Введение |
Ищем в предложении сказуемое |
Осторожно: личные окончания глаголов! |
Присмотримся к инфинитиву и глагольным формам, созданным на его основе |
| Сопоставление неопределенной формы глагола и возвратных глаголов настоящего и будущего простого времени, употребленных в третьем лице единственного числа |
| Неопределенная форма глагола в составе безличного и инфинитивного предложения |
| Приставочные формы возвратных глаголов, образованные от инфинитива ДАТЬ |
| Инфинитив и знаки препинания, сопутствующие ему |
| Орфография значащих частей инфинитива |
| Образование и правописание глаголов прошедшего времени |
Именная часть составного сказуемого: орфография и пунктуация |
| Одно и удвоенное "н" в именах прилагательных, образованных от имен существительных |
| Удвоенное "н" в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени |
| Одно и удвоенное "н" в именах прилагательных, образованных от глагола |
| Различение кратких форм страдательных причастий прошедшего времени и кратких форм отглагольных прилагательных |
| Написание одного и удвоенного "н" в словах категории состояния |
| Слитное и дефисное написание сложных прилагательных |
| Различение сложных прилагательных и словосочетаний, состоящих из наречий и прилагательных (причастий) |
| Написание сложных прилагательных, усиливающих значение признака предмета |
| Написание одного и удвоенного "н" в каждой части сложного прилагательного |
| Одно и удвоенное "н" в именах существительных на R 9;ник, R 9;ниц(а), R 9;ость |
| Определение при лексически ослабленном имени существительном – именной части составного сказуемого |
| Наречия и наречные выражения в роли именной части составного сказуемого |
| Мягкий знак и его отсутствие после шипящих на конце различных частей речи, выступающих в роли именной части составного сказуемого |
| Глагол-связка БЫТЬ и знаки препинания между главными членами предложения |
| К вопросу о пунктуации при знаменательных связках, выраженных глаголами движения и состояния |
| Осторожно: сравнительные союзы! |
Внимание: частицы! |
| Формообразующие частицы |
| Словообразующие частицы |
| Частицы, вносящие в слова добавочные оттенки значений |
| Частицы, помогающие создать осложненные формы простого глагольного сказуемого |
| Употребление и правописание частиц НЕ и НИ |
| | 1. | Утвердительные и отрицательные предложения (употребление частиц НЕ и НИ перед сказуемым) |
| | 2. | Усилительная частица НИ |
| | 3. | Двойное отрицание как способ создания утвердительного предложения |
| | 4. | Частицы НЕ и НИ как словообразующие частицы |
| | 5. | Написание частицы НЕ с глаголами |
| | 6. | Написание частицы НЕ с именем существительным |
| | 7. | Написание частицы НЕ с именами прилагательными, образованными от имен существительных |
| | 8. Написание частицы НЕ с полными формами отглагольных прилагательных и причастий |
| | 9. | Написание частицы НЕ с краткими формами отглагольных прилагательных и причастий |
| | 10. | Написание частицы НЕ с прилагательными и причастиями на -мый |
| | 11. | Написание частицы НЕ со словами категории состояния |
| | 12. | Написание частицы НЕ с прилагательными и словами категории состояния, употребленными в форме сравнительной степени |
| | 13. | Написание частицы НЕ с местоимениями и числительными |
| | 14. | Написание частицы НЕ с наречиями и наречными выражениями |
Сказуемое: еще немного о пунктуации |
| Знаки препинания при однородных сказуемых |
| Авторская пунктуация |
| Тире в неполном предложении |
| Осторожно: вводные слова и словосочетания |
| Немного о сочетании глагола-сказуемого и деепричастия |
| Сочетание знаков препинания |
Вместо послесловия |
Ответы к заданиям, выполненным самостоятельно
|
Лермонтовские строки так сильны, выразительны, неповторимы, что
вряд ли можно найти слова, способные передать вызываемое ими
потрясение. Особенно трудно (да и надо ли?) найти эти слова,
когда перед нами стоит довольно "прозаическая" задача: поиски
одного из главных компонентов, организующих предложение, одного
из главных его составляющих – сказуемого, предоставившего
поэту величайшую возможность – словом "жечь сердца людей".
А найти в предложении сказуемое необходимо тому, кто ищет пути
грамотного написания многочисленнейшей армии слов, способных
выступить в этой синтаксической функции, кто ищет закономерности
постановки знаков препинания, сопутствующих в предложении
сказуемому.
В предстоящей беседе на предложенную тему мы с вами постараемся
восстановить в памяти основные правила написания интересующих
нас разрядов слов (в первую очередь, конечно же, те правила,
применение которых на практике вызывает наибольшие затруднения)
и правила постановки знаков препинания, идущих рука об руку
со сказуемым.
В ходе беседы изложение теоретического материала будет, как
правило, сопровождаться упражнениями на "пройденное", часть
из которых потребует от участников беседы умения объяснить
написанное, а часть – самостоятельного выполнения.
Поскольку содержание каждого раздела работы – продолжение
изложенного в предыдущих разделах материала, то только
последовательное знакомство с ним, только системное чтение может
(как нам представляется) привести участников беседы к желаемому
результату.
Выпускница филологического факультета Московского государственного университета
им. М.В.Ломоносова. По окончании университета - преподаватель Московского
издательско-полиграфического техникума имени русского первопечатника Ивана Федорова.
Автор программ, методических указаний и практических заданий по современному русскому
языку в рамках предмета "Вычитка и основы редактирования книг и журналов" (1973, 1985),
программы факультативного курса по предмету "Современный русский язык" (1986), а также
учебного пособия "Трудные случаи написания слов и авторская пунктуация" (1984) для
студентов издательско-полиграфических техникумов, обучающихся по специальности
"Корректирование книг и журналов". Кроме того, Л.И.Чигирь принадлежит разработка
программ для курсов лекций по предметам "Издательская орфография и пунктуация" (1983),
"Издательская орфография и пунктуация и основы практической стилистики" (1986)
и методических рекомендаций по преподаванию предмета "Издательская орфография
и пунктуация" (1989).