URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Попкова Н.В. Введение в этику
Id: 117732
 
263 руб.

Введение в этику

URSS. 2011. 328 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-01601-8.

 Аннотация

Настоящая книга знакомит читателя с основными понятиями и направлениями этики. Рассматриваются основные этапы становления морального сознания и ступени развития этики как формы философской рефлексии морали. Дается представление о соотношении морали с другими нормативными системами, о ее психологических и социальных основаниях, о роли моральных норм в развитии личности и функционировании общества. Показаны основные направления прикладной и профессиональной этики; перечислены наиболее известные этические учения и важнейшие дискуссии в современной этической мысли.

Книга предназначена для студентов и аспирантов нефилософских специальностей, преподавателей философии, а также всех, кто интересуется развитием гуманитарного знания и современным состоянием морали.


 Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ

Часть I. СТАНОВЛЕНИЕ ЭТИКИ

Глава 1. Мораль -- предмет этики
Глава 2. Зарождение морального сознания
Глава 3. Первые этические учения
Глава 4. Христианское понимание морали
Глава 5. Этические взгляды Нового времени
Глава 6. Место морали в общественном сознании

Часть II. РАЗВИТИЕ ЭТИКИ

Глава 7. Этика в Европе ХIХ век
Глава 8. Этические исследования в России
Глава 9. Этический поиск первой половины ХХ век
Глава 10. Моральные нормы. Этика ценностей
Глава 11. Моральный идеал. Этика добродетелей

Часть III. СОВРЕМЕННАЯ ЭТИКА

Глава 12. Этика второй половины ХХ век
Глава 13. Основные направления этики
Глава 14. Моральные нормы и личность
Глава 15. Мораль и общественные отношения
Глава 16. Прикладная и профессиональная этик
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 Предисловие

Данное пособие предназначено для студентов нефилософских специальностей, аспирантов и преподавателей, а также для всех интересующихся состоянием современного гуманитарного знания. Оно содержит теоретические сведения для изучения этики. Освещая основные этапы развития этической мысли и ее современное состояние, предлагаемый материал поможет осмыслению современных проблем, одной из которых часто называют угрозу аморализма и деградации человека.

Цель этики как учебной дисциплины -- формирование знания о сущности морали, об основных направлениях ее философского осмысления, о моральных нормах и моральном идеале. В результате изучения дисциплины учащийся должен понимать: сущность такого феномена, как мораль; связь нравственного уровня с развитием личности и социума; основные этапы развития этики и становления морального сознания; роль философского анализа при осмыслении морали, оценке ее воздействия на жизнь человека, прогнозировании ее тенденций и выработке программ преодоления современного кризиса нравственности; основные принципы морального кодекса своей профессии и экологической этики.

Учебное пособие знакомит читателя с основными представлениями о природе духовных ценностей, о сущности добра и зла, об особенностях морали и ее месте среди других нормативных систем, о социальных и личностных функциях нравственного сознания. Отражено становление этики как дисциплины в системе гуманитарного знания, приведены новейшие разработки прикладной и профессиональной этики. Раскрыты такие темы, как классификация этических учений, особенности этики христианской и буддийской религий, нравственные основания концепций прав человека и общественного прогресса, основы аксиологии как учения о духовных ценностях, психология и социология морали, связь морали с пользой и удовольствием. Особое внимание уделено социально-этическим дискуссиям в истории российской мысли.

Учебное пособие состоит из трех частей. В первой части даются общее определение этики, классификация ее основных направлений и сведения о ее происхождении. Во второй части раскрываются основные этапы развития этики. В третьей части показано место морали в современном мире и перечислены основные направления современной этики.

При составлении данного учебного пособия использованы материалы, содержащиеся в различных учебниках, энциклопедических изданиях и научных работах. Пособие включает примерные темы рефератов, контрольные вопросы и список рекомендуемой литературы.


 Введение

Этика -- раздел философии, предметом которой является мораль как форма общественного сознания. Она выясняет место морали в системе общественных отношений, анализирует ее природу, пытается обосновать ее теоретически. Само понятие этики было введено еще в Древней Греции, тогда же сформулирована ее цель -- обучение добродетели, как способности сознательно творить добро. С тех пор этика понималась как наука о нахождении основ правильной жизни, соответствующей природе человека. Ее целью было сформулировать систему универсальных принципов, на основе которых путем рационального размышления можно найти нравственный выход из конкретной ситуации.

Необходимость этики возникла на стадии перехода от традиционного, мифологического сознания к рациональному, научному и философскому мировоззрению. Долгое время добро и зло были жестко закреплены в нормативных системах, их обосновывали ссылками на вековые традиции или на божественные установления. Но по мере осознания ценностей свободы мысли и самовыражения личности критика авторитетов и стремление к новизне, став нормами культуры, дошли до морали. Указывая на то, что разные народы имели различные системы морали, некоторые люди (в том числе и многие философы) высказывали мнение, что нравственные нормы -- не отражение вечных истин, а установления, придуманные людьми для практических целей: или неудачниками для их утешения, или правящими классами для сохранения спокойствия общества. Началась проповедь аморализма, уверяющая, что нравственная жизнь скучна и неинтересна, она -- удел средних людей, а отказ от моральных норм -- признак незаурядности личности, путь к успеху и творчеству. Встала задача обоснования моральных норм.

Этика должна ответить на ряд вопросов: нравственные требования основаны на естественных потребностях человека и общества, выводясь из их природы, или же источник морали находится вне человека (воля Бога, интересы общества и т.п.); целесообразна ли мораль, то есть можно ли, выполняя все ее нормы, достичь каких-либо конкретных результатов, или она лишь исполнение закона; возможно ли для человека полное исполнение всех моральных норм, или это -- недостижимая цель; почему разные века и народы одни и те же поступки могли считать то моральными, то нет, и существует ли истинная, общечеловеческая мораль; как соединить естественное стремление человека к счастью и добродетель; как благо одного человека соединяется с благом других людей, и чье предпочесть, если интересы людей сталкиваются; можно ли отождествить добро и желаемое (то, что доставляет удовольствие), или сам человек может пожелать себе зла, а добром будет идти против его воли. Особую важность эти вопросы получили в XX веке, когда свобода личности стала считаться общепризнанной ценностью и возникли сомнения, совместима ли она с подчинением общеобязательным нормам. От ответов на эти вопросы зависит, какую основу имеет мораль и может ли она соблюдаться. Так, если мораль выводится из естественной природы человека, значит, он сам заинтересован в исполнении моральных норм, и нужно лишь просветить его; при ином решении выявляется вечный конфликт между желанием и долгом (во имя морали людям нужно подавлять естественные желания, а поскольку не все на это способны, неизбежен пессимизм в отношении общей нравственности).

За прошедшие тысячелетия многие мыслители разрабатывали свои этические системы, пытаясь ответить на "вечные вопросы" этики. Между тем отношение людей к морали меняется. В течение тысячелетий принципы аскезы, самоограничения, самоконтроля -- материального и духовного -- считались необходимыми. Но современная культура уже не считает ценностью отказ от реализации своих желаний. Расставшись со старой, религиозной санкцией (в основе которой лежали страх перед гневом богов для грешников и надежда на вечное счастье для праведников), современная мораль оказалась без опоры. Принцип немедленного удовлетворения потребностей не приемлет ни духовного самосовершенствования (для которого отказ от желаний, вызванных "низшей природой" человека, является важнейшим средством достижения самодисциплины), ни житейских качеств благоразумия и умеренности. Что до страха перед наказанием, то он касается малой доли запрещенных законом действий, Философы пытаются, вместо решения общих вопросов, разрешить конкретные моральные задачи в рамках общественной практики, предлагая нравственность не как объект служения, а как путь к достижению успеха, благополучия и позитивного имиджа. Жесткая фиксация "доброго" и "злого", когда даже человек, преступивший моральные нормы, видел свою вину, уходит в прошлое. Критика авторитетов и отказ от традиций проникли в область этики. Абсолютные ориентиры нравственно должного сменяется признанием их относительности, а значит -- необязательности. В СМИ распространяются утверждения о существовании множества равноправных ценностных систем и необходимости отказа от поиска единой, подлинной системы морали. Иногда говорят, что речь должна идти не о кризисе морали, а о новой фазе ее развития: уходят в прошлое дисциплинированность, послушание, способность к самоограничению, поэтому устарела только традиционная, авторитарная мораль, предписывающая общепринятые нормы и исключающая сомнение. Но на смену ей создается новая мораль, рациональная и доступная для критической проверки. Так ли это или налицо нравственный кризис? От правильного ответа на этот вопрос зависит безопасность вооруженного невиданными технологиями человечества.


 Об авторе

Наталья Владимировна ПОПКОВА

Доктор философских наук, кандидат технических наук, профессор кафедры философии Брянского государственного технического университета. Специалист в области философии техники; докторская диссертация "Техносфера как объект философского исследования" (2006) защищена в Институте философии РАН. В работах Н.В.Попковой осуществляется философско-методологический анализ понятий, применяемых философией для обозначения техногенной среды; выявляются философский смысл понятия техносферы, сущность и содержание формируемого обществом искусственного предметного мира, закономерности техногенного развития и техносферизации планеты; анализируются глобальные проблемы современности, в том числе антропологический кризис, его причины и возможные пути преодоления; обсуждаются проблемы кризисного положения философии в современном мире, а также методы ее преподавания в высшей школе.

Н.В.Попкова -- автор десятков методических и научных работ, в том числе: "Введение в историю европейской философии" (2001), "Техногенное развитие и техносферизация планеты" (2004), "Введение в философию техники" (2006), "Философия: Курс лекций" (2008), "Философия техносферы" (URSS, 2008, 2009), "Антропология техники: Становление" (URSS, 2009), "Введение в философскую антропологию" (URSS, 2010), "Философская экология" (URSS, 2010).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце