URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Кондорсе Ж. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. Пер. с фр.
Id: 117493
 
285 руб.

Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. Пер. с фр. Изд.2, испр.

URSS. 2011. 280 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-01568-4.

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга известного французского философа и социолога Ж.Кондорсе (1743--1794), в которой он делает попытку установить закономерности развития истории, ее основные этапы, движущие силы исторического процесса, рассматривая десять эпох в истории человечества. Цель автора --- путем рассуждения и с помощью фактов показать, что в развитии человеческих способностей не существует предела, что способность человека к совершенствованию по сути безгранична. Наблюдения над тем, чем человек был и чем он стал, помогут, по мнению Кондорсе, найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые ему позволяет надеяться природа.

Книга будет полезна историкам, социологам, философам, психологам и всем заинтересованным читателям.


 Содержание

 Предисловие к первому изданию
 Уведомление
 Введение
 Первая эпоха. Люди соединены в племена
 Вторая эпоха. Пастушеские народы. Переход от пастушеского состояния к земледелию
 Третья эпоха. Прогресс земледельческих народов до изобретения письменности
 Четвертая эпоха. Прогресс человеческого разума, в Греции до времени разделения наук в век Александра
 Пятая эпоха. Прогресс наук от их разделения до их упадка
 Шестая эпоха. Упадок просвещения до его возрождения ко времени крестовых походов
 Седьмая эпоха. От первых успехов наук в период их возрождения на Западе до изобретения книгопечатания
 Восьмая эпоха. От изобретения книгопечатания до периода, когда науки и философия сбросили иго авторитета
 Девятая эпоха. От Декарта до образования французской республики
 Десятая эпоха. О будущем прогрессе человеческого разума
 Библиографическая справка
 Именной указатель

 Предисловие к первому изданию

Жан Антуан Кондорсэ (1743--1794 гг.) известен как представитель французского просвещения XVIII в. Его философские и социологические взгляды имеют ближайшее родство со взглядами французских энциклопедистов.

Кондорсэ, как и французские энциклопедисты, признавал мерилом общественного развития человеческий разум; в вопросах философии он шел по проторенному Локком пути; в вопросах экономики и политики он развивал идеи физиократа Тюрго.

Помимо общих черт, свойственных французскому просвещению, у Кондорсэ имеем ряд интересных мыслей как в вопросах философии, так и истории. Заслуживает внимания его "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума", в котором он развивает свои исторические взгляды.

В историко-философской мысли нового времени Кондорсэ может быть признан родоначальником теории прогресса человечества. Никто из его предшественников с такой глубиной и широтой мысли не обосновал идеи развития знаний, идеи буржуазного прогресса и совершенствования человеческого рода.

В "Эскизе" и других работах Кондорсэ выступает ярким апологетом буржуазного прогресса. Он нападает на феодальные учреждения, на тиранию, на деспотизм, на религию, на систему религиозного воспитания. Он горячо отстаивает равноправие женщин и требует реорганизации всей системы общественного воспитания. Кондорсэ яркими штрихами набросал идеологическую программу буржуазии периода ее юности, периода ее борьбы с феодальными общественными отношениями за утверждение капиталистического строя.

Кондорсэ окружал ореолом почести и славы пытливый, проницательный человеческий разум. Современная буржуазия, сделавшая своим знаменем террористическую диктатуру фашизма, выступает против "притязаний разума". Устами своих идеологов и политиков она заявляет, что "в человеческой истории в целом нет никакого смысла" (Шпенглер), что "интеллектуальность опасна. Ум -- опасность для формирования характера" (Геббельс).

Кондорсэ восторженно встречал технические изобретения и открытия своего века. Идеологи современной буржуазии проповедуют возврат к средневековью, восхваляют примитивные орудия труда, мечут громы и молнии против индустриализма, против технического прогресса.

Кондорсэ видел источник счастья и прогресса человечества в свободе, в достижении полной гармонии между эгоизмом и альтруизмом. Современная буржуазия сеет повсюду идеи насилия, террора, зверского порабощения трудящихся масс.

Кондорсэ звал народы к установлению содружества и равенства наций и рас в то время, когда буржуазия в своей борьбе против феодальных отношений особенно нуждалась в поддержке широких народных масс. Он верил, что наступит время, когда "тираны и рабы, священники и их тупые и лицемерные орудия будут существовать только в истории и на театральных подмостках". Современные правящие классы, опираясь в ряде стран на фашистских головорезов, разжигают национальную рознь, шовинизм, подготавливают новую бойню народов, проявляют звериную ненависть к пролетариату, ведут бешеную травлю против народов СССР, построивших социалистическое общество. Современная буржуазия ликвидирует все то, чему она поклонялась в годы своей юности, она повернулась спиной к своему историческому прошлому, к "властителям дум" ее молодости.

Практическая деятельность Кондорсэ протекала на общем фоне первой буржуазной революции во Франции. Еще задолго до революции 1789 г. он развивает большую научную и публицистическую деятельность. Работы по геометрии, интегральному исчислению и астрономии выдвинули Кондорсэ в ряды членов Академии наук. С 1773 г, он в продолжение ряда лет занимает пост секретаря Академии наук; в 1789 г. избирается в Парижскую коммуну, где ему поручается переработка плана организации муниципалитета. В 1790 г. Кондорсэ организует политическое обозрение "Библиотека общественного деятеля", выступает в нем с рядом философско-политических статей, сотрудничает вместе с Сиесом в "Журнале общества 1789 г." В 1791 г. избирается в Законодательное собрание, принимает активное участие в его работах сначала в качестве секретаря, потом вице-президента; участвует в комиссии по выработке конституции. Не будучи согласен с политикой Конвента, он составляет свой проект конституции и не прекращает публичных выступлений против якобинского руководства республиканской Франции. Конвент отвергает его проект и отдает распоряжение об аресте Кондорсэ. Скрывшись в доме вдовы скульптора Вернэ, Кондорсэ пишет свое главное философско-историческое произведение "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума". В марте 1794 г. Кондорсэ покидает свое убежище, вскоре после чего его задерживают и направляют в тюрьму Бург-ля-Рень. Кондорсэ, желая избегнуть публичной казни, в тюрьме принимает яд. Так оборвалась многогранная жизнь политического деятеля, историка и философа Кондорсэ.

Научная и социально-политическая деятельность Кондорсэ сыграла крупную роль в развитии французской буржуазной мысли. В целом ряде статей, докладов, проектов социального переустройства Кондорсэ выступал защитником и представителем взглядов и интересов буржуазии. Он не был в лагере "искренних и доблестных республиканцев". При всех своих колебаниях в сторону революционной демократии и частичных разногласиях с жирондистами Кондорсэ оставался в их лагере, шел в одной шеренге с Бриссо и другими вождями жирондистов. В статье "Праздник народов в Лондоне" Энгельс дал исчерпывающую характеристику политических взглядов жирондистов, в том числе и Кондорсэ. Жирондистов "...обычно выдают за "искренних и доблестных республиканцев". Я не могу разделить этого взгляда, -- писал Энгельс. -- Мы, конечно, не можем отказать им в нашем восхищении их талантами, тем красноречием, которое отличало лидеров этой партии ... И мы не можем, -- я, по крайней мере, не могу, -- читать без глубокого волнения об ужасной преждевременной смерти госпожи Роллан или философа Кондорсэ. Но при всем том жирондисты не были людьми, от которых народ мог ждать спасения от социального рабства... Жирондисты колебались между королевской властью и демократией; они тщетно пытались путем сделки обмануть вечную справедливость. Они пали, и их падение было заслужено. Люди железной энергии раздавили их, народ смел их со своего пути" (Маркс--Энгельс, т.V, стр.34--35).

Кондорсэ является крупным идейно-политическим вождем буржуазной Франции XVIII века. И понятно, ни в какое сравнение с ним не могут идти вожди фашистской буржуазии и нынешние идеологи капиталистических стран. Их удел -- славить и оправдывать -- фашистские изуверства, обскурантизм, преследования научной мысли и жестокие насилия над трудящимися массами. В противоположность современным фашистским идеологам Кондорсэ славил и защищал исторический прогресс, всемерное накопление человеческих знаний и горячо восставал против лжеучения, тьмы и невежества.

Теоретическое оружие Кондорсэ -- это оружие буржуазии, ломающей феодальные препоны на путях к собственному политическому господству. Центральное место в ее теоретическом арсенале занимала теория естественного права. Кондорсэ кладет ее в основу своей научно-общественной и практической деятельности. Он отстаивает единство исторического процесса, его закономерность, взаимное влияние культур различных народов, развивает и пропагандирует идеи физиократов; разделив весь исторический процесс на десять эпох, он придает крупнейшее значение последней -- десятой эпохе -- эпохе утверждения капитализма. Во всех социальных построениях он являлся идеалистом, и только наподобие мудрых догадок иной раз встречаются у него материалистические моменты.

Таков в самых кратких чертах идейно-политический облик Антуана Кондорсэ.

Выпуск в свет "Эскиза исторической картины прогресса человеческого разума" имеет целью ознакомить читательские круги с главным философско-историческим произведением Кондорсэ, представляющим крупное явление в идейном наследии французского просвещения XVIII века


 Об авторе

Мари Жан Антуан Никола КОНДОРСЕ (1743--1794)

Известный французский философ-просветитель, математик, социолог, политический деятель. Обучался в иезуитской школе в Реймсе, затем в Наваррском колледже. В 1769 г. был избран членом Французской академии наук, в 1785 г. занял пост непременного секретаря Академии. В 1791 г. избран в Законодательное собрание. Кондорсе принадлежит представленный Собранию проект организации народного образования, в котором были выдвинуты принципы всеобщности образования, бесплатности обучения, светской школы. Правительством Робеспьера Кондорсе был обвинен в заговоре и заочно приговорен к смертной казни. Некоторое время он скрывался, но весной 1794 г. был арестован и в тюрьме покончил жизнь самоубийством.

Кондорсе был сторонником деизма и сенсуализма. Находясь под влиянием философских взглядов Ж.Ж.Руссо, А.Р.Тюрго, Г.Рейналя, он не сводил исторический процесс к деяниям королей, законодателей, выдающихся личностей, уделяя большое внимание культуре и нравам народа. Кондорсе являлся одним из основоположников идеи исторического прогресса, которую, однако, он развивал с идеалистических позиций. Поступательное движение истории он объяснял безграничной возможностью развития человеческого разума как демиурга истории. В экономических вопросах Кондорсе разделял взгляды физиократов; был сторонником теории естественного права. Эпоха утверждения и развития общества, основанного на частной капиталистической собственности, рассматривалась им как высшая эпоха в истории человечества. Как идеолог восходящего общественного класса, Кондорсе отстаивал целую систему передовых идей: равенство людей перед законом, демократические права и свободы, гуманное уголовное законодательство, равные права для получения образования и т.п. Идеи Кондорсе сыграли значительную роль в критике теологического объяснения истории, провиденциализма и в особенности в развитии просветительной концепции исторического процесса.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце