URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Шершеневич Г.Ф. Социология: Лекции
Id: 117502
 
255 руб.

Социология: Лекции. Изд.2

URSS. 2011. 200 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-01569-1.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания).

 Аннотация

Предлагаемая читателю книга представляет собой курс лекций по социологии известного русского юриста Г.Ф.Шершеневича (1863--1912). В работе дается краткий обзор истории социологии, излагаются ее задачи и методы, описываются органическое, биологическое, психологическое и материалистическое направления в социологии. Рассмотрено понятие общества, общественного прогресса и эволюции, анализируются взаимоотношения общества и личности. Автор подробно останавливается на описании истории развития хозяйства и собственности, прослеживает эволюцию государства и права, а также семьи.

Книга будет полезна социологам, философам, историкам, экономистам и всем заинтересованным читателям.


 Оглавленiе

I.  Исторiя соцiологiи
II.  Задачи и методы соцiологiи
III.  Направленiя въ соцiологiи
IV.  Общество
V.  Общественный прогрессъ и эволюцiя
VI.  Общество и личность
VII.  Эволюцiя хозяйства
VIII.  Эволюцiя права
IX.  Эволюцiя государства
X.  Эволюцiя семьи
XI.  Эволюцiя собственности
XII.  Эволюцiя правосудiя

 Лекцiя первая (отрывок)


Предварительныя замечанiя

Подъ именемъ соцiологiи понимается наука объ обществе. Несмотря на то, что общественными вопросами умъ человеческiй интересуется давно, соцiологiя до сихъ поръ является одною изъ самыхъ молодыхъ и не вполне сформировавшихся наукъ. Дело въ томъ, что ранее интересовались отдельными сторонами общественной жизни, напримеръ, государственною, правовою, экономическою, и менее всего замечали само общество. Въ сущности весьма недавно обнаружено, что государство и общество -- два несовпадающихъ понятiя. Только съ этого момента получается новый предметъ для научнаго изученiя, и соцiологiя выделяется изъ политики, какъ ученiя о государстве.

Юность соцiологiи, ея неоформленность, даютъ основанiе къ самымъ невероятнымъ представленiямъ объ этой науке, распространеннымъ въ публике. Посмотрите на книжные каталоги, и вы нередко встретите отделъ: "соцiологiя и соцiализмъ", хотя между этими двумя словами нетъ ничего общаго, кроме созвучiя. Это же совпаденiе мало знакомаго еще слова съ хорошо знакомыми словами могло побудить русскихъ цензоровъ не допускать къ переводу съ англiйскаго книги Уорда, которая носитъ названiе "Динамическая соцiологiя", хотя содержанiе ея въ политическомъ отношенiи самое невинное. Впрочемъ, трудно винить въ такомъ отношенiи къ соцiологiи лицъ, стоящихъ въ стороне отъ науки, когда даже въ самой ученой среде являлись попытки связать соцiологiю непосредственно съ соцiализмомъ; такъ напримеръ, по выраженiю Энрико Ферри "соцiологiя будетъ соцiалистическою или ея вовсе не будетъ". Но, какъ мало удачны были такiя попытки, можно видетъ изъ того, что одни хотели оправдать соцiализмъ данными соцiологiи, а другiе утверждали, что соцiологiя является лучшимъ средствомъ отрезвленiя умовъ отъ соцiалистическихъ бредней.

Въ действительности соцiологiя совершенно безпартiйна. И это вполне понятно, если мы примемъ въ соображенiе, что соцiологiя составляетъ науку о сущемъ, а не о должномъ. Она стремится раскрытъ то, что есть, а не то, что желательно. Не даромъ одинъ изъ основателей соцiологiи называлъ ее "соцiальной физикой": она должна изучать явленiя общественности такъ, какъ физика изучаетъ внешнiй мiръ. Конечно, всякую политику, всякое стремленiе изменить общественный строй применительно къ идеалу следуетъ строить на твердомъ и глубокомъ знанiи действиности, но невозможно смешивать действительный мiръ съ идеальнымъ мiромъ. Насколько мало связывается соцiологiя съ темъ или другимъ политическимъ мiровоззренiемъ, можно судить по тому, что главные основатели нашей науки, Огюстъ Контъ и Гербертъ Спенсеръ, стояли на совершенно различныхъ точкахъ зренiя въ вопросахъ политики: тогда какъ первый отстаивалъ самое решительное вмешательство государства въ частныя отношенiя, другой, напротивъ, примкнувъ къ крайнему индивидуализму, столь же решительно подчеркивалъ вредъ государственнаго вмешательства.

Цель настоящихъ лекцiй не имеетъ ничего общаго съ установленiемъ какихъ-либо новыхъ соцiологическихъ взглядовъ. Даже больше, -- я не предполагаю охватить и представить передъ вами весь соцiологическiй матерiалъ. Я имею въ виду только поставитъ передъ вами те вопросы, какими занимается соцiологiя, направить ваше вниманiе въ сторону этихъ задачъ и предлагаемыхъ способовъ ихъ решенiя.

Прежде всего, однако, обратимся къ исторiи соцiологiи, главнымъ образомъ, къ ея основателямъ, французскому мыслителю Огюсту Конту и англiйскому философу Герберту Спенсеру, затемъ къ ея распространенiю и современному состоянiю.
...


 Об авторе

Шершеневич Габриэль Феликсович
Известный русский юрист, цивилист, политический деятель. Родился в Херсонской губернии, в польской дворянской семье. Среднее образование получил в Казани. В 1885 г. окончил юридический факультет Казанского университета. В 1888 г. получил степень магистра гражданского права, в 1891 г. защитил докторскую диссертацию. С 1892 г. — профессор Казанского университета по кафедре торгового права и торгового судопроизводства, с 1896 г. — по кафедре гражданского права и судопроизводства. В 1905 г. Шершеневич избирается депутатом от г. Казани в Первую Государственную думу и переезжает в Санкт-Петербург. После роспуска Думы уехал в Москву, работал на юридическом факультете Московского университета, затем в Московском коммерческом институте.

Г. Ф. Шершеневич внес значительный вклад в гражданское и торговое право и в законотворчество, активно участвовал в подготовке и обсуждении проекта Гражданского уложения, занимался анализом и обобщением правоприменительной практики. Он был участником, членом и председателем Казанского юридического общества. В своем учении о праве и государстве Шершеневич обозначил право как норму должного поведения человека, неисполнение которой влечет за собой принуждение со стороны государственных органов. Он считал, что главная цель состоит не в том, чтобы связать государство нормами права, а в том, чтобы организовать власть так, чтобы «невозможен был или был доведен до минимума конфликт между правом, исходящим от властвующих, и нравственными убеждениями подвластных». Г. Ф. Шершеневич опубликовал несколько трудов по праву, среди которых: «Учебник русского гражданского права» (1894), «Учебник торгового права» (1899), «История философии права» (1904–1905), «Общая теория права» (в 4 т., 1910–1912) и др.


 Страницы

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце