но эта общая схема философiи распалась на несколько подразделенiй и та форма, въ какой вылилась она у Гамильтона, настолько отличается выдающимися особенностями, насколько это только принадлежитъ какому-нибудь другому изъ ея признанныхъ видоизмененiй. Она весьма много разнится на самомъ деле и еще более повидимому отъ последнихъ немецкихъ и французскихъ формъ развитiя обычной доктрины, возвышаясь въ тоже время надъ более ранними шотландскими и англiйскими формами, на всю разницу уровня, достигнутаго философiей, чрезъ могучую отрицательную критику Канта. Кроме обаянiя самобытной оригинальности, она рекомендуетъ себя еще и общей гармонiей положенiй съ преобладающимъ тономъ мышленiя. Эти преимущества, въ сочетанiи съ умомъ высокообразованнымъ и во многихъ отношенiяхъ высоко способнымъ къ философскому мышленiю, -- съ знанiемъ, -- по всей вероятности никогда не имевшимъ равнаго себе по объему и точности, всего, что только было мышлено и писано по философiи, заставляютъ по справедливости признать Сэръ Вилльяма Гамильтона однимъ изъ важныхъ представителей века въ области абстрактнаго умозренiя.

Известное положенiе Сэръ В.Гамильтона въ главе -- по крайней мере въ Англiи -- философской школы, къ которой онъ принадлежитъ, побудило меня главнымъ образомъ связать съ его именемъ и сочиненiями те умозренiя и критическiе опыты, которые изложены въ предлежащей книге. Оправданiемъ самому сочиненiю послужитъ, конечно, важность вопросовъ, къ обсужденiю которыхъ оно составляетъ посильное приношенiе. Континентальные мыслители часто упрекали Англiю въ равнодушiи къ высшей философiи. Но Англiя не всегда заслуживала этотъ упрекъ и уже заявила несомненными симптомами, что она не хочетъ заслуживать его долее. Ея мыслители снова начали видеть, -- что было ими забыто лишь временно, -- что истинная Психологiя есть необходимая научная основа Морали, Политики, Науки и искусства Воспитанiя; что Метафизическiя трудности лежатъ у корня каждой науки; что поладить съ этими трудностями можно только разрешенiемъ ихъ, и что до техъ поръ, пока оне не будутъ разрешены -- положительно если возможно, но отрицательно во что бы то ни стало, -- мы никогда не можемть быть уверены, чтобъ какое-либо человеческое знанiе, даже естествознанiе, покоилось бы на солидныхъ основахъ.

Поэтому, предметъ моего настоящаго изследованiя не Сэръ В.Гамильтонъ, но вопросы, которые обсуждалъ Сэръ В.Гамильтонъ. Впрочемъ, въ нашей стране и въ наше время невозможно писать по этимъ вопросамъ безъ того, чтобъ не относиться формально или подразумеваемо, но безпрестанно къ разработке ихъ, сделанной Сэръ В.Гамильтономъ. По всемъ предметамъ, до которыхъ онъ касался, онъ или одинъ изъ самыхъ могущественныхъ союзниковъ того, что я почитаю здравой философiей, или же (наичаще) значительно более грознымъ ея противникомъ; какъ въ томъ, такъ и въ другомъ случае потому, что онъ явился последнимъ, писалъ съ полнымъ знанiемъ промаховъ, замеченныхъ въ его предшественникахъ, и еще потому, что онъ былъ однимъ изъ способнейшихъ, въ высшей степени ясновидящихъ и наиболее искреннихъ писателей. Каждое мненiе, высказанное имъ обдуманно, всегда бывало оппозицiонным; а потому какъ форма этихъ мненiй, такъ и приводимые имъ въ защиту ихъ доводы, спецiально требуютъ раскрытiя и тщательной оценки: и какъ такимъ образомъ невозможно, чтобъ сообразное обсужденiе его топикъ не захватывало бы въ тоже время и оценки его доктринъ, то кажется стоитъ того, чтобъ оценка ихъ была сделана также полно какъ и доступно, простираясь на все предметы, по которымъ сделанъ имъ или приписывается ему какой-либо важный вкладъ въ развитiи мышленiя.

Пытаясь упредить, такимъ образомъ, -- насколько однакоже это возможно, -- сужденiе потомства о трудахъ Сэръ В.Гамильтона, я искренно сожалею, что во многихъ пунктахъ, по которымъ я расхожусь съ нимъ, за мною остается непривлекательное преимущество каждаго человека, оппонентъ котораго не имеетъ уже более возможности отвечать. Лично я, быть можетъ, имелъ бы весьма небольшую причину радоваться ответу, который я могъ бы получить, ибо хотя строго честный, Сэръ В.Гамильтонъ былъ однакоже, самый безжалостный въ споре, и кто бы ни напалъ даже на самое неважное изъ его мненiй, долженъ былъ разсчитывать на тяжкiе удары въ ответъ. Но раньше было бы конечно гораздо дороже всякаго полемическаго успеха, даже для меня лично, узиать наверное, какимъ образомъ встретилъ бы Сэръ В.Гамильтонъ возраженiя, возникшiя въ предлежащей кииге. Я живо чувствую, вместе съ Платономъ, какъ значительно более можно научиться изъ разсужденiя съ человекомъ, который можетъ спрашивать и отвечать, чемъ изъ книги, которая того не можетъ. Но не было возможности сделать и общаго обзора доктринъ Сэръ В.Гамильтона, ибо оне известны въ отрывочномъ виде, въ какомъ и обнародывались въ теченiе его жизни. Его "Лекцiи", представляющiя наиболее полное и единственно последовательное изложенiе его философiи, обнародованы по его смерти; между темъ какъ последнее и наиболее зрелое выраженiе многихъ изъ его мненiй -- "Разсужденiя о Рейде" были прiостановлены имъ, едва на половину оконченныя, на средине приговора; но, пока онъ былъ живъ, его читатели все еще не теряли надежды на изданiе имъ остальнаго. Правда, что "Лекцiи" прибавляютъ менее, чемъ сколько можно бы было ожидать, къ темъ сведенiямъ, какими мы обладаемъ уже о доктринахъ автора; но хорошо знать уже и то, что въ нашемъ распоряженiи находится по крайней мере все, что оставилъ по себе Сэръ В.Гамильтонъ, и хотя было бы, конечно, прiятно обладать его мненiями по большему числу предметовъ, но едва ли бы мы узнали тогда съ большею полнотою, чемъ насколько имеемъ возможности узнать и теперь, каковы были его мысли по темъ философскимъ пунктамъ, которымъ онъ придавалъ наибольшую важность и которые наиболее отожествляются съ его именемъ и славою.


 Об авторе

Джон Стюарт МИЛЛЬ (1806--1873)

Выдающийся английский философ, экономист, социолог, психолог, основатель английского позитивизма, теоретик либерализма. Сын известного философа и историка Джеймса Милля, под руководством которого получил всестороннее образование. С 1823 по 1858 гг. служил в Ост-Индской компании. В 1865--1868  гг. был членом палаты общин, где поддерживал либеральные и демократические реформы.

Мировоззрение Джона Милля складывалось под влиянием политической экономии Д.Рикардо, утилитаристской доктрины И.Бентама, философии Дж.Беркли и Д.Юма и ассоциативной психологии Д.Гартли и Джеймса Милля. Он получил широкую известность как автор классических работ в различных областях философии, экономики и политической теории ("Система логики", 1843; "Основания политической экономии и некоторые приложения их к социальной философии", 1848; "О свободе", 1859; "Утилитаризм", 1863; "Огюст Конт и позитивизм", 1865 и др.).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце