URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Семенов В.С. Судьбы философии в сегодняшней России
Id: 117269
 
339 руб.

Судьбы философии в сегодняшней России

URSS. 2011. 592 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-397-01572-1.

 Аннотация

В настоящей книге анализируется сложное и противоречивое состояние философии в России в последние десятилетия (конец ХХ -- начало XXI столетий), проблемы и перспективы ее дальнейшего развития. Автор констатирует, что философия и наука оказались ненужными российской власти, ориентирующейся на религию, церковь, антикультуру, антипросвещение. В этой критической ситуации многие философы, следуя лучшим, передовым традициям русской прогрессивной философии, стремятся дать ответы на самые болевые и важнейшие вызовы времени. Они творчески формулируют оригинальные и широкие философские концепции современного миропонимания, разрабатывают пути и сценарии выхода России из общественного и цивилизационного кризиса, намечают и научно обосновывают перспективы прогрессивного и социально справедливого общественного устройства России на благо человека и народа. В центре их разработок --- гуманистические философские проблемы человека, человеческого бытия и очеловеченного общества, творческого труда, передовой культуры и прогрессирующей цивилизации, формулирование черт концепции нового социализма XXI века. Результаты этих исследований широко представлены в данной работе.

Книга предназначена для всех думающих людей, интересующихся философией и наукой, болеющих за настоящее и будущее России, российского общества и цивилизации, русского народа и каждого человека.


 Оглавление

Введение: оценки учеными, интеллектуалами ситуации в философии в России и три группы вопросов о философии
1 Смысл, главные черты и тенденции, предназначение и исконная миссия русской прогрессивной философии
 1.Алексей Федорович Лосев о сущности, главных характеристиках и тенденциях развития русской философии
 2.Владимир Ильич Ленин о главных чертах русской прогрессивной философской мысли и просвещения
 3.Творческая разработка Карлом Марксом, Фридрихом Энгельсом, Владимиром Ильичем Лениным коренных и новаторских философских положений и концепций, которые вошли в содержание, тенденции, в плоть и миссию прогрессивной русской философии
 4.Суммирование основных положений о смысле, главных чертах, характеристиках, тенденциях развития, предназначении и исконной миссии русской прогрессивной философии
2 Критический перелом в развитии философии в России в конце XX -- начале XXI столетия
 1.Четыре линии философского перелома и мнения о нем видных философов, ученых: А.И.Фурсова, Б.Ф.Славина, В.И.Толстых, В.М.Межуева
 2.Вадим Сергеевич Семенов (доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института философии РАН). Явный кризис философии в последние годы
  а.В.С.Семенов. Уроки философского развития
  Урок первый: О соотношении философии и политики, философии и идеологии
  Урок второй: Возрастание значения проблематики социальной философии
  Урок третий: Обобщение философией достижений и проблем развития технических, естественных и гуманитарных наук
  Урок четвертый: Философия и будущее человека, общества, природы, культуры, цивилизации. Взгляд в XXI век
  б.Постскриптум
 3.Иван Аршакович Гобозов (доктор философских наук, профессор МГУ им.М.В.Ломоносова, главный редактор журнала "Философия и общество"). Философия переживает системный кризис
  а.И.А.Гобозов. Что происходит с философией?
  б.И.А.Гобозов. Философию завели в тупик, она начинает исчезать
 4.Владимир Николаевич Шевченко (доктор философских наук, профессор, заведующий сектором Института философии РАН). Философия находится в кризисе
3 Как свертывали в России философию, науку, культуру, просвещение
 1.Вместо просвещения и гуманизма уровня двадцать первого столетия -- насаждение невежества, варваризация
 2.Вместо философии и науки -- религия и церковь. Наука и философия выдержали удары и отстояли саморазвитие
  а.В.С.Семенов. Религия, ее философские основания и место в культуре и обществе
  1. Онтологические и сверхъестественно-метафизические истоки религии
  2. Философские основания религии
  3. Религия и знание, наука
  4. Религия и церковь
  5. Место и роль религии в истории, в сознании человека, в обществе, культуре и цивилизации
  6. Взгляды религии на историю, развитие мира, общества и цивилизации
  б.В.С.Семенов. Наука и религия: взаимоотношения, противоборство, перспективы
  1. Возрастание роли науки в жизни общества и цивилизации. Наука занимается Землей, религия занимается Небом
  2. Стремление религии модернизироваться, повернуться к земным проблемам
  3. Конфронтация и сотрудничество науки и религии, "истин разума" и "истин веры"
  4. Духовно-ценностный и мировоззренческий кризис в России и попытки выйти из него путем "религиозного возрождения"
  5. Современные болевые проблемы развития науки и религии в России
  6. Будущее человечества -- за наукой, за рационализмом
  в.В.С.Семенов. Разум сильнее и не позволяет верить в чудеса, в иррациональное
  г.В.С.Семенов. Союз власти и церкви против народа России
  Постскриптум
 3.Вместо культуры -- антикультура. Народная культура в России выстояла, она творит и борется
  а.В.С.Семенов. Народная интеллигенция в битве культуры с антикультурой
  б.В.С.Семенов. Диалектика взаиморазвития общества, культуры, цивилизации
  1. О последовательности исторического процесса
  2. Общество и культура -- объективные основы цивилизации
  3. Основные закономерности развития цивилизации
  4. Закономерности развития общества, культуры, цивилизации взаимосвязаны, но полностью не совпадают
  5. Движущие силы и восходящие линии развития цивилизации
  в.В.С.Семенов. Присущие России социальные и духовные ценности цивилизационной культуры -- основа ее своеобразия и прогресса
  г.В.С.Семенов. Культура выше политики, и именно она обеспечивает прогресс человека, народа, человечества
  1. Прогресс человечества обеспечивает позитивное взаимодействие культур
  2. Что несет культура человеку, народу и человечеству
  3. Прогресс культуры и диалог культур зависят от природы и характера власти и политики
  4. Подлинная культура народна, созидательна, новаторска, нравственна, благородна, гуманна, человечна, прогрессивна, бессмертна
4 Как в России раскалывали, духовно обезоруживали, разлагали сам субъект освоения философии и науки -- русский народ, интеллигенцию, людей, особенно молодежь
 1.Раздробление и демонтаж русского, российского народа. Но русский народ невозможно сломить, он неизбежно проявит себя, покажет свою силу и решающую историческую роль
  а.В.С.Семенов. Для народной интеллигенции главное -- подъем русской нации и утверждение интернационализма, братства народов
  Интеллигенция и русский вопрос
  Народная интеллигенция за интернационализм и братство народов
  б.В.С.Семенов. Социалистический поворот России -- растущее требование масс народа
  Кризис и Россия
  Как и в каком направлении поворачивать Россию
  Социализм XXI века
 2.Интеллигенция в социально расколотом российском обществе расколота на три основные части. Народная, радикальная интеллигенция выражает передовые социальные и духовные чаяния русского народа, активно борется за его интересы, за прогрессивное будущее России
  а.В.С.Семенов. Быть нравственным и действовать с народом
  1. Социальные потрясения в России
  2. Нравственные черты и ценности народной интеллигенции
  3. С кем сейчас интеллигенция
  4. Что ныне главное для неотложных дел народной интеллигенции
  б.В.С.Семенов. Миссия интеллигенции -- помочь России стать высокоразвитой, процветающей, с зажиточной жизнью народа
  1. Современный мир в кризисе и перед необходимостью выбора путей будущего развития
  2. Россия может и должна пойти по оптимальному пути подъема и прогресса
  3. Реализовать лучшие потенции и качества интеллигенции
  в.В.С.Семенов. Сегодняшний сценарий дел для народной интеллигенции -- защита русского народа, спасение России, творя просвещение, науку и культуру, борясь за социальный прогресс
 3.Растление людей, особенно молодежи. Но многие люди в России, и молодые, не сломались, они тянутся к философско-научным знаниям, проявляют активность и борются
5 Философы не сдаются и творят: поиски в последние годы новых философских левых идей, взглядов, воззрений, разработка важных новаторских прогрессивных теоретических положений, создание оригинальных позитивных философско-мировоззренческих концепций в русле передовых тенденций, смыслов, предназначения и миссии русской прогрессивной философии
 Вячеслав Семенович Степин -- доктор философских наук, профессор, академик РАН
 Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов -- доктор философских наук, профессор, академик РАН
 Лев Николаевич Митрохин -- доктор философских наук, профессор, академик РАН
 Александр Александрович Зиновьев -- доктор философских наук, профессор, Институт философии РАН, МГУ им. М. В. Ломоносова
 Валентин Иванович Толстых -- доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН
 Вадим Михайлович Межуев -- доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН
 Владислав Жанович Келле -- доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН
 Юрий Константинович Плетников -- доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН
 Александр Митрофанович Ковалев -- доктор философских наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова
 Иван Аршакович Гобозов -- доктор философских наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, главный редактор журнала " Философия и общество"
 Владимир Николаевич Шевченко -- доктор философских наук, профессор, заведующий сектором Института философии РАН
 Борис Федорович Славин -- доктор философских наук, профессор
 Александр Владимирович Бузгалин -- доктор экономических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, главный редактор журнала " Альтернативы"
 Андрей Дмитриевич Сухов -- доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института философии РАН
 Вадим Сергеевич Семенов -- доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института философии РАН
Заключение: обществом и страной должны руководить, управлять философы, ученые, прогрессивные мыслители и деятели

 Введение: оценки учеными, интеллектуалами ситуации в философии в России и три группы вопросов о философии

Философия в сегодняшней России реализует свой творческий потенциал по всей стране -- в многочисленных регионах и республиках Российской Федерации. Прежде всего, в наиболее массовом количестве -- на философских факультетах и философских кафедрах многочисленных по стране государственных университетов и других, обычно специализированных высших учебных заведений.

Философское обсуждение актуальных вопросов и философские разработки осуществляются систематически в рамках различных научных клубов, на регулярно проводимых чтениях, дискуссиях, научных конференциях, круглых столах, философских заседаниях и встречах в различных научных и просветительских центрах многих городов страны.

Большое количество российских философов объединено в "Российском философском обществе", организующем регулярно Российские философские конгрессы, научные конференции российского и регионального масштабов, издающем "Вестник Российского философского общества", сборники философских работ, информационные материалы.

В России в центрах и на местах ежегодно публикуется огромное количество -- в несколько сотен и нередко тысяч -- философской литературы различного профиля: учебной, исследовательской, аналитической, по актуальным современным философским, общественным, глобальным проблемам, по различным отраслям философского знания, историко-философской, критической, обзорной, в виде как монографий, так и коллективных работ, сборников разработок ряда авторов, по результатам проведенных научных конференций или перед ними и т.д.

Философские статьи по широкому комплексу философских, историко-философских, всемирно-философских, общественных, глобальных, современных, актуальных и болевых проблем регулярно публикуются в журналах: "Вопросы философии", "Философские науки", "Философия и общество", "Альтернативы" и других, в журналах (в частности, в "Вестниках"), издаваемых многими государственными университетами и другими высшими учебными заведениями в регионах и республиках, в "Экономической и философской газете" и ряде других изданий.

Целенаправленная научно-исследовательская философская работа в широком плане проводится в рамках Российской академии наук, прежде всего в специализированном научном учреждении -- в Институте философии Российской академии наук.

14 апреля 2009 года Институт философии РАН торжественно отметил 80 лет со дня своего основания в 1929 году. Постановлением Президиума ЦИК СССР N90 от 12 апреля 1929 г. философская секция Коммунистической академии (1918--1936) обрела статус самостоятельного института. В 1936 г. вместе с другими институтами ликвидированной Комакадемии Институт философии вошел в систему Академии наук СССР, а с 1992 г. он входит в систему РАН.

С докладом на торжественном собрании 14 апреля 2009 г. выступил директор Института академик РАН Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов. В настоящее время в Институте работают более 280 научных сотрудников, в том числе девять членов РАН, два действительных члена Российской академии образования, свыше 120 докторов наук. Институт ежегодно издает более 100 книг и свыше 1000 работ в малых жанрах. В 2008 году было издано 140 книг.

В Институте философии имеется шесть отделов и 28 секторов и центров по различным областям философского знания. В секторах обычно от 7 до 10 и более научных сотрудников. Сектора заняты исследованиями в самых различных предметных областях философского знания. От секторов теории познания, логики, эволюционной эпистемологии, социальной эпистемологии, междисциплинарных проблем научно-технического развития, философских проблем естествознания, философских проблем истории науки, от секторов философии российской истории, философии культуры, социальной философии, философских проблем политики, истории политической философии, от секторов этики, эстетики, философии религии, аналитической антропологии, истории антропологических учений, от секторов гуманитарных экспертиз и биоэтики, методологии и междисциплинарных исследований человека -- до секторов истории западной философии, современной западной философии, философии исламского мира, восточных философий, истории русской философии и еще четырех центров: методологии и этики науки, био- и экофилософии, изучения социокультурных изменений, междисциплинарных исследований общественного сознания.

Добавим к этому, что все публикуемые Издательским отделом Института философии книги имеют один и тот же тираж -- 500 экземпляров. В советские времена философская литература издавалась многотысячными, многомиллионными тиражами, стоила очень дешево. Философию, обществоведение изучали все студенты, учащиеся старших классов школы. С последними разработками, выводами философии, обществознания через Всесоюзное общество "Знание" и его отделения во всех республиках и регионах систематически знакомились коллективы трудящихся, массы населения страны. Теперь такой мощной поддержки и поощрения философии от государства в нынешней капиталистической России нет.

Главный философский журнал России "Вопросы философии", очень глубокий, разнообразный, интересный по содержанию, с постановочными, острыми, актуальными статьями, тем не менее имеет небольшой тираж: так, номер 2 в 2009 году издан в количестве 2412 экземпляров, а номер 6 -- 2459 экземпляров. Это на всю Россию, на все страны СНГ, на весь мир. В СССР в 1987 году тираж журнала "Вопросы философии", конкретно номера 7, посвященного его 40-летию, составил 26000 экземпляров. Его выписывали во всех 15 республиках СССР, начиная от РСФСР -- 13321 экз., одна Москва -- 3,5 тыс., Украинской ССР -- 3285 экз., Белорусской ССР -- 577 экз., Казахской ССР -- 815 экз., Узбекской ССР -- 537 экз., Грузинской ССР -- 283 экз. и кончая Туркменской ССР -- 107 экз., Эстонской ССР -- 194 экз. Журнал в 1987 г. выписывали в 63 странах мира, в то время как в 1984 г. -- в 45 странах, в 1986 г. -- в 58 странах. Тираж зарубежной подписки вырос с 2643 экз. в 1984 г. до 2977 экз. в 1987 г. Журнал в 1987 г. выписывали в странах всех пяти континентов планеты -- Европы (Болгария -- 763, ЧССР -- 402, ГДР -- 326, Польша -- 204, Венгрия -- 114, Югославия -- 74, Румыния -- 36, ФРГ -- 57, Италия -- 52, Франция -- 32, Англия и Финляндия -- по 21, Австрия -- 20, Греция -- 18), Азии (Китай -- 105, СРВ -- 107, МНР -- 80, КНДР -- 7, Япония -- 122, Индия -- 15, Афганистан -- 13, Лаос, Непал, Ирак, Иордания, Сирия, Турция, Ливан, Шри-Ланка), Америки (Куба -- 95 США -- 124, Аргентина, Боливия, Колумбия, Коста-Рика, Перу), Африки (Алжир, Египет, Мали, Мадагаскар, Нигер, Нигерия и др.), Австралии (9 экз.).

Вот в нынешней сложной для философии ситуации и возникает невольно масса вопросов: На кого мы теперь работаем? Кому мы сейчас нужны? Нуждается ли в нас и в философии правящая российская власть? Нуждается ли в нас, в философии прислуживающая власти самопровозглашенная так называемая "элита"? Нуждаются ли ныне в философских работах "простые" люди страны, массовая русская, российская интеллигенция, русский, российский народ, молодежь?

К этому добавим, что в настоящее время такое же примерно положение существует практически во всех институтах по общественным и гуманитарным наукам в Российской академии наук. В них также научные сотрудники работают в основном на самих себя, сотрудники разных секторов, отделов, центров, подразделений мало контактируют между собой. Практически отсутствует постоянное сотрудничество различных научных институтов по общественным и гуманитарным наукам, которое было очень тесным раньше -- в советские времена. Очень мало контактов и сотрудничества между учеными в институтах Российской академии наук и в высших учебных заведениях, в вузах страны, даже с учеными Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова, что было правилом и плодотворной практикой и системой в условиях Советского Союза.

Возглавляемый В.И.Толстых Клуб "Свободное слово" при Институте философии РАН провел 4 мая 2008 года заседание на тему "Желтый дом на Волхонке. К 80-летию Института философии", с участниками со стороны, вне Института. Приведем высказанные этими участниками заседания со стороны -- видными философами, учеными, профессорами, писателями, литературными критиками, актерами, другими интеллектуалами -- их мнения, суждения, боли и тревоги о состоянии и проблемах развития философии в сегодняшней России.

В.И.Толстых, доктор философских наук, профессор, президент Клуба "Свободное слово"

"Приближается юбилей Института философии. В свой день и час он будет отмечен в торжественной обстановке, с присутствием важных персон. Мне же захотелось, чтобы мы поговорили о философии, философах и нашем Институте в непринужденной, неформальной, почти домашней обстановке. Для чего пригласили людей, имеющих отнюдь не ведомственное отношение к философии. Мы сделали так, что сегодня работники Института философии, как правило, сами выступать не будут. Потому что я хочу лишить сегодняшнее заседание оттенков аллилуйщины, чтобы не было ничего из того, чтобы... ах, какой институт... ах, как сейчас -- так никогда не было... а вот раньше, несмотря не... Так вот, чтобы этого не было, я думаю, что пускай гости говорят.

Думаю, много интересного можно было вспомнить и рассказать о жизни и деятельности социальных философов и гносеологов, историков философии и логиков, об этиках и эстетиках. В ходе подготовки и празднования юбилея Института это, разумеется, будет восполнено и сделано, а наша цель и задача была более скромной -- привлечь внимание к светлой дате Института, который, несмотря на все трудности, противоречия и проблемы, сыграл заметную роль в развитии отечественной духовной и мыслительной культуры".

В.В.Казютинский, доктор философских наук, профессор

"В Институте философии с 1958 года я прожил 20 лет своей жизни. В то время философия естествознания, философия науки вообще была в большой моде. На протяжении 20 лет под руководством Михаила Эразмовича Омельяновского было проведено огромное количество заседаний, совещаний, симпозиумов, конференций в стенах Института философии, в Доме ученых и в других престижных местах, в которых приняли участие практически все крупнейшие ученые нашей страны того времени. Все крупные физики, химики, биологи участвовали в наших заседаниях и говорили о том, что философия нужна, что она полезна и помогает развитию науки. Какой контраст с тем, что происходит сейчас! Обидно даже слушать, что говорят естественники о философии. В то время было иначе.

Совещания по философии естествознания, первое, второе, третье, четвертое, международные конференции, которые мы проводили, очистили атмосферу. И я с большой настольгией вспоминаю те времена, которые вознесли нашу философию науки на мировой уровень. В Америке вышла книга Лорена Грэхема "Философия естествознания и науки о человеческом поведении в Советском Союзе", в которой рассказывается как раз про наши работы, про нашу совместную деятельность.

Сейчас не то. Современные философы, мои коллеги, убеждают нас, что нам надо дистанцироваться от естественников, наблюдать их на расстоянии, что они делают в своих лабораториях, как дискутируют, отстраненно обсуждать их проблемы. Но это порочный, тупиковый путь. Хотелось бы, чтобы вернулись гигантские -- по тысяче и более человек! -- конференции и совещания по философским вопросам естествознания. Я считаю, что сейчас, в век глобальных проблем, в век крушения ценностей, в том числе нравственных, философия науки может помочь выйти из многих тупиков, в которых сейчас находится человечество".

Е.М.Омельяновская (дочь М.Э.Омельяновского)

"Отца нету уже с 1979-го года, и каждый год в январе, в день его рождения -- ну, плюс-минус день -- собирается коллектив его. Сначала это были просто большие заседания, проводились вот в этом зале, в память о нем. Это дорогого стоит и это не часто бывает, что так долго помнят. Да еще философа, который в ту пору, в советское время, остался чистым и абсолютно порядочным человеком. Он не сделал ни одной подлости. Это был удивительный человек".

Э.М.Омельяновский (сын М.Э.Омельяновского)

"Каждый год здесь собираются коллеги отца в день его рождения, и выступают с докладами. Обычно пара докладов, один делает естественник, второй -- философ. И так -- каждый год. Это поразительно -- в наш век полной деградации человеческой личности, вдруг, оказывается, что все не так, что есть много замечательных людей, которые собираются вместе не ради того, чтобы что-то получить, а чтобы отдать".

Е.А.Тахо-Годи (дочь А.А.Тахо-Годи, супруги А.Ф.Лосева), доктор филологических наук

"Если говорить о роли "желтого дома на Волхонке" в жизни Алексея Федоровича Лосева, то я думаю, что обитатели этого дома, те, которые имели достаточно безумства в своей душе, чтобы и в те годы, когда Лосев не был особенно кому-то нужен, общаться с ним и ему помогать, они все равно останутся в истории философии или в истории науки о философии, кроме того, они просто останутся, эти люди, в человеческой памяти".

В.С.Лановой, народный артист СССР

"Я хотел бы сказать несколько слов о том времени, когда Клуб только зарождался. Он работал на Васильевской в Доме кино, времена были бурные, все рассыпалось, гарцевали разные представители разных стран, парад полный был свободолюбия и ухода от этой гнусной России, как говорили многие, в том числе воспитанные, "с дерева снятые", русской культурой. Эти времена были удивительны, с жутким сквозняком на улице и в мозгах одновременно, потому что то, что творилось тогда в этих клубах, сегодня, а наши уже сытые, установившиеся времена трудно даже себе представить. Я вспоминаю Рубена Николаевича Симонова, нашего "научного" руководителя театра Вахтангова, как многие годы он оценивал актерские работы. Иногда говорил: "замечательно играете роль, замечательно! Но узко, понимаете, узко!". Я никак не мог понять тогда, был молодым актером, что такое "узко". И только потом, со временем, когда было сыграно много ролей, после общения с великими актерами, и не только актерами, я нутром, душой почувствовал влияние философии на культуру. Думаю, что и духовность русского искусства была замечена и впитана русской философией".

О.М.Зиновьева (супруга А.А.Зиновьева)

"Для меня Институт философии -- живое явление, которое я знаю больше сорока лет. У меня сложился вот такой портрет. Мы ведь осторожничаем, произнося название "желтый дом". Но каждый знает, что, взятое из медицинской практики, это заглавие произведения, автором которого является Александр Александрович Зиновьев. В нем он выразил всю свою страсть, свое отношение к эпохе, в которую он жил и творил, и той атмосфере, которую умел любить и ненавидеть. Он воздвиг монумент желтому дому, воздвиг памятник Институту философии со всеми его героями, положительными и отрицательными -- и они все вошли в историю, и никуда уже не денемся".

В.В.Ванслов, доктор искусствоведения, профессор

"Поводом для философской дискуссии 1947Нго года послужила книга Александрова по истории философии. Книга, действительно, плохая и слабая, дилетантская. Но была только поводом для того, чтобы подчинить не только философию, но всю сферу культуры и искусства жесткому идеологическому и политическому диктату. Но в разгромном докладе Жданова -- вот парадокс -- были впервые упомянуты этика и эстетика. До этого нигде, например, об эстетике не было ни слова.

Но потом, после 1953Нго г., конечно, положение постепенно стало меняться. В середине 1950-х гг. в Институт философии пришло новое молодое поколение, которое сыграло решающую роль в тех прогрессивных процессах, которые привели к преобразованию института. Это люди, которые относились к философии не как к служанке политики, а как к науке, и это поколение сделало Институт философии действительно философским научным учреждением".

Е.В.Шелкопляс, кандидат медицинских наук, директор научного центра проблем адаптации человека "Оптимум -- 1991"

"В годы советской власти, когда трудностей и издержек, действительно, было много, философия была нужна, особенно в годы оттепели, в 60Не гг. прошлого столетия. Кто интересуется философией сейчас? Думаю, гораздо больше изучающих бизнес, юриспруденцию, механизмы власти. А являются ли философы сегодня властителями дум?

Мораль и нравственность зависит от нас самих, от той части общества, которая называется интеллигенцией. И я думаю, что если бы философы, представители культуры, психологи, социологи, политологи попробовали взаимодействовать теснее, то они увидели бы, что сегодня доминирует мораль и нравственность так называемых примитивных групп. У интеллигенции есть один серьезный недостаток -- она считает себя гнилой и не умеет объединяться даже в хорошее дело. Но он вполне исправим, если все мы, представляя свои институты, клубы и семинары, объединим свои усилия".

А.С.Салуцкий, писатель

"Моим научным руководителем по ядерной физике был дважды герой соцтруда, самый закрытый ядерщик, академик Бачуа. Так вот, он философию назвал благословенной наукой. Что физический институт и институт философии оба находятся в желтых домах, это, мне кажется, и любопытно, и в какой-то мере символично.

Сегодня в загоне явно философы. И это безобразие! Власть абсолютно безразлична к вопросам теории как таковой вообще. Причем безразлична абсолютно! Вдруг, исчезли философы, и все стали политологами. У нас сейчас эпоха и время политологов. Текущее обсуждение, текущие высказывания, лишь бы появиться на экране и в печати. И власть это вполне устраивает. Плюс скороспелые социологические опросы, которыми власти полностью заменяют знание и понимание того, что такое социальное государство или средний класс, и что такое теория государства. Об этом никто даже не думает, и не подумает поручить разработку этих вопросов Институту философии. Это, конечно, колоссальное упущение прошедших восьми путинских лет.

Давно пора в администрации президента создать подразделение, которое бы специально занялось бы теоретическими вопросами, которое неизбежно приведет к встрече с философами... Я часто бываю в Америке, там профессоров философского мышления, из принстонского университета или из Гарварда постоянно приглашают в госдепартамент, заказывают, дают гранты денежные, формируют группы для изучения важных и сложных теоретических тем, используют их в целях осмысления ситуации. У нас такого нет, и это ужасно. Собираются в четыре раза повысить производительность труда -- каким образом, за счет чего и кого, какими методами? Ничего не понятно и никому это не ясно, но цель уже поставлена, и, авось, как-нибудь и когда-нибудь будет достигнута. Над этими вещами не задумываются "наверху", и это большая беда и проблема.

Но я верю, что время философии и философов наступит, и новая Россия от этого только выиграет".

В.Ю.Царев, профессор

"Я пока не понимаю, как могло случиться так, что вдруг организовалась в отдельно взятой стране, конечно, лучшей и самой солнечной из сумеречных стран, в Советской Стране индустрия философии, или философствование. На первый взгляд, зачем все это? Зачем коллективно мыслить? И, тем не менее, индустрия такая создалась. Сотни тысяч людей и лучшие представители, сосредоточенные в одном месте. А все-таки, может быть, в этом есть какой-то смысл. Примерно так вот у нас и сложилась индустрия идеи творчества. Ничего в этом плохого нет. Я даже думаю, что у Института философии во всей этой красоте и прелести и такой интернациональной самобытности, я бы сказал, есть свое место. И я говорю об этом безо всякой иронии".

Л.И.Сараскина, доктор филологических наук, профессор

"Здесь говорили, что философы были как бы отстранены... От чего они отстранены? Они не отстранены, они вытеснены... Вместо них сейчас политтехнологи и политологи, именно они при власти. Тот факт, что философы не при власти, думаю, это благо для русской философии, у вас появился шанс, наконец-то, не обслуживать режим, не быть подкладкой под нее... Власть чихнет -- а философ оправдывает. Власть кашлянет -- философ оправдал, дал обоснование. Не надо... Если есть шанс обойтись без вот этой функции -- слава Богу. Сейчас, действительно, тяжело и философам, и филологам, мы все брошенные и находимся в одиночном плавании. Это -- шанс нам выжить и быть самими собой".

Л.А.Булавка, доктор философских наук, профессор

"Невольно, интуитивно проскальзывает вопрос, какую дистанцию художник, философ или ученый сам дистанцию между собой и жизнью сам установил. Здесь для меня и лежит главный этический принцип самой их деятельности. В этом плане философия является особой областью, ибо для нее эта дистанция может быть предельной. Проблема дистанции определяется на каждом историческом этапе, какой будет цвет у этого желтого дома. Когда-то он серел, когда-то чернел, когда-то краснел, а когда-то и бледнел. В конечном итоге эта проблема определила и рубежи в развитии самой философии. Думаю, значение Клуба "Свободное слово" и всего сообщества, которое работало под этим знаком, состоит в том, что стали еще больше и активнее обсуждаться проблемы, которые тогда оставались белым пятном на страницах газет -- проблема марксизма, советской цивилизации и культуры, когда слово "советский" без ругани вообще употреблять было невозможно.

Мы все еще остаемся в эпохе уходящих великий людей. Это и какая-то наступающая эпоха сиротства. Уходят имена, и делается все неприкаяннее, холодно... Тревожно потому, что под знаком якобы некоей стабилизации мы плавно перешли в состояние капиталистического застоя. Он, между прочим, бросает вызов философам, которые должны, наконец, заняться своим прямым делом... Я не знаю, занимался ли Сократ или философ Ульянов своим делом, но они бросили вызов самой реальности и ее субъектам. Так вот, сегодня этот вызов должны сформулировать философы. Как они это сделают и какую формулу мироустройства и миропорядка предложат -- они сделают и определят сами".

Выступление В.Н.Шевченко, доктора философских наук, профессора, публикуется во втором разделе данной книги.

Л.А.Аннинский, писатель, литературный критик

"Я почувствовал душой и сердцем, что та дихотомия, которую предложил Батищев: "философы и работники", на удивление срабатывает и сейчас. Я думаю, что философских работников не может быть много. Потому что тут нужна особая одаренность, чтобы быть именно философским работником. Но чтобы быть философом, никакой одаренности не надо, потому что каждый человек, рожденный на этот свет, рождается философом. Правда, они не знают, что они философы. И в тот момент, когда им объяснят, что они философы, они поймут, что никаких ответов на философские вопросы, на последние философские вопросы нет и быть не может -- не должно быть ответов на эти вопросы. А должно быть бесконечное вопрошание без ответов.

У нас нет, и не будет ответов на последние вопросы. Но почему-то мы будем вести себя так, как будто эти ответы где-то кроются. И когда попадаешь в Институт философии, где все работают, то соображаешь, что тебе тут делать, мешает ли тебе Институт или нет. Ну, в известном смысле мешает. Если ты хочешь в эту систему вработаться, то будь добр работать, как положено. Зачем государство -- марксистское государство -- учреждает Институт философии? Чтобы место не пустовало и чтобы не росло бог знает что в этом месте. Место должно быть занято. Работниками. И сейчас то же самое будет делать православная Церковь, чтобы место было занято. И те самые кадры, которые замечательно выстраивали теорию научного коммунизма, будут выстраивать теорию православного благоденствия.

В этот момент, когда ты понимаешь, что человечество никогда не будет счастливо окончательно -- никогда никакие коммунизмы, социализмы и демократии не сделают человечество окончательно счастливым, что оно всегда будет страдать, -- но в тот момент, когда ты это понимаешь, ты начинаешь соображать, как улучшить в данной конкретной ситуации данную конкретную позицию. И ты эту работу понемножку делаешь. И сегодня я почувствовал, что у нас есть решимость ее делать".

В связи с этими высказанными философами, учеными, видными писателями, литературными критиками, актерами, мыслителями важными суждениями, болями и тревогами о русской философии, и в связи с реальным ее сложным нынешним положением неизбежно возникают в отношении состояния, дел и перспектив, будущего современной философии в России три группы главных вопросов. Вопросы "к кому" и "о чем".

Во-первых, вопросы к самой современной русской философии.

Во-вторых, вопросы к нынешней российской власти.

В-третьих, вопросы к современной русской, российской интеллигенции и к современному русскому, российскому народу.  Итак.

I. Вопросы к самой современной русской философии

1. Как она выполняет исконную миссию русской прогрессивной философии?

2. Кому и чему она предназначена -- самой себе или обществу, левым или правым, просвещению или оболваниванию, ответу на вызовы времени или затуманиванию, уходу от проблем, глубоким прорывам философской мысли или пустословию за внешне красивыми словечками, изменению действительности или примирению с нею, оправданию существующей реальности?

3. Кому служит современная русская философия -- власти или народу, прогрессу или регрессу, собственной России или антироссийскому Западу, несправедливостям капитализма или социальной справедливости, обновленному социализму XXI столетия?

II. Вопросы к нынешней российской власти

1. Нужны ли ей вообще самостоятельные, независимые философия и наука?

2. Рассматривает ли она философию как только свою служанку или как независимую мировоззренческую, научную систему?

3. Готова ли власть соглашаться и поддерживать исконно присущие прогрессивной русской философии критические, преобразующие, народно-революционные функции, тенденции и устремления или философия для нее лишь подкладка под властвующий режим?

III. Вопросы к современной массовой русской, российской интеллигенции и к русскому, российскому народу

1. Нуждаются ли они ныне в мировоззренческой, научной философии для своих дел, действий и жизни?

2. Какого рода, какого образца они хотели бы видеть и иметь русскую философию: подвижническую, народную или раболепно поддерживающую правящий режим; независимую, борющуюся или пресмыкающуюся перед властью, смелую или трусливую?

3. Нуждаются ли интеллигенты и люди из народа, народные массы в том, чтобы философия выдвигала и обосновывала им варианты, сценарии, альтернативы, перспективы будущего прорывного, прогрессивного, социально справедливого развития российского общества, российской цивилизации, русского народа, человека или им достаточно, чтобы философия просто успокаивала их, призывала их быть терпимыми, примиряться с несправедливой, дикой реальностью, полагаться на действия только "свыше" -- от власти, от политических и духовных правителей и пастырей?

Дать ответы на эти важнейшие и судьбоносные вопросы мы постараемся в предлагаемом исследовании, высказывая в ходе него свои определенные позиции, обоснования и размышления, приводя в виде аналитических материалов и разработок наши публикации в последние годы по этим животрепещущим проблемам в различных журналах и в коллективных книгах.

Одновременно мы приведем опубликованные рядом известных, крупных, виднейших современных российских философов их многие аналитические и критические высказывания, мнения, позиции, творческие прогрессивные разработки, оригинальные позитивные философские концепции, статьи, публикации, работы последних лет по наиболее актуальным и болевым проблемам современной философии, российской и мировой действительности и будущего России. Будет также освещена активная и подлинно подвижническая философская деятельность в последние годы XX века и в начальные годы XXI столетия ведущих организаторов и большого числа философов, ученых во имя и на благо прогресса русской философии, российского народа, человека и России.


 Об авторе

Вадим Сергеевич СЕМЕНОВ

Известный советский и российский философ и общественный деятель, один из ведущих представителей философской науки в сфере социальной философии и исторического материализма. Доктор философских наук, профессор. Основная часть творческой жизни связана с Институтом философии РАН. В течение 10 лет (1977-1987) возглавлял центральный философский журнал СССР "Вопросы философии".

В. С. Семенов -- автор многих книг и статей, в которых проанализированы противоречия современной эпохи, пути и методы движения к общественному согласию, обоснована необходимость движения России по новому пути общественного и цивилизационного развития. Его статьи 1960--1970-х гг. по проблемам противоречий, в том числе и антагонистических, в странах социализма, вызвали большие дискуссии -- в них впервые обсуждались проблемы, являвшиеся до того запретными для отечественных обществоведов. Многие высказанные в этот период идеи автора и поныне сохраняют свою научную ценность, служат надежным ориентиром в современной политической деятельности всех сторонников социалистического пути развития нашего Отечества. Работы более позднего времени, в том числе капитальные труды "Конфликты и согласие в современной России" (1998) и "Уроки XX века и путь в XXI век" (2001), содержат серьезный анализ современной российской действительности в связи с мировыми процессами.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце