URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Радлов Э.Л. Философский словарь логики, психологии, этики, эстетики и истории философии Обложка Радлов Э.Л. Философский словарь логики, психологии, этики, эстетики и истории философии
Id: 241514
599 р.

Философский словарь логики, психологии, этики, эстетики и истории философии Изд. стереотип.

URSS. 2019. 286 с. ISBN 978-5-9710-5671-3.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага

Аннотация

Вниманию читателей предлагается один из первых отечественных философских словарей, составленный известным историком философии Э.Л.Радловым (1854–1928). Являясь редактором отдела философии "Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона" и автором многих статей для этой энциклопедии, Э.Л.Радлов объединил материалы отдела и составил словарь, включающий понятия из основных разделов философии. В словаре даются не только определения философских... (Подробнее)


Предисловие
top

Въ иностранной литературе существуетъ значительное количество философскихъ словарей, пользующихся вполне заслуженною репутацiею: многiе изъ нихъ имеютъ и до настоящаго времени значенiе, несмотря на то, что протекло несколько вековъ со времени ихъ составленiя. Укажу для примера на знаменитые словари Бэля ("Dictionnaire historique et critique", 1696) и Шовена ("Lexicon rationale sive thesaurus philosophicum", 1692). XVIII веку, кроме большой французской энциклопедiи Дидерота и д'Аламбера, принадлежитъ рядъ спецiально философскихъ словарей, какъ, напр., Лоссiуса, Круга и др. Концу XIX века принадлежитъ словарь Ноака, имеющiй спецiально историко-бiографическiй характеръ ("Philosophie-geschichtliches Lexicon. Historisch-biographisches Handwoerterbuch zur Geschichte der Philosophie", Leipzig, 1879), А.Франка ("Dictionnaire des sciences philosophiques", 2 изд., Paris, 1875), посвященный тоже по преимуществу исторiи философiи, и италiанскiй Luigi Stefanoni, "Dizionario filosofico", Milano, 1873–1875. 2 т. Въ этомъ ценномъ во многихъ отношенiяхъ труде авторъ проводитъ своеобразную точку зренiя, изложенную имъ ранее въ "Исторiи суеверiй" ("Storia critica della superstizione"). Наконецъ, въ новейшее время появились въ светъ следующiе словари: 1) J.M.Baldwin, ("Dictionary of philosophy and psychology", New-York, 1901–1902). Этотъ словарь посвященъ, главнымъ образомъ, психологiи и родственнымъ ей наукамъ. Онъ еще не законченъ; долженъ появиться еще третiй томъ, въ которомъ составитель предполагаетъ дать библiографiю философiи. 2) R.Eisler, "Woerterbuch der philosophischen Begriffe", Berlin, 1904. 2-е изданiе. Этотъ словарь, какъ показываетъ заглавiе, посвященъ выясненiю философскихъ терминовъ, причемъ особенность его заключается въ томъ, что составитель стремится не столько къ собственному определенiю понятiй, сколько къ тому, чтобы точными цитатами выяснить, какъ известное понятiе определялось у различныхъ философовъ. Два только-что приведенные словаря весьма объемисты и представляютъ незаменимое пособiе при изученiи психологiи и философiи. Целямъ более элементарнымъ служатъ словари: Kirchuer–Midiaelis, "Woerterbuch der philosophischen Grundbegriffe", 4 изд. Leipzig, 1903, и Е. Goblot "Le vocabulaire philosophise", Paris, 1901. Оба словаря весьма пригодны для первой справки, но для научныхъ целей они, конечно, не пригодны, особенно второй.

На русскомъ языке имеется философскiй лексиконъ, изданный С.Гогоцкимъ, въ 4-хъ томахъ, Кiевъ, 1857–1873. Этотъ словарь посвященъ, главнымъ образомъ, исторiи философiи и составленъ по французскому словарю А.Франка. Составитель изъ своего большого труда сделалъ краткое извлеченiе въ 1875 году и назвалъ его: "Философскiй словарь или краткое объясненiе философскихъ и другихъ научныхъ выраженiй, встречающихся въ исторiи философiи", Кiевъ, 1876. Оба словаря въ продаже не имеются. Въ начале XIX века Галичъ составилъ словарь философскихъ терминовъ и поместилъ его во второмъ томе своей исторiи философiи. Трудъ Галича, для своего времени почтенный, ныне совершенно устарелъ.

Трудность составленiя словаря заключается не только въ характере матерiала, но и въ обилiи его. Выбрать наиболее существенное дело не легкое; между темъ, казалось необходимымъ не ограничиваться однимъ определенiемъ терминовъ, но внести и историческiй матерiалъ, во-первыхъ, потому, что исторiя философiи имеетъ философское значенiе, во-вторыхъ, и потому, что термины вне исторической рамки не всегда понятны и удобоизъяснимы. Историческiй матерiалъ, однако, настолько великъ, что справиться съ нимъ въ объеме, предназначенномъ для сего изданiя, немыслимо; посему приходилось ограничиваться самыми краткими указанiями, При такихъ условiяхъ "Философскiй словарь" можетъ заслужить упрекъ, выраженный во французской пословице: Qui trop embrasse mal etreint. Темъ не менее, словарь можетъ быть не безполезенъ; оценивать его следуетъ, конечно, не по сравненiю съ многотомными иностранными сочиненiями, указанными выше, а по сравненiю съ краткими опытами Гобло, Михаелиса или Гогоцкаго.

Э.Р.

Об авторе
top
photoРадлов Эрнест Леопольдович
Известный отечественный историк философии, литературовед и переводчик. Родился в Петербурге, в семье педагога и этнографа Л. Ф. Радлова. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, слушал лекции в Берлинском и Лейпцигском университетах. Читал курсы лекций по истории философии, логике и психологии в ряде учебных заведений Петербурга. Публиковался во многих отечественных и зарубежных философских журналах. В 1899–1917 гг. — редактор «Журнала министерства народного просвещения». На протяжении многих лет (1880–1899 и 1916–1927) работал в Императорской публичной библиотеке, прошел путь от помощника библиотекаря до заведующего философским отделением. В 1917–1924 гг. — директор библиотеки. В 1920 г. был избран членом-корреспондентом Российской академии наук.

Литературное наследие Э. Л. Радлова (10 книг и более 100 статей) принесло ему репутацию выдающегося знатока и исследователя истории философии. В круг его научных интересов входили античная и средневековая философия, западноевропейская философия XVIII–XIX вв., русская философия, методология и историография философии, этика, логика. Много внимания он уделял переводу философских текстов античных авторов, их истолкованию (Аристотель, Платон, Эмпедокл). В 1887 г. он перевел на русский язык «Этику» Аристотеля. Существенное влияние на него оказали философские идеи Вл. С. Соловьева, с которым он многие годы поддерживал дружеские отношения; творчеству Соловьева посвящен ряд его трудов. Под его редакцией были опубликованы на русском языке «Феноменология духа» Гегеля, сочинения Фихте, Мальбранша и др.