URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Сен-Симон А.; Конт О. Катехизис промышленников; Катехизис промышленников или система позитивной политики. Пер. с фр.
Id: 117206
 
197 руб.

Катехизис промышленников; Катехизис промышленников или система позитивной политики. Пер. с фр. Изд.2

URSS. 2011. 176 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-01544-8.

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга выдающихся французских мыслителей Анри Сен-Симона (1760--1825) и Огюста Конта (1798--1857), в которой в форме ответов на вопросы не только критически освещено экономическое и олитическое состояние Франции, но и изложен план перехода к новому обществу, к его новой организации.

Рекомендуется философам, социологам, политологам, историкам, всем заинтересованным читателям.


 Оглавленiе

Сенъ-Симонъ. КАТЕХИЗИСЪ ПРОМЫШЛЕННИКОВЪ
 Первая тетрадь
 Вторая тетрадь
 Первое добавленiе
 Второе добавленiе
Огюстъ Контъ. КАТЕХИЗИСЪ ПРОМЫШЛЕННИКОВЪ (третья тетрадь) ИЛИ СИСТЕМА ПОЗИТИВНОЙ ПОЛИТИКИ т.I, ч. I
 Предисловiе Сенъ-Симона
 Предiсловiе автора
 Введенiе
 Общее изложенiе
Сенъ-Симонъ. КАТЕХИЗИСЪ ПРОМЫШЛЕННИКОВЪ
 Четвертая тетрадь
 Часть первая

 Сенъ-Симонъ. Катехизисъ промышленниковъ (отрывок)


Первая тетрадь

Вопросъ. Что такое промышленникъ?

Ответъ. Промышленникъ -- это человекъ, работающiй съ целью производить или доставлять различнымъ членамъ общества одно или несколько матерiальныхъ средствъ для удовлетворенiя ихъ потребностей, или ихъ физическихъ наклонностей. Такъ, хлебопашецъ, сеющiй хлебъ, разводящiй домашнюю птицу, домашнихъ животныхъ, является промышленникомъ; каретникъ, кузнецъ, слесарь, столяръ, суть промышленники; фабрикантъ, производящiй башмаки, шляпы, полотно, сукно, кашемиръ, -- равнымъ образомъ, промышленникъ; купецъ, возчикъ, морякъ, служащiй на торговыхъ корабляхъ, суть промышленники. Все эти промышленники, взятые вместе, работаютъ съ целью производить и доставлять всемъ членамъ общества все матерiальныя средства для удовлетворенiя ихъ потребностей, или ихъ физическихъ наклонностей, и образуютъ три большiе класса, называемые хлебопашцами, фабрикантами и купцами.

Вопросъ. Какое положенiе должны занимать промышленники въ обществе?

Ответъ. Промышленный классъ долженъ занимать первенствующее положенiе, ибо онъ наиважнейшiй изъ всехъ; ибо онъ можетъ обойтись безъ всехъ другихъ классовъ и ни одинъ изъ последнихъ не можетъ безъ него обойтись; ибо онъ существуетъ своими собственными силами, своимъ личнымъ трудомъ. Другiе классы должны трудиться ради него, ибо онъ ихъ создаетъ и поддерживаетъ ихъ существованiе. Однимъ словомъ, такъ какъ все делается черезъ посредство промышленности, то все должно делаться для промышленнаго класса.

Вопросъ. Какое положенiе занимаютъ промышленники въ обществе?

Ответъ. Въ нынешнемъ соцiальномъ строе промышленному классу отводится последнее место. Второстепенные труды или даже праздность пользуются большимъ уваженiемъ и властью, чемъ труды наиважнейшiе, полезность которыхъ наиболее непосредственна.

Вопрос. Почему промышленный классъ, долженствующiй занимать первое место, находится на последнемъ? Почему те, которые фактически являются первыми, разсматриваются какъ последнiе?

Ответъ. Мы объяснимъ это на протяженiи этого катехизиса.

Вопросъ. Что могутъ сделать промышленники, чтобы перейти отъ низшаго положенiя, на которомъ они находятся, къ высшему, которое они въ праве занимать.

Ответъ. Въ этомъ катехизисе мы укажемъ, какимъ образомъ они должны действовать, чтобы произвести это улучшенiе ихъ соцiальнаго существованiя.

Вопросъ. Какова-же природа предпринимаемаго вами труда? Однимъ словомъ, какую цель ставите вы себе, создавая настоящiй катехизисъ?

Ответъ. Мы ставимъ себе целью указать промышленникамъ средства, могущiя возможно наиболее увеличить ихъ благосостоянiе; мы хотимъ просветить ихъ объ общихъ средствахъ, которыя они должны употребить для усиленiя своего соцiальнаго значенiя.

Вопросъ. Какимъ образомъ думаете вы достигнуть этой цели?

Ответъ. Съ одной стороны, мы представимъ промышленникамъ картину ихъ действительнаго положенiя; мы имъ покажемъ, что оно имеетъ совершенно подчиненный характеръ и следовательно, оно неизмеримо ниже того, какимъ оно должно быть, ибо они классъ наиболее способный и наиболее полезный для общества.

Съ другой стороны, мы имъ начертаемъ путь, по которому они должны следовать, чтобы подняться на первое место въ отношенiи уваженiя и власти.

Вопросъ. Вы, значитъ, будете проповедовать въ этомъ катехизисе возмущенiе и бунтъ? Ибо классы, которые теперь пользуются уваженiемъ и облечены властью, безъ сомненiя, не расположены отказываться оть своихъ преимуществъ.

Ответъ. Отнюдь не намереваясь проповедовать возмущенiе и бунтъ, мы представимъ только единственное средство помешать актамъ насилiя, которые могли бы угрожать обществу и которыхъ оно врядъ ли могло бы избежать, если бы промышленная сила продолжала оставаться пассивной среди партiй, оспаривающихъ другъ у друга власть. Общественное спокойствiе не будетъ прочнымъ, покуда наиболее важные промышленники не будутъ призваны руководить управленiемъ государственной казной.

Вопросъ. Объясните намъ это и скажите, почему общественное спокойствiе будетъ въ опасности, если вожди промышленности не будутъ руководить управленiемъ государственными финансами.

Ответъ. Причина очень проста: общая политическая тенденцiя подавляющаго большинства общества выражается въ желанiи, чтобы управленiе по возможности дешевле стоило, по возможности меньше давало себя чувствовать и чтобы правители были люди, наиболее для этого способные, и могли бы поддерживать совершенное общественное спокойствiе. А единственное средство удовлетворить, въ этихъ различныхъ отношенiяхъ, желанiя большинства заключается въ порученiи наиболее важнымъ промьшленникамъ руководства денежными делами общества; ибо вожди промышленности наиболее заинтересованы въ поддержанiи спокойствiя; ибо они наиболее заинтересованы въ бережливомъ израсходованiи общественныхъ богатствъ, ибо они также наиболее заинтересованы въ ограниченiи произвола. Наконецъ, изъ всехъ членовъ общества, они доказали свою наибольшую пригодность для положительнаго управленiя, такъ какъ успехи, достигнутые ими въ ихъ частныхъ предпрiятiяхъ, константировали ихъ способность въ этой области.

При настоящемъ положенiи вещей общественное спокойствiе находится въ опасности, въ силу того, что направленiе правительства прямо противоположно наиболее положительнымъ намеренiямъ нацiи. Нацiя, главнымъ образомъ, желаетъ быть управляемой по возможности дешевле, а ея правительство никогда не обходилось ей столь дорого; оно обходится ей гораздо дороже, чемъ до революцiи. До революцiи нацiя была разделена на три класса, именно: на дворянъ, городское сословiе и промышленниковъ. Дворяне управляли, а городское сословiе или буржуазiя и промышленники платили.

Теперь нацiя разделена только на два класса. Буржуазiя, сделавшая революцiю и направившая ее въ своихъ интересахъ, уничтожила исключительную привилегiю дворянъ эксплуатировать общественное достоянiе; она насилъно вошла въ классъ правителей, такъ что промышленники должны теперь платить дворянамъ и буржуазiи. До революцiи народъ платилъ 500 миллiоновъ франковъ дани; теперь онъ платитъ миллiардъ, и эта сумма оказывается недостаточной: правительство часто делаетъ крупные займы.

Общественное спокойствiе все более будетъ подвергаться опасности, такъ какъ налоги необходимо будутъ все более увеличиваться. Единственнымъ средствомъ предупрежденiя мятежей, которые могли бы вспыхнуть, является порученiе наиболее важнымъ промышленникамъ заботы управленiя государственной казной, т.-е. заботы составленiя бюджета.

Вопросъ. То, что вы говорите, очень хорошо, весьма интересно и чрезвычайно важно; но это еще не просвещаетъ насъ относительно того, что мы желаемъ знать. Мы просимъ васъ осветить следующiй пунктъ: возможно ли изъять высшее управленiе денежными интересами общества изъ веденiя дворянъ, военныхъ, юристовъ и рантьеровъ, чтобы передать ее промышленникамъ, безъ употребленiя насильственныхъ средствъ?

Ответъ. Насильственныя средства хороши для ниспроверженiя, для разрушенiя и годятся только для этого. Мирныя средства суть единственныя, которыя могли бы употребляться для возведенiя, для построенiя, однимъ словомъ, для установленiя прочныхъ учрежденiй. А порученiе вождямъ промышленности высшаго управленiя денежными интересами нацiи является актомъ строительства, наиболее важнымъ политическимъ меропрiятiемъ, которое могло бы быть одобрено; эта мера послужитъ основанiемъ для всего новаго соцiальнаго зданiя; она завершитъ революцiю и обезопаситъ нацiю отъ всякаго новаго потрясенiя. Наиболее важные представители промышленности безвозмездно выполнятъ функцiи составленiя бюджета и благодаря этому значительно уменьшится число претендентовъ на эту роль. Промышлеоники, при составленiи бюджета, поставятъ себе принципомъ экономiю въ управленiи государственными делами. Такъ что оклады чиновниковъ будутъ умеренные. Количество должностей будетъ сокращено и вместе съ темъ сократится число желающихъ ихъ занять, такъ какъ государственная служба не представитъ большихъ выгодъ. Въ конце концовъ, необходимо установится такой порядокъ, когда большое количество должностей будетъ исполняться безвозмездно, ибо для праздныхъ богачей не будетъ другого средства заслужить общее уваженiе.

Изучая характеръ промышленниковъ и ихъ поведенiе въ теченiе Революцiи, приходится признать, что они существенно мирно настроены. Революцiю сделали не промышленники, но буржуазiя, т.-е. военные не дворянскаго происхожденiя, юристы, разночинцы и рантьеры, не пользовавшiеся привилегiями. Еще теперь промышленники играютъ среди существующихъ политическихъ партiй только второстепенную роль и не имеютъ ни собственнаго мненiя, ни собственной политической партiи. Они склоняются налево более, чемъ направо, потому что требованiя буржуазiи менее задеваютъ идеи равенства, чемъ притязанiя дворянъ. Но они отнюдь не примыкаютъ къ либераламъ; они больше всего хотятъ спокойствiя. Вожаки либераловъ внутри и вне парламента суть генералы, юристы и рантьеры. Дворяне и буржуазiя стремятся къ управленiю государственнымъ хозяйствомъ главнымъ образомъ съ целью эксплуатировать его въ свою пользу. Напротивъ, виднейшiе промышленники желали бы взять на себя эти обязанности только для того, чтобы соблюдать при ихъ отправленiи возможно большую экономiю.

Промышленники прекрасно понимаютъ, что они являются наиболее способными для руководства денежными интересами нацiи, но они не спешатъ провозгласить эту идею, опасаясь, что она могла бы тотчасъ нарушить спокойствiе; они терпеливо ждутъ, покуда мненiе на этотъ счетъ образуется, и истинно-соцiальная доктрина призоветъ ихъ взять въ свои руки руль государственнаго корабля.

Изъ сказаннаго нами сейчасъ заключаемъ, что мирныя средства, т.-е. обсужденiе, доказательство и убежденiе, будутъ единственными, къ которымъ промышленники прибегнутъ для того, чтобы устранить дворянъ, военныхъ, юристовъ и рантьеровъ отъ управленiя общественнымъ достоянiемь и передать эту функцiю наиболее виднымъ изъ своей среды...


 Огюстъ Контъ. Катехизисъ промышленниковъ (третья тетрадь)


Предисловiе Сенъ-Симона

Авторомъ третьей тетради Катехизиса промышленниковъ является нашъ ученикъ Огюстъ Контъ. Какъ уже было заявлено въ нашемь первомъ выпуске, мы ему поручили трудъ изложенiя общихъ основанiй нашей системы; предлагаемая ныне вниманiю читателей книга является началомъ означенной работы.

Разсматривая настоящее сочиненiе съ точки зренiя, на которую сталъ его авторъ, мы, конечно, признаемъ, что оно не заставляетъ желать ничего лучшаго. Но оно не вполне достигаетъ цели, которую мы себе наметили; оно неполно представляетъ основоположенiя нашей системы, т.-е. оно представляетъ только часть последнихъ и выдвигаетъ на первый планъ те принципы, которые мы считаемъ лишь второстепенными.

Въ намеченной нами системе промышленной способности должно быть отведено первое место; единственно ей долженъ принадлежать решающiй голосъ въ оценке всехъ другихъ способностей и только ей надлежитъ использовать последнiя съ возможно наибольшей выгодой для себя. Научныя способности въ направленiи Платона и Аристотеля должны быть разсматриваемы промышленниками, какъ ихъ собственныя, такъ какъ оне одинаково для нихъ полезны; они должны уделять этимъ способностямъ равное вниманiе и одинаково содействовать ихъ развитiю.

Вотъ въ наиболее общихъ чертахъ наша идея; она заметно отличается отъ идей нашего ученика, который сталъ на точку зренiя Аристотеля, т.-е. на позицiю, занимаемую въ настоящее время академiей физическихъ и математическихъ наукъ: онъ, следовательно, разсматривалъ аристотельскую способность, какъ первейшую, какъ долженствующую господствовать какъ надъ спиритуализмомъ, такъ и надъ промышленной и философской способностями.

Изъ сказаннаго следуетъ, что нашъ ученикъ разработалъ только научную часть нашей системы, оставивъ безъ разсмотренiя чувственную и религiозную ея стороны; вотъ о чемъ мы считали долгомъ предупредить нашихъ читателей. Въ следующей тетради мы по возможности восполнимъ этотъ пробелъ, представивъ въ собственномъ изложенiи наши принципы.

Темъ не менее, не взирая на недочеты, которые мы находимъ въ работе Конта -- въ виду исполненiя имъ лишь наполовину нашихъ предначертанiй -- мы, не колеблясь, заявляемъ, что настоящая книга кажется намъ наилучшей изъ всехъ, написанныхъ когда-либо по вопросамъ общей политики.

Сенъ-Симонъ.

 Об авторах

Клод Анри де Рувруа СЕН-СИМОН (1760--1825)

Выдающийся французский философ и социолог, основоположник утопического социализма. Представитель знатного дворянского рода. Получил домашнее образование под руководством знаменитого ученого Ж.Д'Аламбера. В 17-летнем возрасте заслужил первое воинское звание. Офицером французской армии участвовал в войне за независимость североамериканских колоний; попал в плен к англичанам. В 1783 г. вернулся во Францию. Во время Великой французской революции вел просветительскую работу среди крестьян. В годы Реставрации (1814--1830) активно выступал как политический полемист. Опубликовал ряд трактатов, в которых наметил контуры своей утопической "индустриальной системы" -- идеального общественного порядка, установленного промышленниками и интеллектуальной элитой для служения "наиболее многочисленным и беднейшим классам". Учение А.Сен-Симона оказало большое влияние на передовую общественную мысль и развитие социалистических идей во Франции, Германии, Италии, России и ряде других стран; именно оно стало одним из источников научного социализма.

Огюст КОНТ (1798--1857)

Выдающийся французский философ и социолог, основатель школы позитивизма, основоположник социологии как самостоятельной научной дисциплины. Родился в Монпелье. Учился в Политехнической школе в Париже. С 1817 по 1824 гг. работал секретарем у А.Сен-Симона. В 1826 г. в своей квартире открыл курс позитивной философии, который слушали такие знаменитости, как Александр Гумбольдт, Блэнвилль, Луи Пуансо, Бруссэ. В 1832--1844 гг. работал ассистентом в Политехнической школе, в 1833--1845 гг. преподавал в Парижском политехникуме. Основные труды: "Курс позитивной философии" (т.1--6, 1830--1842) и "Система позитивной политики" (т.1--4, 1851--1854). Позитивистские идеи О.Конта получили широкую популярность среди естествоиспытателей XIX в., главным образом благодаря их изложению в сочинениях Э.Литтре (Франция) и английских позитивистов Дж.Ст. Милля и Г.Спенсера.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце