URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Макаров С.М. Театрализация цирка
Id: 115930
 
399 руб.

Театрализация цирка

URSS. 2010. 288 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-01457-1.

 Аннотация

В настоящей книге впервые исследуется проблема "театрализации цирка" от истоков театрального и циркового искусства до настоящего времени. Ранее считалось, что идея театрализации цирка возникла лишь в 20-е годы ХХ в. и принадлежала реформаторам театра. В данной работе предлагается принципиально новая точка зрения. Автор доказывает, что на протяжении тысячелетий театральное и цирковое искусство находились в состоянии взаимообогащения, сцена и арена дополняли друг друга, театрально-цирковые труппы находились под одной крышей, цирковые произведения буквально напитывались театральными мотивами и приемами игры. В книге впервые реконструируются спектакли "Царь Эдип" Софокла и "Макбет" Шекспира, поставленные в Петрограде в 1918 г., а также дается подробное описание спектакля "Мистерия-буфф" В. Маяковского, постановка которого была осуществлена в Москве в 1921 г.

В работе особо подчеркивается, что, несмотря на ряд неудач в 20--30-е гг. ХХ в. --- чрезмерную политизацию и примитивную агитационность, иллюстративность постановок, --- процесс театрализации цирка не прекратился. К тому же в конце ХХ в. за рубежом стали возрождаться драматические пантомимы и феерии, которые демонстрировались в цирках и на сценических площадках. Более того, ныне создаются "театры-цирки", где театральная драматургия решается цирковыми выразительными средствами. Автор описывает и анализирует спектакли "театров-цирков", показанные в Москве в 2009 г. на Чеховском театральном фестивале: "Туман" автора и режиссера Д. Финци Паски, семейные "театры-цирки" В.Чаплин и Ж.-Б. Тьере.

Книга рекомендуется как специалистам --- исследователям современного искусства, так и широкому кругу читателей, интересующихся театральным и цирковым искусством.


 Содержание

 Вступление
 1.Театрализация зрелищ Древней Греции и Древнего Рима
 2.Общие истоки театральной и цирковой клоунады в Европе
 3."Байси" -- сто представлений цирка и театра
 4."Театрализация" в искусстве гистрионов, мимов, жонглеров в средневековой Европе
 5.Китайские балаганы и семейные цирковые труппы (X--XVII века)
 6.Клоуны на театральных сценах и на цирковых манежах (XVI--XVIII века)
 7.Театрализация цирковых номеров и представлений (XVIII--XIX века)
 8.Театрально-цирковые зрелища на Руси (XVII--XIX века)
 9.Театральные спектакли на манеже и театрализация "обновленного цирка"
 10."Сознательные циркачи в творческих чаяниях и поисках"
 11.К вершинам циркового искусства по дорогам театрализации
 Заключение
 Примечания

 Вступление

В России после Октябрьского переворота в 1918 году, отрекаясь от старого мира, революционно настроенные творцы молодого государства рабочих и крестьян взялись за поиски новых принципов пролетарского искусства. У реформаторов возникла идея "театрализации цирка". Однако практические эксперименты показали, что чрезмерная и агрессивная "театрализация" способствует уничтожению цирковой специфики.

К примеру, в "Первом государственном цирке" в Москве был поставлен пролог-апофеоз "На страже мировой коммуны".

В центре манежа был установлен помост с уходящей вверх радужной башней. На разных площадках возвышения группировались крестьяне, рабочие, матросы, красноармейцы. Внизу на ступеньках располагались траурные фигуры Баварии и Венгрии. Со всех сторон сходились представители народов мира с вестью об освобождении. Во главе шествия несли символическую фигуру рабочего -- гражданина мира. Около фигуры Свободы появлялся Карл Маркс, который благословлял царство наступающего коммунизма. Пролог цирковой программы заканчивался общим пением Интернационала.

"Все эти постановки первых госцирков (государственных цирков. -- С.М.), осуществленные людьми театра, не чувствовавшими своеобразных особенностей цирка, -- писал Евгений Михайлович Кузнецов, -- разрешались главным образом театральными средствами, подчиняли цирковую арену театральным приемам и тем самым приводили к театрализации цирка".

Участники дерзких новаций были разочарованы. Ведущие мастера манежа и сцены, театральные и цирковые критики вместе с руководством молодой республики пришли к единому мнению, что были допущены серьёзные просчёты. "Надо было признать, -- позднее оправдывал действия современников Кузнецов, -- что если в первые годы жизни государственных цирков их работа была не свободна от ряда ошибок, если она немало погрешила театрализацией цирка, то всё же она содержала много положительного -- и прежде всего ту активность, с которой проводились поиски новых элементов советского цирка, те искания, которые были возможны лишьблагодаря постоянному стремлению создавать новый цирковой репертуар, не принимая его за нечто по традиции существующее и незыблемое, но ставя перед собою вполне реальную задачу его творческой перестройки".

Однако изучение истории циркового искусства убеждает, что, несмотря на ряд неудач в 20--30 годах XX в., в дальнейшем номера, аттракционы, программы продолжали насыщаться театральными элементами, т.е. процесс "театрализации цирка" не прекращался. И тому было несколько причин.

Прежде всего, в цирк пришли и остались образованные театральные режиссёры, изучившие и овладевшие особенностями цирковой выразительности: Н.Фореггер, Н.Акимов, С.Радлов, Э.Краснянский, Б.Шахет, Ю.Юрский, А.Арнольд, М.Местечкин, Г.Венецианов, А.Федорович, Н.Зиновьев, А.Аронов и ряд других.

Режиссёры-постановщики и ведущие актёры, создавая новые цирковые произведения, стали избегать примитивной политизации и лобовой иллюстративности событий.

К тому же "ретеатрализация театра" (движение, обратное натурализму, разрушающее иллюзию правдоподобия) оказала влияние не только на мировой театр, но и на искусство отечественного цирка.

Выдающийся знаток театральных процессов Патрис Пави подчеркивает, что

"театрализация или, точнее, ретеатрализация ставит на первый план правила и условности игры, представляя спектакль в его единственной действительности игрового вымысла.

...Мизансценирование апеллирует к традиционно театральным приёмам: утрированному гриму, сценическим эффектам, мелодраматической манере игры, сценическим костюмам, технике мюзик-холла и цирка, крайне преувеличенной пластической экспрессивности и т.д."

Важным этапом в процессе театрализации отечественного цирка стало открытие в Москве в 1975 году в Государственном институте театрального искусства им.А.В.Луначарского кафедры "Циркового искусства". На очном и заочном отделениях, опираясь на научную базу театра, началась подготовка цирковых режиссеров. Обучение осуществлялось опытными практиками как театральной, так и цирковой режиссуры А.Г.Арнольдом, М.С.Местечкиным, Б.А.Бреевым и др.

Обратим внимание на то, что во второй половине XX века в ряде европейских стран, а также в Канаде и в Китае возродилась забытая форма циркового зрелища -- драматическая пантомима, пантомима-феерия. В этих представлениях органично сочетаются средства театральной и цирковой выразительности, гримы, костюмы, специфические приемы оформления, трюки, с помощью которых раскрываются характеры персонажей и драматургия всего спектакля.

Мало того, в первое десятилетие XXI века стали возникать "театры-цирки", демонстрирующие представления на театральных сценах и на манежах цирков-шапито.

Таким образом, тема "театрализации цирка" вновь становится актуальной, требующей пристального и всестороннего изучения. "Ясно, что театрализация цирка, -- пишет театровед Антон Сергеев, -- являлась процессом, противоположным циркизации театра -- "несущей конструкцией" её опытов было цирковое представление. Поэтому, думается, разговор о театрализации цирка может вестись только с позиций цирка".

Необходимо особо подчеркнуть, что на протяжении тысячелетий цирк развивался параллельно с театром как на Западе, так и на Востоке. Временами эти искусства пересекались и переплетались, обогащая друг друга. Нередко цирковые и театральные артисты находились в одном помещении, под одной крышей, на одной сценической площадке, как это было в греческих, римских, византийских цирках и амфитеатрах, в "Арамян татроне" (Армянском театре), в китайских "байси" ("сто представлений" или "сто номеров" или "сто забав"), ярмарочных балаганах, бульварных театрах. Суть в том, что истоки цирка и театра зарождались в единых сакральных действах, архаических ритуалах.


 Об авторе

Сергей Михайлович Макаров

Доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, советник Китайского национального цирка, президент Академии циркового искусства.

Автор книги "Шаманы, масоны, цирк" пришел в науку, пройдя путь от циркового клоуна-иллюзиониста и режиссера до исследователя искусства. С 1986 г. С.М.Макаров -- ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания -- изучает историю магии и шаманизма, эзотерические теории и практики, семантику циркового и сценических искусств.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце