URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Тюрго А. Избранные философские произведения. Пер. с фр.
Id: 117443
 
249 руб.

Избранные философские произведения. Пер. с фр. Изд.2, испр.

URSS. 2011. 184 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-01561-5.

 Аннотация

Предлагаемая читателю книга включает избранные философские произведения выдающегося французского государственного деятеля, мыслителя и экономиста А.Тюрго (1727--1781), в которых он выступает против идеализма. В "Письмах к аббату Сисэ Старшему" автор развивает сенсуализм Дж. Локка в материалистическом направлении; размышляет о причине восприятия человеком внешних предметов. Материалистическое решение целого ряда вопросов предлагается им также в статье "Существование". Работа "Критические замечания о труде Мопертюи" содержит философские размышления о происхождении языков и значении слов. Кроме того, книга включает статьи "Рассуждение о всеобщей истории", "Размышления о языках" и речь о последовательных успехах человеческого разума, произнесенную автором в Сорбонне.

Книга рекомендуется философам, социологам, психологам, историкам, лингвистам, культурологам, а также самому широкому кругу заинтересованных читателей.


 Оглавление

Критические замечания о труде Мопертюи
 Философские размышления о происхождении языков и о значении слов
Письма к аббату Сисэ Старшему
 О системе Беркли "Происхождение наших знаний"
 Второе письмо
Последовательные успехи человеческого разума
 Речь, произнесенная в Сорбонне 11 декабря 1750 г.
Рассуждение о всеобщей истории
 Идея введения
 Образование правительства и смешение народов
 Прогресс человеческого разума
Размышления о языках
 I. Общие размышления и различные мысли
 II. Другие размышления о языках
 III. О слове любовь и о любви к богу
Существование
 Определение. -- О понятии существования. -- Доказательства существования внешних существ
 О понятии существования
 Доказательства существования внешних существ
Указатель имен

 Рассуждение о всеобщей истории (отрывок)


ИДЕЯ ВВЕДЕНИЯ

Помещенный своим творцом среди вечности и бесконечности и занимая в ней только точку, человек имеет необходимые отношения со множеством вещей и существ, в то же время его идеи сосредоточены в нераздельности его ума и настоящего момента. Он познает себя только посредством своих ощущений, которые все обусловлены внешними предметами, и настоящий момент является центром, объединяющим массу идей, сплетенных друг с другом.

Именно из этого сплетения и из порядка законов, согласно которым совершаются беспрерывные изменения всех его идей, человек черпает сознание действительности, благодаря отношению, существующему между всеми его различными ощущениями, он познает существование внешних предметов. Подобное отношение в последовательности его идей открывает прошедшее. Отношение существ между собой отнюдь не является недейственным. Все могут действовать друг на друга согласно их различным законам и также в зависимости от отделяющих их расстояний. Этот реальный мир, границ которого мы не знаем, существует для нас в чрезвычайно тесных пределах, размеры которых зависят от большего или меньшего совершенства наших чувств. Мы знаем небольшое число звеньев цепи, но начало и конец ее нам одинаково неизвестны.

Законы, которым подчинены тела, образуют физику: они вечно неизменны, их описывают, но не рассказывают. История животных и история человека представляют совершенно отличное зрелище. Человек, как и животные, наследует другим людям, дающим ему жизнь, и он, как они, видит себе подобных распространенными на поверхности обитаемого им земного шара. Но, одаренный более обширным умом и более активной свободой, он вступает с другими людьми в гораздо более многочисленные и разнообразные отношения, Владея сокровищем знаков, которые он сумел умножить почти до бесконечности, он может обеспечивать себе обладание всеми приобретенными идеями, сообщать их другим людям и передавать их своему потомству как постоянно увеличивающееся наследство. Беспрерывное сочетание этих успехов со страстями и обусловливаемыми ими событиями образует историю человеческого рода, где каждый человек является только частью бесконечного целого, имеющего, как и он, свое младенчество и свой прогресс.

Таким образом, всемирная история обнимает собой рассмотрение последовательных успехов человеческого рода и подробное изучение вызвавших их причин. Сюда относятся: первые шаги людей; образование и смешение наций; происхождение правительств и их перевороты; прогресс языков, успехи физики, морали, нравов, наук и искусств; революции, благодаря которым сменялись одни за другими империи, нации, религии, между тем как человеческий род оставался всегда неизменным в своих потрясениях, как морская вода во время бури, и всегда шествовал к своему совершенствованию. Она должна вскрыть влияние общих и необходимых причин, влияние частных причин и свободных поступков великих людей и отношение всего этого к организации самого человека; она должна показать пружины и механизм моральных причин на их следствиях -- вот то, что является историей в глазах философа. Она опирается на географию и хронологию, измеряющие расстояния времен и мест.

Представляя в этом плане картину человеческого рода, прослеживая почти исторический порядок его прогресса и останавливаясь только на главных эпохах, я хочу лишь указать, а не углублять, дать очерк великого труда и открыть широкий горизонт, не обозревая его, подобно тому как через маленькое окно мы видим всю бесконечность неба.
...


 Об авторе

Анн Робер Жак ТЮРГО (1727--1781)

Выдающийся французский государственный деятель, философ-просветитель и экономист. Окончил теологический факультет Сорбонны, но отказался от духовной карьеры. С 1751 г. чиновник Парижского парламента; в 1761--1774 гг. интендант в Лиможе. Занимая пост генерального контролера финансов, в 1774--1776 гг. провел ряд антифеодальных реформ (отмена ограничений хлебной торговли, упразднение гильдий и др.), которые вызвали сопротивление привилегированных сословий и после отставки Тюрго были отменены. Предложенные им хозяйственные мероприятия были в основном приняты Учредительным собранием Великой Французской революции.

Философские воззрения Тюрго формировались под воздействием идей просветителей, с которыми он сотрудничал в "Энциклопедии" Д.Дидро и Ж.Д'Аламбера. Доказывая постоянство действия законов природы, Тюрго сформулировал один из первых вариантов рационалистической теории общественного прогресса, предвосхитив концепцию М.Кондорсе. Им впервые сформулировано также учение о трех стадиях культурного прогресса человечества: религиозной, спекулятивной и научной. В своих трудах по экономике ("Размышления о создании и распределении богатств" (1766) и др.) он отстаивал принцип свободы экономической деятельности и впервые подошел к пониманию значения собственности на средства производства в классовом делении общества, выделяя внутри "земледельческого класса" и "класса ремесленников" предпринимателей и наемных работников.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце