URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Белов С.В. Федор Михайлович Достоевский
Id: 117180
 
231 руб.

Федор Михайлович Достоевский. Изд.2

URSS. 2010. 216 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-01532-5.

 Аннотация

Настоящая книга рассказывает о жизненном пути великого русского писателя Ф.М.Достоевского. Творческая и духовная эволюция гения раскрывается на материале его художественных произведений, воспоминаний, дневников, эпистолярного наследия. Достоевский показан во всей сложности его отношений с представителями различных общественных сил России, писателями, близкими людьми. Книга поможет читателю не только яснее представить жизненный путь писателя, но и глубже понять его художественные произведения. В конце книги содержится перечень литературы о жизни Достоевского, а также фотографии писателя и его семьи.

Рекомендуется как специалистам --- литературоведам и историкам культуры, в том числе исследователям творчества Ф.М.Достоевского, так и самому широкому кругу читателей, интересующихся жизнью и творчеством великого писателя.


 Оглавление

Введение
Глава первая. Детство и юность
Глава вторая. "Самая восхитительная минута"
Глава третья. Петербургский мечтатель
Глава четвертая. Среди петрашевцев
Глава пятая. Каторга и ссылка
Глава шестая. "Живая жизнь"
Глава седьмая. "Преступление и наказание"
Глава восьмая, "Буду любить всю жизнь!"
Глава девятая. Скитания по Европе
Глава десятая. Снова в России
Глава одиннадцатая. Последняя вершина
Глава двенадцатая. Завещание
Примечания
Литература о жизни Достоевского

 Введение

Посвящается дочери Ане.
Автор

Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и
ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то
не говори, что потерял время; я занимаюсь
этой тайной, ибо хочу быть человеком.

Ф.М.Достоевский

Построить человеческое общество на всем
том, о чем рассказал Достоевский, невозможно.
Но общество, которое забудет то, о чем он рассказывал,
недостойно называться человеческим.

Английский поэт У.Оден

Весь XX век проходит под знаком все возрастающей славы Федора Михайловича Достоевского. В истории мировой литературы очень редко встречаются примеры, когда влияние умершего писателя не только не ослабевает, а, наоборот, все больше и больше усиливается. И в этом смысле Достоевский -- единственный, пожалуй, писатель, творчество которого с каждым годом становится все более всеобъемлющим и всепроникающим. Словно сказочная птица, каждый раз возрождается заново великий русский писатель, чтобы будить в новых поколениях нравственные идеалы правды, добра и справедливости.

Настоящее чтение Достоевского -- всегда огромное событие в жизни, оно потрясает душу, дает возможность прикоснуться к совершенно иным мирам и иным измерениям, заставляет задуматься над самыми главными вопросами существования человека.

Проблемы, которые волновали и мучили Достоевского,это вековечные, старые, как мир, и новые, как завтрашний день, вопросы человека о мире, вопросы о счастье и смысле жизни. Ставя и разрешая задачи общечеловеческого характера и значения, Достоевский ведет нас к познанию жизни своим особым путем, мучительно выстраданным и всесторонне продуманным.

Чаще всего счастье и смысл жизни, по Достоевскому, достигаются путем страданий. Но они не самоцель. Это духовный путь человека, пытающегося найти свое место в несправедливо устроенном мире. Они, по мысли Достоевского, дают человеку ключ к сочувственному пониманию чужих страданий, чужого горя, делают его нравственно более чутким и жизненно более опытным и закаленным. Именно таким станет одиннадцатилетний мальчик из раннего произведения Достоевского "Маленький герой", нежную отроческую душу которого невольно ранил сложный и противоречивый мир взрослых. Это и было его "первое сознание и откровение сердца, первое еще неясное прозрение" его "природы". "Первое детство" его "кончилось с этим мгновением". Он научился страдать.

В связи с излюбленной идеей Достоевского о благотворном значении страданий необходимо отметить необыкновенно глубокую, всеохватывающую мысль его о виновности и ответственности каждого перед всеми и всех перед каждым, мысль, положенную в основу повести еще молодого Достоевского "Слабое сердце", а затем ставшую доминирующей во всех его романах.

Человек не имеет права замыкаться в себе, жить лишь для себя, человек не имеет права проходить мимо несчастий, царящих в мире, неустанно повторял Достоевский. Человек ответственен не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире.

Достоевский -- бесконечно искренний и гуманный писатель. Он учил искать искру добра в каждом человеке, старался воспитать человека. "При полном реализме найти в человеке человека" -- так определял сам Достоевский сущность своего гения, его высокую гуманистическую устремленность. Недаром многие из тех, кто испытывал в жизни минуты отчаяния, находили в произведениях Достоевского поддержку и выход. Они извлекали надежду из глубочайшей веры писателя в человека.

Читать Достоевского -- это хотя и сладостная, но совсем не легкая работа, так как его произведения дают неизмеримо много для мысли и души. По богатству и разнообразию мысли трудно найти писателя, равного Достоевскому Но надо быть предельно внимательным при чтении его произведений, чтобы понять его самые дорогие заветы и стремления.

"Я никогда не мог понять мысли, -- писал Достоевский в 1876 году, -- что одна десятая доля людей должна получить высшее развитие, а остальные девять десятых должны лишь послужить к тому материалом и средством, а сами оставаться во мраке. Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все, когда-нибудь, образованы, очеловечены и счастливы. Я знаю и верую твердо, что всеобщее просвещение никому у нас повредить не может. Верую даже, что царство мысли и света способно водвориться у нас, в нашей России, еще скорее, может быть, чем где бы то ни было... Я не знаю, как все это будет, но это сбудется".

В 1839 году восемнадцатилетний юноша Достоевский писал брату: "Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком".

Достоевский предчувствовал свое призвание. Всю жизнь он боролся за духовную природу человека, защищал его достоинство, личность и свободу.

Достоевский принадлежит к тем писателям, биография которых тесно связана с творчеством, к тем писателям, которые смогли раскрыть себя в своих художественных произведениях. Вот почему ему удавалось так глубоко проникать в загадку человека. Разгадывая ее, Достоевский разгадывает тайну собственной личности, и, наоборот, свою судьбу он проецирует на судьбу своих героев. И как по романам Достоевского можно изучать их создателя, так и свою жизнь, собственный духовный опыт он вкладывает в свои романы.

Нравственная самооценка, которая всегда была неотъемлемым качеством самого Достоевского и его героев, является тем прочным фундаментом, на котором стоит духовный облик писателя, и особенность его гения как раз и заключается в том, что, сопрягая свое творчество с собственной судьбой и свою судьбу с собственным творчеством, он соотносил их с судьбами России и мира.

Но в биографических вехах Достоевского есть такие важные точки отсчета, такие события, которые сыграли решающую роль в его жизненном и творческом пути. В молодости он "страстно" принимает атеистическое мировоззрение В.Г.Белинского и вступает в тайное революционное общество наиболее активных из петрашевцев ("дуровцев"), решивших завести тайную типографию.

22 декабря 1849 года, приговоренный к смертной казни, Достоевский стоит на эшафоте. В эти страшные минуты в нем начинает умирать "старый человек". Четыре года Достоевский читает на каторге одну книгу -- Евангелие -- единственную книгу, разрешенную в остроге. Постепенно рождается "новый человек", начинается "перерождение убеждений".

Достоевский ушел на каторгу революционером и атеистом, а вернулся монархистом и верующим человеком. Реальные противоречия между монархизмом и пореформенной русской действительностью писатель пытается снять через земское представительство и соборность как принцип нравственно-религиозной организации общества. Как показала "Легенда о Великом Инквизиторе" в "Братьях Карамазовых", Достоевский не ставил знака равенства между христианством и государственностью. В этой интерпретации монархизма самим Достоевским сказалась мечта бывшего петрашевца о "золотом веке", о земном рае, о братстве всех людей. Но эту мечту после каторги и ссылки писатель всегда связывает с христианской верой, которая была им так всесторонне выстрадана, что в конце жизни он записывает по поводу последнего романа "Братья Карамазовы": "И в Европе такой силы атеистических выражений нет и не было, стало быть, не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла..."

После каторги религиозная тема является центральной в творчестве Достоевского. В 1870 году он писал своему другу, поэту А.Н.Майкову: "Главный вопрос... которым я мучился сознательно и бессознательно всю мою жизнь,существование божие".

Но страшная каторга, ужасы "Мертвого дома" неизбежно обостряли идею бунта и мечту Достоевского о счастье людей. Бунт и мечта писателя питались и русской действительностью после отмены крепостного права.

Все великие романы Достоевского были написаны в пореформенной России. Множество фактов из окружающей жизни воспринимались Достоевским как зловещие признаки жуткой болезни, охватившей все слои общества, после того как "все в России переворотилось".

Вместе с социально-экономической основой старого феодально-крепостнического строя стали быстро разрушаться и все нравственные устои. Рушилось старое патриархальное "благообразие", капитализм принес распад, "беспорядок" (в черновых записях роман Достоевского "Подросток" назван "Беспорядком"), и в первую очередь распад вековых семейных устоев.

Все заразились "бесом национального богатства", тлетворным влиянием капиталистического мира, где "человек может быть самым обыкновенным, деньги дадут ему все, то есть власть и право презрения". "Разложение -- главная мысль романа", -- формулировал Достоевский свою задачу в одной из ранних записей к "Подростку".

Но Достоевский был, пожалуй, единственным писателем в 60--70-е годы XIX века, кто воспринимал страшную эпоху надвигающегося капитализма как эпоху кризиса христианской культуры, умирания христианской веры. "Я плакал, -- признается герой романа "Подросток" Версилов, -- за них плакал, плакал по старой идее и, может быть, плакал настоящими слезами". И эту свою личную боль, свои слезы по умирающему христианству Достоевский возводил в степень трагедии всего современного ему человечества, а эту трагедию воспринимал как свою личную боль.

Религиозный кризис в сознании Достоевского ассоциировался с грядущими грандиозными общественными и социальными потрясениями. Но, пройдя эшафот и каторгу, то есть круги человеческого ада, которые Данте и не снились даже, Достоевский всегда верил в то, что "и свет во тьме светит, и тьма не объяла его". 16 апреля 1864 года, на следующий день после смерти своей первой жены, Достоевский делает поразительное признание: "Высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего я, -- это как бы уничтожить это я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно. И это величайшее счастье".

Достоевского не поняли при жизни, мучившие его проблемы и вопросы оказались недоступны современникам, а его глобальные пророчества казались плодом болезненного воображения. И в этом смысле Достоевский, действительно, прожил как непонятый и одинокий гений. Он мог бы повторить вслед за Раскольниковым, что "истинно великие люди должны ощущать на свете великую грусть".

Но одиночество гения Достоевский преодолевал в творческом акте. Его биография и художественные произведения составляют единое целое. Он всегда "жил в литературе", без литературы он никогда не мыслил своего существования, художественное творчество было главным смыслом его существования, а само существование мыслилось им всегда как творческий акт. Поэтому подлинная биография Достоевского это и есть духовное единство его жизни и творчества, их взаимное сопряжение. И предлагаемая сейчас вниманию читателей книга -- это духовная биография.


 Об авторе

Сергей Владимирович БЕЛОВ

Доктор исторических наук, профессор, действительный член Академии гуманитарных наук, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Член Союза российских писателей, член Международного общества Достоевского. Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры за 2006 год (за двухтомный энциклопедический словарь "Ф.М.Достоевский и его окружение"; СПб., 2001). Автор и составитель 15 книг и 450 статей о жизни и творчестве Ф.М.Достоевского.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце