URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Полторацкий Б.Ф. История физики: Один побег от дикости
Id: 115951
 
111 руб.

История физики: Один побег от дикости

URSS. 2011. 48 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-0331-1.
Серия: Relata Refero

 Аннотация

В настоящей книге кратко излагается история физики от зачатков естествознания в доисторические времена до наших дней. Особое внимание уделено причинам возникновения идей материализма в древнем обществе и истории их согласования с религиозными убеждениями. Рассмотрены предпосылки и логика получения фундаментальных уравнений физики, а также их роль в формировании современного мировоззрения. Проанализированы корни и механизм принципиальных заблуждений в теории науки о природе, которые в конечном счете привели к ее стремительной деградации в течение XX и в начале XXI века. Первая часть анализа исторических фактов подчинена обоснованию правомерности главного вопроса: как физика превратилась в свою противоположность --- догматическую лжефизику? Далее внимание автора сосредоточено на аргументированном ответе на этот узловой вопрос современности. В заключение предлагаются возможные варианты выхода из исторического тупика.

Книга будет интересна как специалистам в области естественных наук, так и широкому кругу читателей.


 Оглавление

Предисловие
Глава 1. Место физики в среде культур и религий
 Введение
 Особенности древней культуры
 Философское открытие физики
Глава 2. Физика -- зигзаги удачи
 Классическая физика
 Физика XX и начала XXI веков
 Психологические аспекты Нового Магизма
 Философский разворот
 Что делает политика в физике
Глава 3. Итоги и перспективы
 Новое язычество и системный кризис
 Что же дальше
 Заключение

 Предисловие

Материал для этого краткого обзора истории физики собирался автором постепенно в процессе написания вводных частей предыдущих книжек, особенно "Электродинамика в теории поля и материи" [1] и "От физики к гипотезам" [2]. Но окончательно идея издания отдельной брошюры созрела в процессе анализа содержания дискуссий по теме "Школьный курс "История религии и атеизма" " на форуме президента России http://medvedev-da.ru/forum.php в разделе "Образование в России". Естественно, мы благодарны собеседникам за полезные идеи, которыми они поделились, а модераторам форума -- за прекрасную его организацию.

Все дело в том, что при ближайшем рассмотрении религия и физика оказались гносеологически очень жестко связанными между собой. У них имеется общий познавательный инструмент -- интуиция. Видимо, поэтому все философы-классики имели эти обе сферы деятельности человеческого разума в своем поле зрения одновременно, совсем не случайно связав их истории вместе.

В религии место интуиции можно понять из определения, которое дал протоиерей Александр Мень [3]: "Вера же есть прежде всего состояние духа, рожденное переживанием реальности Высшего. В ней пробуждается особого рода интуитивное знание (выделено нами), совершается нечто подобное встрече, звучит таинственный призыв. Человек отвечает на этот призыв: религиозные учения с их метафизикой и с их этикой и являются такими ответами. В них не только осмысляется мистическое видение веры, но и делается попытка установить "обратную связь" с той сокровенной Сущностью, которая коснулась человека своим веянием". В этом применении интуиция -- основа религиозного знания или религиозной науки по Фоме Аквинскому. И главной формой ее проявления являются, конечно, откровения индивидов, одаренных "Сущностью, которая коснулась человека своим веянием".

Совсем другую роль играет интуиция в физике. Здесь источником знания является исключительно сам объект познания, каковым является обобщенно Природа, а конкретно -- материя и ее движение. Поэтому в физике интуиция тоже уместна, но здесь она не может быть источником знаний, а точнее, источником информации о самой природе. Ее функции ограничены только вспомогательной ролью в формировании идеи и организации конкретного опыта (как у Г.Галилея). Она также присутствует и при синтезе новых экспериментальных данных вместе с теми сведениями, которые были ранее известны из предыдущих опытов, т.е. при выборе методики обработки уже известной информации (как, например, у М.Планка или Д.И.Менделеева). Конечно, любой индивид может заявить, что он эту природу и так всю насквозь видит и без всяких там опытов, причем видит совсем просто через якобы откровение, данное свыше лично ему. Однако по источнику информации, которым он воспользовался, легко определить, что здесь мы имеем дело не с физикой, но с религией, и скорее всего, с какой-либо одной из ее сектантских форм. Это пример открытого, явного случая эксплуатации откровения в физике. Гораздо чаще встречаются завуалированные. Но суть и тогда, конечно, остается. Вот ее-то исследователь физики обязательно должен увидеть, хотя это совсем не просто сделать.

Таким образом, в процессе познания Природы физик вынужден пользоваться тем инструментом, который уже использовался ранее религией. Но смена области применения орудия труда должна повлечь за собой и какие-то изменения в нем в соответствии с новой специализацией. И вот эта смена функций инструмента, естественно, всегда чревата ошибками. Здесь была возможной и действительно вошла в обиход путаница, ведущая к подмене объекта познания, когда исследователь саму объективно существующую (для верующих -- уже созданную Богом) Природу заменяет суррогатом ("моделью", гипотезой, постулатом и т.д.), который рожден только его фантазией (интуицией), а по сути -- через откровение. Причем никого из теоретиков-фантазеров не смутил тот факт, что такое "моделирование" уже многократно было проделано при формировании самых разных языческих поверий и систем легенд (легендарных систем) -- и ни одного совпадения с действительностью никогда не случалось. Теперь сбой произошел одновременно и в физике, и в философии [2]. Здесь, в общем-то, понятны логические тупики. Но чтобы разбираться в каждом из них в отдельности, необходимо привлекать опорные сведения из истории и основ всех религий, а также из диалектики развития естествознания.

Поэтому, анализируя причины появления тупика на пути развития физики, мы были просто вынуждены обратиться к истории этого предмета в свете тех знаний, которые нам дали такие великие мыслители, как Аристотель, Аверроэс, Фома Аквинский, Ньютон, Максвелл и т.д.

Естественно, не удалось обойти вниманием и роль инквизиции в развитии естествознания. А вот политика попала в эту брошюру явочным порядком. Более того, именно политическая составляющая решительно выносит весь клубок наших проблем за рамки того привычного, что называется известным словом "заблуждение".

Эта книжка адресована ученикам старших классов, учителям, студентам, инженерам, физикам-экспериментаторам и теоретикам, а также другим любознательным людям, которые хотя бы поверхностно, пусть даже по справочникам или популярной литературе, знакомы с проблемами современной физики.

Автор

 Об авторе

Борис Федорович ПОЛТОРАЦКИЙ

Окончил в 1965 г. Московский физико-технический институт. До 1992 г. работал на различных закрытых предприятиях по специальностям "радиолокация" и "радиофизика". С 1992 по 2000 гг. -- плотник и бригадир плотников, по совместительству -- программист. В настоящее время на пенсии. Автор книг "Fundamental particles in pictures and without hypothesis" (М., 2007), "Электродинамика в теории поля и материи" (М., 2008) и "От физики к гипотезам" (М., 2008).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце