Один из парадоксов характера взаимодействия культур Востока и Запада: европейскую режиссуру питало искусство, исключающее самою возможность режиссуры, управления театральным действием. Но почему понадобилась режиссура западному театру? Потому что этот театр развивался иным путем, и когда этот путь на каком-то этапе исчерпал себя, ибо, в отличие от восточного театра, ориентировался на конечное, ибо конечна жизнь отдельного человека, то и понадобилось волевое усилие, энтузиазм и преданность идеалам, чтобы спасти театр от распада. Обратившись по необходимости к иной театральной традиции, европейский театр проявил редчайшую готовность к диалогу, открытость, отзывчивость на все новое, если это новое, или неизвестное раньше, может оживить, оздоровить театр, тем самым доказывая принципиальную совместимость разных культур и народов, смысл активного, преобразующего отношения к жизни. И этот поучительный опыт не остался незамеченным деятелями восточного театра. Собственно, в этом пафос работы: доказать плодотворность встречи, диалога культур, неизбежность процесса интеграции двух театральных традиций, Востока и Запада. Авторская концепция изложена в первой главе, а остальные четыре призваны проиллюстрировать верность ее положений. Каким образом проявил себя этот новый подход к искусству, оплодотворенный знанием Востока, в творчестве тех, кто закладывал основы театра Будущего. Это известнейшие в мире театра имена: Гордон Крэг, Макс Рейнхардт, Всеволод Мейерхольд, Александр Таиров. Каждому посвящена отдельная глава, именно тому аспекту их творчества, который имеет отношение к театральной традиции Востока. И хотя каждый из них не похож на другого, как не похожа на других всякая оригинальная личность, есть между ними и общее. Можно сказать, общее дело – созидание театра нового типа, преодоление инерции сознания, односторонности, которая лишает театр живого дыхания жизни. Сообща и каждый по-своему они привносят в театр новое мироощущение, благодаря новизне пространственных решений, новому пониманию плоскости и перспективы. А главное – появляется стремление через единичное выразить единое, универсальное. Отдельное обретает самостоятельность, полноту, завершенность, будь-то жест, звук, линия, цвет. Кончается монопольное положение слова, осознается и его односторонность: ни одно слово не может исчерпать полноту явления жизни, и к нему на помощь приходят звук, жест, движение натренированного тела. Осознается роль паузы, молчания, активного молчания, животворящего. По Крэгу: "самая верная вещь та, которая издает самую полную и чистую ноту". Это и есть идея беспримесности, чистого цвета, завершенности. И его же: "Вся великая Драма происходит в Молчании. События величайшей важности и значения вершатся в Молчании. При создании Универсума не было потрачено слов: В безмолвии творит природа:" Это подспудно жило уже многие века в сознании европейцев, но восточная культура помогла этой идее оформиться. Но если бы не было слов, не было бы и этой работы. Т.П.Григорьева
Исследование взаимодействия и взаимовлияния Востока и Запада приобретает в последнее время все большую актуальность. Искусствознание все чаще обращается не только к отдельным явлениям культуры и искусства Востока, но изучает эти явления, сопоставляя их с европейской традицией. В отечественном востоковедении сложились определенные традиции сравнительного изучения явлений культуры Востока и Запада. Н.И.Конрадом в статье "Проблемы современного сравнительного литературоведения" (1959 г.) выделено несколько видов сложившейся методологии сравнительного литературоведения. Распространив его методологию на общекультурные проблемы взаимоотношений Востока и Запада, можно писать о сравнительном изучении двух или нескольких культур, имевших в прошлом историческую общность; сопоставить те стороны культуры Востока и Запада, которые существовали в одинаковые исторические периоды, или возникли вне какой бы то ни было исторической общности, независимо друг от друга; и наконец, можно выявить связи и влияние одной культуры на другую, выяснив при этом их исторические причины, характер, пути, средства и последствия этих связей. Общность взглядов на историю Полибия и Сыма Цяня раскрыта Н.И.Конрадом, "пушкинский знак" поэзии Тао Юань-мина угадан Л.З.Эйдлиным, близость китайского поэта Сыкун Ту и Тютчева, философии слова Горация и Лу Цзи выявлена В.М.Алексеевым, сопоставлялись также стихи Басе и Мандельштама, Хуан Юэ и М.Цветаевой, "овидиев венец" у поэта Цао Чжи заметил Л.Е.Черкасский, В.Савельевой изучено влияние японской гравюры на живопись французских импрессионистов, С.Н.Соколовым сближены по духу рисунок Пушкина и каллиграфия Ван Си-чжи, С.А.Серова обратила внимание на близость эстетики восточного театра принципам В.Э.Мейерхольда. В 80-е годы появились работы, в которых отмечалось влияние Востока на творчество Э.Г.Крэга, влияние философии дзэн на мировоззрение А.Швейцера, музыку Г.Малера, живопись А.Матисса подробно рассмотрено Е.В.Завадской. Нельзя обойти вниманием и книгу американского искусствоведа Б.Роуленда "Искусство Запада и Востока", имеющуюся в русском переводе. Как видно из этого краткого обзора, исследования проводились в основном в области сравнительной философии, истории, литературоведения и искусствоведения. Это и понятно: ведь в таком случае исследователь располагает источником непосредственно, и вправе быть над ним судьей в первой инстанции. Другое дело – театр, искусство эфемерное, сугубо индивидуальное, уходящее в легенду вместе со своими создателями. Однако, отсутствие материальной фиксации не лишает театр права занимать достойное место в истории искусства. И, возможно, его неиссякаемая сила как раз в том и состоит, что вся жизнь театра протекает перед глазами человечества как одно прекрасное мгновение, неповторимое, потому что – мгновение, и оттого еще более притягательное для всех грядущих поколений. Обращаясь к истории театра, исследователь постоянно испытывает трудности, пытаясь восстановить предмет своего исследования: лишний раз убеждается в несовершенстве человеческой памяти, находя ошибки в мемуарной литературе. Стремясь по сохранившемуся иконографическому материалу и рецензиям представить внешний облик спектакля, он не в силах хотя бы на миг оказаться в зрительном зале рядом с публикой той, ушедшей эпохи. Исследователю театра необходимо постоянно держать в поле зрения самый разнообразный материал, ибо театр – это не столько слагаемое из многих смежных искусств, но прежде всего – время, конкретный исторический момент со всеми вытекающими отсюда последствиями, начиная от репертуарной политики и разнородных оценок критики до мнения простой публики. Исследователь театра, помимо незаурядной эрудиции должен еще быть наделен богатым воображением, чтобы с тем "легким" вооружением, которым он обладает, начать "археологические" раскопки, дорисовывая своей интуицией растворившиеся в ушедших эпохах детали. И чем древнее срез времени, выбранный историком театра для исследования, тем ответственней его задача. Рубеж XIX-XX веков в данном отношении благодатен. Этому периоду в истории и культуре Европы посвящено множество научных трудов и постоянно появляются новые. С одной стороны, именно в последней четверти XIX в. рождаются эстетические концепции и взгляды, которые привели к появлению декаданса и в дальнейшем – модернизма. Но тогда же в творчестве многих деятелей литературы и искусства усиливаются антибуржуазные мотивы, хотя критика существующего общества велась некоторыми из них только с эстетических позиций. В это время завершается процесс становления режиссуры, и к спектаклю отныне предъявляется требование быть подлинной единицей театра, целостной и художественно завершенной. Проблема синтеза искусств в театре на рубеже XIX-XX веков стала одной из самых актуальных. Театр – само по себе искусство, в котором представлены и драматургия, и музыка, и живопись, и мастерство актера. Однако, из подобного рода соединения довольно легко выделить слагаемые, и искусство актера от этого не пострадает. Такое отношение было к театру до конца XIX в., и появление режиссуры знаменовало собой новый этап в истории европейского театра, новое понимание его синтетической природы. Кризис буржуазного индивидуалистического сознания заставил обратиться к добуржуазным формам искусства (античному, средневековому театрам, к комедии дель арте), а также к опыту внеевропейских цивилизаций, из которых Восток занял главенствующее положение. Во времена глубокой древности на Востоке сложился совершенно иной тип синтеза, где все в одном и одно во всем существовало в нерасторжимом единстве. Как отмечает М.П.Котовская: "В отличие от обычного синтеза, если можно так выразиться "концертного" типа, в ходе которого одно художественное явление и выразительные средства как бы чередуются друг с другом, в искусстве индийского традиционного театра синтез носит симультанный характер: все компоненты синтеза сливаются воедино и в одновременном акте творчества создают целостный художественный образ." Синтетическая природа театрального действа, нераздельный союз искусств, конструирующий спектакль по своим особым законам – черта общая для всего восточного театра в целом, будь то традиционный индийский театр Катхакали или Якшагана, китайская опера, японский театр Но или Кабуки: Своеобразие синтеза традиционных систем привлекло к себе на рубеже веков режиссуру, пытливо ищущую новые пути в европейском театре. Театроведение в настоящий период стремится преодолеть свое отставание от искусствоведческих и литературоведческих дисциплин в деле изучения Востока и его взаимосвязей с Западом. Однако, следует отметить, что данный процесс еще только начинается, имеющиеся и появляющиеся в последнее время работы не в состоянии заполнить собой все "белые пятна" в познании театра Востока, в его взаимодействии с западным театром. До сих пор исследование восточного театра остается, главным образом, делом востоковедов, и основная причина сложившегося положения заключается в проблеме изучения восточных языков. Надо сказать, что восточный театр изучен советским театроведением сравнительно слабо, так же, как и театр Африки и Латинской Америки. Фундаментальный 8-томный труд кафедры истории и теории зарубежного театра ГИТИСа посвящен исключительно истории западно-европейского театра и США. О восточном театре еще не написано не только учебных пособий, но и та литература, которая о нем имеется, поражает своей немногочисленностью. Появление каждой книги, сборника или статьи о восточном театре становится событием. Что касается проблем сравнительного театроведения, изучающего взаимодействие и взаимовлияние восточных и западных культур, то в данном отношении дело обстоит еще хуже. Работы по данной тематике единичны. Попытка сопоставить "театральную концепцию В.Э.Мейерхольда и китайскую театральную теорию" была предпринята в вышеназванной работе С.А.Серовой. Однако, эта статья имеет скорее отношение к проблемам сравнительного литературоведения, а все, что касается живой практики театра, оказывается по сути дела в стороне. Обращаясь к сборнику научных трудов ГИТИСа "Театральное искусство Востока. Особенности развития." М., 1984 г., следует особо отметить статью Б.А.Смирнова "Запад и Восток. К истории взаимосвязей театральных культур." Трудно переоценить значение этой работы для развития русского сравнительного театроведения, делающего первые шаги в данном направлении. О театре Востока существует обширная литература на европейских языках. И этому есть объяснение. Колонизаторская политика главных европейских держав, их экспансия на Восток сопровождалась одновременно изучением нравов, обычаев, культуры порабощенных варваров-азиатов, которые "по недомыслию" противились благам несомой им цивилизации. В русле колонизаторского освоения Востока возникло иное направление научной и художественной мысли, когда ученые и художники пытались проникнуть в систему мышления восточных народов, становясь на их точку зрения без высокомерного отношения к традиционному населению Востока. Большое значение для Европы имели труды С.Леви, В.Риджвея, Е.Вильсона. Многое было сделано в 20-х годах XX века отечественными востоковедами А.М.Мервартом, Н.И.Конрадом в изучении театра Индии и Японии. В 1923 г. был переведен на русский язык популярный труд немецкого исследователя К.Гагемана. После второй мировой войны интерес к восточной культуре необычайно возрос, появляются новые работы о театрах Индии, Китая и Японии. Впервые делаются попытки сравнительного изучения разных культур. Профессор Калифорнийского университета Майнер Эрл пишет книгу "Японская традиция в английской и американской литературе", а его соотечественник Леонард-Кэбел Пронко выпускает труд "Театр Востока и Запада", в котором рассматривается театральное искусство Азии и его влияние на современный западный театр, изучаются возможности дальнейшего использования форм восточного театра. Л-К.Пронко анализирует творчество таких театральных деятелей XX века, как Антонен Арто, Поль Клодель и Бертольд Брехт. Однако, необходимо отметить, что многие западные ученые рассматривают искусство театра как некую отвлеченную область человеческой деятельности, почти не связанную с событиями конкретной исторической действительности. На основании этого взаимодействие культур представляется ими как эклектическое использование отдельных особенностей, часто чисто внешних, в ином контексте. При таком подходе теряется глубинная диалектическая сущность процесса взаимодействия. В данном исследовании пойдет речь о взаимоотношениях формирующейся европейской режиссуры с восточной театральной традицией. Естественно, невозможно в одной работе в равной мере проанализировать отношение к Востоку разных эстетических направлений, сформировавшихся в Европе на рубеже веков. Тема данного исследования включает в себя множество неразрешенных проблем. Автором была поставлена цель проследить те изначальные моменты процесса взаимодействия двух театральных культур, которые в дальнейшем нашли свое развитие на протяжении всего XX века. В 1-й главе "Европейская культура на рубеже XIX-XX веков и искусство Востока" была, согласно Н.И.Конраду, поставлена цель обнаружения самих связей, выяснение их исторических причин, их характера, путей, средств влияния на европейскую культуру и театр. Известно, что появление новых идей, методов, стилей чаще всего происходит сначала в литературе и живописи, и уж затем проникает в театр, поэтому в 1-й главе автор воссоздает общую панораму воздействия восточной культуры на европейскую живопись и литературу. Кроме того, в 1-й главе была поставлена задача выявить некоторые особенности целостного художественного мышления, сложившегося на Востоке. В этой же главе рассказывается о первых попытках обращения европейского театра к Востоку, о гастролях японских актрис. Театру Будущего, основанному на достижениях всех культур человечества, восточных и западных, посвятили свое творчество английский режиссер Гордон Крэг, немецкий – Макс Рейнхардт и деятели русской сцены – Всеволод Мейерхольд и Александр Таиров. Исследованию их взглядов и экспериментов в области создания нового синтетического стиля, основанному на внимательном отношении к традиционализму, в том числе, восточному, отведена главная часть исследования – вторая, третья, четвертая и пятая главы. В исследовании широко используется архивный материал, периодика того времени, привлечено большое количество научной литературы и иностранных источников. Шахматова Елена Васильевна Кандидат искусствоведения, доктор философских наук, доцент. Окончила театроведческий факультет и аспирантуру ГИТИСа, работает в должности начальника научного отдела Российского института театрального искусства — ГИТИС. Член Союза театральных деятелей РФ. Сфера научных интересов: диалог культур Востока и Запада, культура Серебряного века.
|
2023. 720 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |