URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Бронзов А.А. Сопоставление между собою нравственных воззрений Аристотеля и Фомы Аквинского
Id: 116361
 
219 руб.

Сопоставление между собою нравственных воззрений Аристотеля и Фомы Аквинского. Изд.2

URSS. 2011. 200 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-396-00294-4.

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга известного русского философа и богослова, историка этики А.А.Бронзова (1858--1919), посвященная сравнению взглядов великих философов разных эпох Аристотеля и Фомы Аквинского на проблемы этики и морали. Автор сопоставляет нравственные воззрения ученых не только со стороны их содержания, выявляя общее и различное, но и со стороны их внутренней состоятельности, а также их отношения к нравственным началам, возвещаемым Евангелием Христовым.

Настоящая книга представляет собой третью часть фундаментального труда А.А.Бронзова "Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности", но в то же время может рассматриваться как совершенно самостоятельное произведение. Первая часть, подробно рассказывающая об учении Аристотеля о нравственности, и вторая часть, посвященная рассмотрению нравственных воззрений Фомы Аквината, выходят одновременно с третьей в нашем издательстве.

Книга будет полезна как специалистам --- философам и историкам философии, так и всем заинтересованным читателям.


 Содержанiе

Предисловiе. Моменты, обусловившiе собою появленiе иаследованiя
Введенiе.
 § I. Источники, раскрывающiе нравственныя воззренiя: 1) Аристотеля и 2) Фомы Аквината ("Комментарiй" Фомы Аквината "къ Никомаховской этике Аристотеля" и др.)
 § II. Историко-критическiй очеркъ новейшей литературы по вопросу о нравственныхъ воззренiяхъ 1) Аристотеля (взглядъ на состоянiе литературы по этому вопросу, появившейся до начала ХIХ-го века; труды по этому вопросу ученыхъ настоящаго столетiя; изследованiя по данному вопросу, появившiяся: съ 1828 до 1840-го года включительно, съ 1841-го по 1850 г., съ 1851 по 1860 г., съ 1861 по 1870 г., съ 1871 по 1880 г., наконецъ, съ 1881 по текущiй годъ) и 2) Фомы Аквината (взглядъ на состоянiе литературы по этому вопросу, появившейся до начала XIX столетiя; изследованiя по этому вопросу, вышедшiя въ перiоды времени: съ 1801 до 1810 года включительно, съ 1811 по 1820 годъ, съ 1821 по 1830 годъ, съ 1831 по 1840 г., съ 1841 года по 1850, съ 1851 по 1860 г., съ 1861 по 1870 г., наконецъ, съ 1871 года до настоящаго времени включительно; трудъ Redepenning'a, появившiйся въ 1875 году; заключительный взглядъ на достоинство трудовъ, появившихся въ виду вопроса о нравственныхъ воззренiяхъ Ариетотеля и Фомы Аквината, приводящiй въ мысли о "необходимости" новаго изследованiя этого вопроса)
 § III. Постановка изследованiя по вопросу о нравственныхъ воззренiяхъ Аристотеля и Фомы Аквината

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ОТДЕЛЪ ПЕРВЫЙ. Сопоставленiе между собою нравственныхъ воззренiй Аристотеля и Фомы Аквината, со стороны ихъ "содержанiя".
Гл I. Сопоставленiе между собою нравствснныхъ воззренiй Аристотеля и Фомы Аквината со стороны ихъ "взаимнаго согласiя".
 § 1.Взаимиое сходство, съ одной стороны, "методовъ", руководвшихъ Аристотеля и Фому Аквината при раскрытiи ими своихъ нравственныхъ воззренiй, и, съ другой, "психологическихъ" взглядовъ, положенныхъ ими въ основанiе своихъ нравственныхъ воззренiй.
 § 2.Согласiе мсжду Аристотелемъ и Фомою Аквинатомъ въ раскрытiи темъ и другимъ своихъ ученiй о "высочайшемъ благе".
 § 3.Согласiе между Аристотелемъ и Фомою Аквицатсшъ въ раскрытiи темъ и другимъ своихъ ученiй о "добродетели".
Гл. II. Сопоставленiе между собою нравственныхъ взглядовъ Аристотеля и Фомы Аквината, со стороны ихъ "разногласiя" однихъ съ другими.
 § 1.Моменты, непосредственно обусловливавшiе собою фактъ разногласiя Аристотеля съ Фомою Аквинатомъ въ деле раскрытiя ими своихъ нравственныхъ взглядовъ.
 § 2.Разногласiе между Аристотелемъ и Фомою Аквинатомъ въ раскрытiи ими сущности, смысла "высочайшаго блага".
 § 3.Разногласiе между Фомого Аквинатомъ и Аристотелемъ въ раскрытiи ими сущности, смысла "добродетели".
 § 4.Перечисленiе пунктовъ "нравоучительнаго" характера, съ одной стороны, раскрываемыхъ Фомою Аквинатомъ и, съ другой, или мало раскрываемыхъ, или и вовсе ие раскрываемыхъ Аристотелемъ
ОТДEЛЪ ВТОРОЙ. Сопоставленiе между собою "нравственныхъ" взглядовъ Аристотеля и Фомы Аквината со стороны ихъ "внутревней" состоятельности.
 § 1.Критическiй взглядъ, съ одной стороны, на "методы", руководившiе Аристотеля и Фому Аквината при выясненiи ими своихъ нравственныхъ воззренiй, и, съ другой, на положения темъ и другимъ подъ последнiя такiя или ииыя "основанiя".
 § 2.Критическiй взглядъ на "методы", руководившiе Аристотеля и Фому Аквината при выясненiи ими своихъ нравственныхъ воззренiй. Критическiй взглядъ на "основанiя", подоженныя Аристотелемъ и Фомою Аквинатомъ подъ ихъ нравственные воззренiя. Критическiй взглядъ на ученiе Аристотеля и Фомы Аквината о "высочайшемъ благе".
 § 3.Критическiй взглядъ на ученiе Аристотеля и Фомы Аквината о "добродетели". Критическiй взглядъ на ученiе Аристотеля о"добродетели". Критическiй взглядъ на ученiе Аристотеля о добродетели, съ одной стороны, какъ "навыке", сохраняющемъ "средину" между двумя крайностями, и, съ другой, какъ деле "свободной воли человека. Критическiй взглядъ на предлагаемое Аристотелемъ деленiе всехъ - признаваемыхъ имъ добродетелей на "две" группы или вида. Критическiй взглядъ на ученiе Аристотсля объ "отдельныхъ" добродетеляхъ. Критическiй взглядъ на ученiе Фомы Аквината о "добродетели". Критическiй взглядъ на ученiе Фомы Аквината о "человеческихъ поступкахъ", разсматриваемыхъ "вообще". Критический взглядъ на ученiе Фомы Аквината о "самой добродетели", а также о "различныхъ видахъ" человеческой жизни и о "различныхъ состоянiяхъ" и "обязанностяхъ" известиыхъ людей
ОТДEЛЪ ТРЕТIЙ. Сопоставленiе между собою иравственныхъ воззренiй Аристотеля и Фомы Аквивата, со стороны огношенiя ихъ къ нравственнымъ началамъ, возвещаемымъ Евангелiемъ Господа нашего Iисуса Христа.
 § 1.Взглядъ на "свободу" человеческой воли, предъявляемый, съ одной стороны, Аристотелемъ и Фомою Аквинатомъ и, съ другой, Евангелiемъ Христовымъ.
 § 2.Понятiе о "Боге", предъявляемое, съ одной стороны, Евангелiемъ Христовымъ и, съ другой, Ариетотелемъ и Фомою Аквинатомъ.
 § 3.Взглядъ на мiръ "духовный-личный" и "матерiальный-безличный", предъявляемый, съ одной сторовы, Евангелiемъ Христовымъ и, съ другой, Аристотелемъ и Фомою Аквинатомъ.
 § 4.Решенiе вопроса о "тождестве", "равенстве" нравственнаго достоинства человеческой природы у всехъ людей, предъявляемое съ одной стороны, Евангелiемъ Христовымъ, и, съ другой, Фомою Аквинатомъ и Аристотелемъ.
 § 5.Взглядъ на "блага жизни" человеческой, предъявляемый, съ одной стороны, Евангелiемъ Христовымъ и, съ другой, Аристотелемъ и Фомою Аквинатоыъ. Взглядъ на "внутреннiя" блага жизни человеческой или, что то же, "добродетели", предъявляемый, съ одной стороны, Евангелiемъ Христовымъ и, съ другой, Аристотелемъ и Фомою Аквинатомъ. Взглядъ на "внешнiя" блага. предъявляемый, съ одной стороны, Евавгелiемъ Христовымъ и, съ другой, Аристотелемъ и Фомою Аквинатомъ
ЗАКЛЮЧЕНТЕ

 Предисловiе

Предлагаемое изследованiе выясняетъ и сопоставляетъ между собою съ одной стороны нравственное мiровоззренiе Аристотеля и, съ другой, нравоученiе Фомы Аввината. Условiя, подъ непосредственнымъ воздействiемъ которыхъ наше вниманiе въ данномъ случае остановилось на этихъ именно двухъ историческихъ личностяхъ предпочтитедьно предъ другими, выяснятся сами собою, если принять въ соображенiе следующiя данныя. Аристотель -- завершитель древне-греческой философiи -- известенъ какъ великiй реформаторъ въ области нравственной философiи: ему, въ частности, первому принаддежитъ попытка и, при томъ, весьма удачная -- выделить науку о нравственности изъ сферы остальныхъ наукъ и чрезъ то придать ей въ отношенiи къ последнимъ самостоятельное значенiе. Усвояемое-же ему учеными всехъ временъ титло -- "выразителя греческаго духа" въ разсматриваемой нами области, равно -- какъ и замечательно блестящая судьба, выпавшая на долю его нравственной философiи не толъко въ его родной -- греческой стране, но и далеко за пределами последней, не тодько въ языческоыъ мiре, но и въ христiанскихъ школахъ, -- все это въ высшей степени красноречиво говоритъ и о великомъ -- плодотворномъ значенiи внесенной имъ въ область нравственной философiи реформы.

Чемъ былъ Аристотель, какъ моралистъ, для своей и даже многихъ дальнейшихъ эпохъ, почти темъ-же, со стороны своихъ нравственныхъ воззренiй, являлся и Фома Аквинатъ какъ для своего времени, такъ и для всего римско-католическаго современнаго мiра. Голосъ ученыхъ, согласно называющiй его не тодько именемъ выдающагося нравоучителя своей эпохи, но и "отцемъ" отчасти всей вообще западно-европейской, въ особенности-же римско-католической нравственной науки, какъ недьзя более ясно подтверждаетъ и эту мысль. -- Все это делаетъ, конечно, вполне естественнымъ интересъ, возбужденный въ насъ именно данными двумя замечательными явленiями въ исторiи нравственной философiи, -- интересъ, становящiйся еще более понятнымъ, въ виду отсутствiя более или менее "обстоятельнаго-спецiальнаго" изследованiя по нашему вопросу не только въ нашей отечественной литературе, но, какъ сейчасъ видно будетъ, и въ литературе иностранной.


 Об авторе

Александр Александрович БРОНЗОВ (1858-1919)

Русский философ и богослов, историк этики и нравственного богословия, филолог. Родился в Белозерском уезде Новгородской губернии, в семье псаломщика. Образование получил в Белозерском духовном училище, в Новгородской духовной семинарии, а затем в Петербургской духовной академии, которую и окончил в 1883 г. со степенью кандидата богословия. В том же году за сочинение "Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности" удостоен степени магистра богословия; тогда же был назначен преподавателем Курской духовной семинарии, а в 1886 г. перешел в Петербургскую духовную академию. В 1894 г. избран профессором по кафедре нравственного богословия. В 1897 г. утвержден в звании экстраординарного профессора. В 1899 г. была опубликована его докторская диссертация "Преподобный Макарий Египетский. Его жизнь и нравственное мировоззрение". Автор сочинений "Краткая этимология геродотовского диалекта" (1888), "Синтаксис греческого языка с приложением очерка грамматики гомеровского диалекта" (1891), "Нравственное богословие в России в течение XIX столетия" (1901), "Белозерское духовное училище за сто лет его существования" (1909, премировано Императорской академией наук), "Современное масонство" (1912) и др., а также около 950 статей в различных изданиях (преимущественно по вопросам этики).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце