URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Богородицкий В.А. Лекции по общему языковедению
Id: 115758
 
329 руб.

Лекции по общему языковедению. Изд.3

URSS. 2010. 312 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-01450-2.

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается классический курс лекций по общему языковедению, написанный выдающимся отечественным филологом, представителем Казанской лингвистической школы В. А. Богородицким (1857--1941). В книге излагаются основные вопросы, касающиеся предмета языковедения и природы языка, его происхождения и развития, изучения и преподавания языков, истории письма и др.

Автор, стараясь сохранить необходимую научную строгость рассуждений, в то же время стремился к наиболее доступной форме изложения. Поэтому книга может быть рекомендована не только специалистам по общему и сравнительному языкознанию, но и студентам-филологам, а также всем, кто интересуется наукой о языке и ее историей.


 Оглавленiе

 Предисловiе
 Лекцiя 1-ая. Наука о языке и ея положенiе въ кругу историко-культурныхъ наукъ; общая характеристика природы языка; вопросы чистаго и прикладного языковеденiя
 Лекцiя 2-ая. Физiологiя звуковъ речи: главныя части говорильнаго аппарата и функцiя ихъ; акустика звуковъ
 Лекцiя 3-ья. Классификацiя гласныхъ звуковъ. Классификацiя согласныхъ
 Лекцiя 4-ая. Физiологiя произношенiя звукосочетанiй, словъ и фразъ. Экспериментальная фонетика
 Лекцiя 5-ая. Физiологiя произношенiя языковъ французскаго, англiйскаго и немецкаго сравнительно съ русскимъ
 Лекцiя 6-ая. Измененiя звуковъ въ исторiи языковъ: главнейшiя категорiи этихъ измененiй
 Лекцiя 7-ая. Объ основныхъ факторахъ звуковыхъ переменъ и о звуковыхъ законахъ
 Лекцiя 8-ая. Главнейшiя звуковыя соответствiя въ арiо-европейскихъ языкахъ
 Лекцiя 9-ая. Развитiе детской речи. Замечанiя о происхождеиiи человеческаго языка
 Лекцiя 10-ая. Психофизiологiя речи
 Лекцiя 11-ая. Морфологическiй анализъ словъ въ психологическомъ освещенiи
 Лекцiя 12-ая. Основные факторы морфологическаго развитiя языка. Замечанiя по семазiологiи
 Лекцiя 13-ая. Введенiе въ синтаксическое изученiе языка
 Лекцiя 14-ая. Психо-физiологическое изученiе индивидуалъныхъ явленiй речи
 Лекцiя 15-ая. Объ изученiи и преподаванiи родного языка и иностранныхъ
 Лекцiя 16-ая. Дiалектическое развитiе языка. Обзоръ языковъ арiо-европейскаго семейства
 Лекцiя 17-ая. Возсозданiе первобытной арiо-европейской культуры и последующаго ея развитiя
 Лекцiя 18-ая. О возникновенiи и развитiи письменъ; письмо живописное или идеографическое, живописно-фигурное и фонетическое; научно-фонетическая транскрипцiя

 Предисловiе

Выпуская второе изданiе своей книги, я должень сказать, что въ немъ значительно переработанъ отделъ ученiя о звукахъ, такъ какъ именно эта область по моимъ наблюденiямъ труднее всего усваивается учащимися, и я въ виду этого старался придать ей большую отчетливость; ученiе же о звуковыхъ измененiяхъ (стр.78--106) разработано за-ново и дополнено изложенiемъ вопроса о факторахъ этихъ измененiй (стр.107--119); далее, я расширилъ въ книге отделъ библiографiи и, наконецъ, присоединилъ новую лекцiю о письменахъ, где старался въ наиболее крупныхъ штрихахъ очертить ихъ типы и дать общую картину эволюцiи письма. Для изучающихъ по моей книге предметъ общаго языковеденiя считаю долгомъ пояснить, что лекцiя 14-ая, посвященная изследованiю индивидуальныхъ явленiй речи и носящая характеръ монографiи, предназначается лишь для общаго ознакомленiя съ вопросомъ; равнымъ образомъ и отделъ объ акустическихъ заменахъ звуковъ (стр.97--106), изобилующiй примерами, требуетъ лишь уясненiя направленiй въ этихъ заменахъ, при чемъ представляется самому изучающему выбрать изъ ряда однородныхъ примеровъ те, которые покажутся ему более подходящими. Что касается изложенiя, то, какъ и въ первомъ изданiи, я стремился къ наиболее доступной форме, стараясь въ то же время сохранить необходимую научность. Особенностью настоящаго изданiя являются также два указателя -- предметный и указатель словъ, имеющiе целью дать читателю возможность пользоваться моею книгой также и для справокъ. Не смотря на увеличившiйся размеръ книги, я нашелъ возможнымъ сохранить прежнюю цену. Въ заключенiе позволяю себе выразить глубокую благодарность за помощь по обработке настоящаго изданiя лаборанту Экспериментально-фонетическаго кабинета при Казанскомъ университете М.И.Бергъ.

Авторъ.

 Об авторе

Василий Алексеевич БОГОРОДИЦКИЙ (1857--1941)

Выдающийся языковед, методист (русский и татарский языки), член-корреспондент АН СССР. Родился в 1857 г. Окончил курс на историко-филологическом факультете Казанского университета в 1880 г. Ученик И.А.Бодуэна де Куртенэ, один из представителей казанской лингвистической школы. Состоял профессором сравнительного языковедения в Казанском университете, при котором в 1880-х гг. создал первую в России экспериментально-фонетическую лабораторию. Разработал методическую систему преподавания русского языка в татарской школе, модель обучения правописанию.

В.А.Богородицкий добился блестящих успехов в области общего языкознания, фонетики, сравнительно-исторической грамматики индоевропейских языков и русского языка, тюркского языкознания. Среди его трудов известны следующие: "Курс сравнительной грамматики индоевропейских языков" (1890), "Из чтений по сравнительной грамматике арио-европейских языков" (1895--1908), "Общий курс русской грамматики" (1911), "Лекции по общему языковедению" (1911--1912).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце