URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Гастев А.К. Как надо работать: Практическое введение в науку организации труда Обложка Гастев А.К. Как надо работать: Практическое введение в науку организации труда
Id: 289821
969 р.

КАК НАДО РАБОТАТЬ:
Практическое введение в НАУКУ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА. Изд. 5, стереотип.

Как надо работать: Практическое введение в науку организации труда URSS. 2023. 480 с. ISBN 978-5-9519-3403-1.
Типографская бумага

Аннотация

Предлагаемая читателю книга выдающегося советского специалиста в области рационализации труда, крупного государственного и общественного деятеля А.К.Гастева (1882–1939) содержит его классические работы по вопросам научной организации труда, производства и управления. Книга состоит из введения и трех основных частей. Во введении помимо некоторых теоретических вопросов организации производства представлена разработанная А.К.Гастевым памятка... (Подробнее)


Содержание
top
Алексей Капитонович Гастев и его «последнее художественное произведение»5
Предисловие ко второму изданию18
НАШИ ЗАДАЧИ21
Наша практическая методология33
I. НОВАЯ КУЛЬТУРНАЯ УСТАНОВКА 35
Восстание культуры37
Бьет час38
Народная выправка43
Электрификация и народная энергетика48
Тренаж55
Восстание культуры59
Время66
Новая культурная установка89
Как надо работать115
Наша дорога — ЦИТ117
Как надо работать (Комментарии)121
Рабочее место139
Воля к изобретательству144
Как изобретать?148
Приспособления в работе149
Установка156
Обучение работе157
Что такое НОТ?160
Оборудование и НОТ163
Руководство по операционному учету165
Внимание к «мелочи»167
Социальное знамя ЦИТа168
II. НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА Ремесло и современная индустрия175
Педагогические и научно-изыскательные тенденции в новейшем производстве182
Новое производственное поведение191
Трудовые установки195
ЦИТ как изыскательное сооружение202
Развертывание клинической работы ЦИТа220
Нормирование и организация труда224
Вопросы нормирования226
Часть первая. Введение. Кризис нормирования236
Часть вторая. Историческая справка238
Часть третья. Установка в вопросах нормирования249
Часть четвертая. Нормы и рабочие типы253
Часть пятая. Изучение и измерение норм259
Часть шестая. Нормирование и трудовая культура в период социалистического строительства289
Организация производства как наука294
Установочные цехи предприятий303
К переписке ЦИТа с Фордом310
Письмо ЦИТа — Компании Форд312
Маркс и Форд315
Организация труда в стахановском движении320
Рабочее место и его обслуживание323
К пятнадцатой годовщине Октября352
Научная организация труда359
Проблемы организации труда и производства376
III. ПУТИ ПРИЛОЖЕНИЯ СИЛ В ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ПРОИЗВОДСТВА Проектирование рабочего состава, его подготовки и организации труда387
Объем и характер работ ЦИТа396
Техническое нормирование на новой основе400
Проектирование поточного производства405
Пути приложения сил в организации труда и производства417
Работа ЦИТ в угледобывающей промышленности430
Объем охвата433
ЦИТ в Красной Армии434
Комплектно-функциональная организация труда в строительстве436
Методы скорого монтажа в машиностроении443
Станкостроение на основе стандартных агрегатов450
Техническая и организационная помощь предприятиям456
Библиография463

Алексей Капитонович Гастев и его "Последнее художественное произведение" (отрывок)
top

Когда гудят утренние гудки на рабочих окраинах,
это вовсе не призыв к неволе. Это песня будущего.
Мы когда-то работали в убогих мастерских
и начинали работать по утрам в разное время.
А теперь, утром, в восемь часов,
кричат гудки для целого миллиона.
Теперь минута в минуту мы начинаем вместе.
Целый миллион берет молот в одно и то же мгновение.
Первые наши удары гремят вместе.
О чем же поют гудки!
– Это утренний гимн единства!

Поэзия рабочего удара

Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни.
Нужно же научиться так работать, чтобы работа была
легка и чтобы она была постоянной жизненной школой.

Как надо работать

Гастев Алексей Капитонович – революционер, пролетарский поэт и видный деятель в области рационализации труда – родился 26 сентября 1882 г. в г.Суздале Владимирской губернии. Отец его был учителем и умер, когда Гастеву исполнилось два года. Мать Гастева была портнихой. По окончании городского училища, а затем технических курсов Гастев поступил в учительский институт, но был исключен оттуда за политическую деятельность. С 1900 г. участвует в революционном движении. Отдавшись политической работе, скитался по тюрьмам, ссылкам (Вологодская губ., Архангельская губ., Нарым) и работал слесарем на заводах в Петербурге, Харькове, Николаеве, а также в трамвайных парках.

До 1917 г. находился на нелегальном положении. Несколько раз эмигрировал в Париж. За границей работал на заводах. С 1901 г. – член РСДРП. С 1906 г. – активный работник профсоюзов. С 1907 по 1918 г. был членом правления Петроградского союза металлистов, а в 1917–1918 гг. – секретарем ЦК Всероссийского союза металлистов. С момента Октябрьской революции работал в качестве профессионалиста, управляющего промышленными предприятиями и журналиста.

Художественные вещи Гастев начал писать в 1900-х гг. В первый раз его произведение опубликовано в 1904 г. – рассказ "За стеной" из жизни политических ссыльных. Сборники художественных произведений издавались несколько раз под заголовком "Поэзия рабочего удара". Последний сборник вышел в Москве в 1923 г. В начале 20-х годов Гастев оставил деятельность в области художественной литературы и всецело посвятил себя работе по организации труда. Своим последним художественным произведением Гастев считает организованный им в 1920 г. в Москве ЦИТ (Центральный институт труда) ВЦСПС, которым он заведует и который воплощает все легендарные замыслы, вложенные в его художественную работу.

Основным научным трудом Гастева является книга "Трудовые установки" (издана в 1924 г.), где изложена методика ЦИТа по обучению трудовым приемам.

При решении своей основной задачи – подготовки рабочей силы – ЦИТ применил метод анализа трудовых движений при помощи "циклографии", т.е. фотографии отдельных элементов движения рабочих органов человека. Начав с исследования простейшей рабочей операции – удара, Гастев установил "нормаль" (систему наиболее правильных движений) рубки зубилом. Изучение в течение нескольких лет рубки зубилом вызвало ряд нареканий со стороны критиков ЦИТа, видевших в этой медлительности органический порок "узкой базы". Однако уже в 1925 г. Гастев вполне разработал методику подготовки слеcаpя, и ЦИТ перешел к обучению токарей, монтеров, кузнецов, строительных рабочих, текстильщиков, авиаторов и т.д. Разработав методику, Гастев перешел к массовому переобучению рабочих, основав для этого при ЦИТе акционерное общество "Установка". Подготовка рабочих по методу ЦИТа требует 3–6 месяцев.

Гастев написал ряд книг, в которых излагает свои взгляды на вопросы профессионального движения, научной организации труда и строительства новой культуры: "Индустриальный мир", "Профсоюзы и организация труда", "Как надо работать", "Время", "Восстание культуры", "Юность, иди!", "Новая культурная установка", "Установка производства методом ЦИТ", "Реконструкция производства" и др. Редактирует журналы "Организация труда", "Установка рабочей силы" и "Вестник стандартизации"...

За этими протокольными строчками (взятыми нами из автобиографии А.К.Гастева в 41 томе энциклопедического словаря "Гранат" и биографической справки в 14 томе первого издания Большой советской энциклопедии), прорываемыми метафорой о "последнем художественном произведении", встает образ революционера, рабочего, поэта, ставшего одним из основоположников Научной Организации Труда, подлинного самородка из россыпи талантов, рожденных Русской Революцией и творивших ее.

В течение многих лет, истекших после тридцать восьмого года, оборвавшего жизнь этого замечательного человека, его дела были преданы забвению. Выросли поколения, не слышавшие не только имени Гастева, но и слов "НОТ" и "ЦИТ". И более чем понятен поэтому исключительный интерес, проявляемый ныне к вопросам научной организации труда, ценнейшему наследию двадцатых – тридцатых годов.

В 1964 году переиздана "Поэзия рабочего удара". Фантастические гиперболы и классовый пафос гастевских стихов и публицистики, ассоциировавшиеся у его сверстников с "пролеткультовскими" двадцатыми годами, неожиданно и органично "вписались" в сегодняшнюю явь. Призывы Гастева к "переделке человека", к построению "социальной инженерии", казавшиеся многим его современникам фантазерством, оказались понятными и близкими людям шестидесятых годов с их "кибернетическим" строем мышления.

Предисловие к новому изданию "Поэзии рабочего удара", статьи в журналах и газетах, воспоминания друзей и современников воссоздают этапы замечательной биографии Гастева, столь скупо рассказанной (увы – не до конца) им самим: 1900 год – первая ссылка, побег, Швейцария, Париж, возвращение в Россию. 1905 год – руководство боевой дружиной в Костроме, большевистские организации Иваново-Вознесенска, Ярославля. IV съезд партии (Гастев-"Лаврентий" – член большевистской, ленинской фракции), снова арест, снова ссылка, снова побег, снова эмиграция, снова возвращение... И все время – работа на заводах ("увольнение" всегда шло по этапу...), а в промежутках – "отдых" и занятия "изящной словесностью" в пересылках. В нарымской ссылке – первые мысли о "социальной инженерии". Снова Париж, и снова Петроград... Революция, возвращающая Гастева из очередной ссылки, активизация работы в профсоюзах. Затем Украина – руководство "Советом искусств" и прерванные деникинщиной планы организации "Школы социально-инженерных наук" (прообраз ЦИТа). В 1918 г. Гастев направляется в Нижний Новгород чрезвычайным комиссаром Сормовского завода. Снова работа на заводах (Москва, Николаев, Харьков). Работа в ВЦСПС. Последний "конструктивно-поэтический" опыт – "Пачка ордеров" (опубликована позже, в 1921 году).

И, наконец, – организация Института Труда при ВЦСПС (1920 г.). В августе 1921 г. Институт стал называться Центральным в результате декрета Совета Труда и Обороны за подписью В.И.Ленина. Незадолго до этого Гастев последний раз встретился с Ильичем. "Хочется мне помочь т-щу Гастеву, заведующему Институтом Труда, – написал тогда Ленин заместителю наркома финансов А.О.Альскому. – ...Такое учреждение мы все же таки, и при трудном положении, поддержать должны".

Именно этому – последнему и главному "художественному произведению" Алексея Капитоновича и посвящена настоящая книга.

Рассказчиком будет сам Алексей Капитонович. Мы не будем ни перебивать его, ни дополнять назойливыми разъяснениями. Читатель сам сможет убедиться в понятности (и актуальности) мыслей и дел rex не столь уж давно минувших дней и вынести по их поводу свое суждение. Напомним лишь самые основные факты.

Первым программным документом, с которым выступил Центральный Институт Труда, были сформулированные А.К.Гастевым правила, давшие название этой книге – "Как надо работать":

"Работаем ли мы за канцелярским столом, пилим ли напильником в слесарной мастерской или, наконец, пашем землю – всюду надо создать трудовую выдержку и постепенно сделать ее привычкой.

Вот первые основные правила для всякого труда:

1. Прежде чем браться за работу, надо всю ее продумать, продумать так, чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых приемов. Если все до конца продумать нельзя, то продумать главные вехи, а первые части работы продумать досконально.

2. Не браться за работу, пока не приготовлен весь рабочий инструмент и все приспособления для работы..."

И так далее. Всего 16 правил-заповедей. Никаких секретов, никаких открытий. Но – по мысли Гacтeвaв этом и состоит "наука организации труда". И вообще никакой НОТ, помимо практических правил работы, попросту нет!

Цитовские листовки и плакаты "Как надо работать" можно было увидеть над верстаком слесаря в наркоматской канцелярии, в железнодорожном депо и в кремлевском кабинете Ленина.

"Учиться работать!" На этот ленинский призыв ЦИТ отозвался практическим делом. Выполнение цитовских "заповедей" было победой не "идеологической", а именно практической. Характерно замечание Гастева, завершавшее первое печатное издание "Правил": "Если к этому сам добавишь правило – стало быть, втянулся в дело". В нем, если позволительно так выразиться, "ключ" цитовской "доктрины". "Если хочешь вводить НОТ, стань мастером хоть одной операции, рассчитай ее и дай ускорение. Тогда ты будешь говорить фактами, а не зубрежкой".

Вообще Алексей Капитонович не без яда отзывался о "НОТовской" "зубрежке". В ноябре 1923 года он предложил читателям "Правды" следующую "загадку":

Почему немец работает лучше русского?

Что такое научная организация труда?

Это значит – рассчитанная организация.

Но что же в ней рассчитано?

Вот что – точность обработки и скорость,

После этого скажите:

Рядовой немец лучше работает рядового русского?

– Конечно, лучше.

А теперь еще вопрос.

Рядовой немец знает, что такое научная организация труда?

– Конечно, не знает.

– Даже не слыхал.

А теперешний рядовой москвич слыхал про научную организацию труда?

– Конечно, слыхал.

Он даже придумал сокращение: НОТ.

– Если так, то чем же берет немец?

"Отгадка", вытекающая из десятков откликов читателей и коллективных обсуждений, материалы которых печатались в "Правде" и в цитовском журнале "Организация труда", сводилась к тому, что "немец", не знающий слова "НОТ", обладает тем, что автоматически обеспечивает ему рассчитанную организацию работы – трудовой культурой. А нашему рабочему ее надо еще прививать. Именно прививать, а не проповедовать! Ибо культура в цитовском понимании – это не "начитанность", а сноровка, и воспитывается она не агитацией, а тренажем.

Из сказанного, конечно, не надо делать вывода, что Гастев вообще был против агитации. Он сам был прирожденным агитатором. Участники революции пятого года вспоминают, как двадцатидвухлетний большевик Лаврентий-Гастев, выступая на большом митинге в Костроме после известного эсеровского оратора Авксентьева, склонил буквально всю аудиторию на большевистские позиции, а через несколько недель, переодетый в военную форму, пробрался в казармы расквартированного в Ростове-Ярославском артиллерийского полка и добился того, что солдаты отказались выступать против рабочих...

Что представляла собой методика ЦИТа, основанная на уже упоминавшейся вскользь "узкой базе"? Конечно, пересказывать подробно гастевские работы в предисловии к ним – затея неблагодарная и нелепая. Ограничимся поэтому буквально несколькими словами.

Для гастевской, цитовской концепции "НОТ" характерны прежде всего две, по существу чрезвычайно простые идеи. Первая из них – это "кибернетическая" идея универсальности проблем организации, признание принципиального единства проблем рационализации деятельности любого рода – "управленческой", "рабочей", "учебной". Когда Гастев говорил о "математизации психофизиологии и экономики", он имел в виду не "оснащение" области "неуловимых эмоций" наукообразными формулами, а возможность их непредвзятого анализа (так характерного именно для математического подхода, что хорошо понял Алексей Капитонович, будучи вовсе не математиком). Больше того, он был убежден не только в возможности, но и в неизбежности создания метода анализа, приложимого в равной мере как к психофизиологии, так и к экономике, к рационализации как "физического", так и "умственного" труда. Он считал, что задача организации рабочего места не то что "подобна" задачам рационализации станка, предприятия или учреждения, но что эти задачи "по существу" совпадают ("с точностью до изоморфизма", как сказали бы искушенные в математике, логике и прочей кибернетике инженеры и экономисты шестидесятых годов).

Но как ни замечательно с точки зрения сегодняшнего исследователя это умение улавливать не столь уж очевидные и бесспорные аналогии в различных аспектах проблемы организации, оно само по себе вовсе не являлось исключительным достижением ЦИТа. Уж чего-чего, а стройных и общих "до универсальности" концепций история нашей отечественной мысли знала немало. Жаль только, что это были, в основном, лишь умозрительные построения. ЦИТ же, можно сказать, был "вынужден" заниматься конкретным делом.

Теперь, спустя сорок лет, нам отчетливо видна не только методологическая, но и психологическая подоплека второго краеугольного камня цитовской методики – "принципа узкой базы". В конечном счете, уверенность Гастева в приложимости методики обучения, выработанной для операции рубки зубилом, к любой другой частной профессиональной методике и вообще к любой методике обучения (а затем и к методике самой работы) – это ведь не что иное, как азбучный для любого психолога "принцип переноса", принцип более чем естественный и для исследователя-практика, относящегося со здоровым ироническим недоверием к достижениям профессорской психологии. Действительно, для того чтобы заметить, что демобилизованный красноармеец, прошедший суровую школу армейской службы, гораздо восприимчивее "штатского растяпы" и к науке рубки, и к науке опиловки, вполне хватало "психологии здравого смысла" и просто наблюдательности, которой Алексей Капитонович был так щедро наделен. Но именно на такой немудреной основе (подкрепленной, с одной стороны, "кибернетическим" убеждением производственника-практика в примате "инженерных" методов при решении педагогических и даже биологических проблем, а с другой – павловской теорией условных рефлексов) и выросла цитовская педагогическая и общеорганизационная доктрина "трудовых установок".

Под этим достаточно емким термином А.К.Гастев понимал как конкретные рефлексы, воспитанные в результате продуманной системы трудовых тренировок, так и общее состояние организма, "настроенного" на восприятие новых "установок" (в первом, узком смысле), а главное – саму динамику этой перестройки организма работника на новый организационный лад, поскольку главной заботой ЦИТа было не столько привитие организму (человеку или предприятию в целом) системы определенных организационных навыков, сколько перевод его на рельсы непрерывного организационного совершенствования, в принципе беспредельного. Пользуясь цитовской терминологией, можно сказать, что "установки" для ЦИТа – не только и не столько организационно-биологические "шаблоны", сколько "направляющие", и даже "водители".

Характер конкретных цитовских разработок определялся, конец но, и слесарными "вкусами" самого Гастева и его товарищей по петроградским и парижским заводам (а также "коллег" по Нарыму и Усть-Сысольску, помогавших ему строить ЦИТ, и опытом тарифно-квалификационной работы в Союзе металлистов в 1917–1918 годы (как раз и направившим, к слову сказать, внимание Владимира Ильича к "тейлоризму" – см., например, стр, 118 и 290 настоящей книги), вплотную подведшей Гастева к проблеме анализа и "установки" рабочих операций и приемов, и обстановкой в стране, характеризовавшейся, в частности, острым кризисом квалифицированной рабочей силы.

Итак, вначале – анализ процесса рубки зубилом, т.е. анализ "делегата" от ударных операций: построение "нормали" рубки и нормали обучения рубке. Затем – распространение методов анализа и методов синтеза нормалей на второго основного "делегата" – нажимную операцию опиловки. Дальше – объединение полученных результатов в целостных методиках обучения, еще дальше – построение из отдельных операций – "агрегатов" десятков и сотен новых конкретных методик (об этом будет кстати вспомнить несколько позже, при знакомстве с функциональной системой организации труда по ЦИTy и с его работами по агрегатированию в станкостроении)...


Об авторе
top
photoГастев Алексей Капитонович
Выдающийся советский теоретик и практик научной организации труда и управления производством, крупный общественный деятель. Родился в Суздале, в семье учителя. Учился в Московском учительском институте, откуда был исключен за политическую деятельность. В 1901 г. вступил в РСДРП; делегат IV съезда. С 1906 г. активный работник профсоюзов. В 1907–1918 гг. был членом правления Петроградского союза металлистов, в 1917–1918 гг. — секретарем ЦК Всероссийского союза металлистов. В 1920 г. организовал в Москве Институт труда, под его руководством ставший ведущим научным и учебным центром СССР в области организации труда (с 1921 г. — Центральный институт труда). В 1924–1926 гг. занимал посты заместителя председателя и председателя Совета по научной организации труда при Народном комиссариате рабоче-крестьянской инспекции. В 1932–1936 гг. — председатель Всесоюзного комитета стандартизации при Совете труда и обороны СССР.

А. К. Гастев — автор свыше 200 монографий и статей по рациональной организации и культуре труда. В них он излагал свои взгляды на вопросы научной организации труда, профессионального движения, строительства новой культуры. Под его руководством в Центральном институте труда была сформулирована концепция научной организации труда и управления производством, оригинальная и вместе с тем в достаточной мере интегрировавшая все наиболее ценные находки западной организационно-управленческой мысли, прежде всего систем Ф. Тейлора и Г. Форда. Эта концепция в комплексе охватывала сферы техники и технологии, биологии, психофизиологии, экономики, истории, педагогики; она также содержала в себе в зародыше основы таких наук, как кибернетика, инженерная психология, эргономика, праксеология.