URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Лабриола А. Исторический материализм: Очерки материалистического понимания истории. Пер. с итал.
Id: 115666
 
219 руб.

Исторический материализм: Очерки материалистического понимания истории. Пер. с итал. Изд.3

URSS. 2010. 192 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-382-01236-0.

 Аннотация

Настоящая книга, автор которой --- известный итальянский философ-марксист Антонио Лабриола (1843--1904), содержит две его работы, составляющие по существу одно целое. В первой работе показано, каким образом материалистическая концепция истории зародилась именно в данных исторических условиях, как завоевание мысли, сделанное под неотвратимым влиянием нарождающегося нового мира. Во второй работе изложены взгляды автора на исторический материализм. В приложении дается "Манифест Коммунистической партии" --- первый программный документ, содержащий основные идеи марксизма.

Для философов, историков, обществоведов и всех заинтересованных читателей.


 Оглавление

I. Предисловие ко 2-му русскому изданию
II. Статья первая: Памяти "Манифеста Коммунистической Партии"
III. Статья вторая: Исторический материализм
IV. Приложения:
 1)Манифест Коммунистической Партии
 2)Примечания

 Предисловие ко 2-му русскому изданию

Настоящая книга состоит из двух статей, в которых взгляды автора на исторический материализм изложены с наибольшей отчетливостью и глубиной. Недаром, ведь, такой скупой на похвалы и строгий критик, как Г.В.Плеханов, в предисловии к русскому изданию "Манифеста Коммунистической Партии" (1900 г.) назвал "прекрасной" статью А.Лабриолы "In memoria del Manifesto dei Communisti", составляющую первую часть предлагаемой читателям книги, и "умной" -- его книгу "Del materialismo storico" (по-французски -- "Essais sur la conception materialiste de I'histoire"), составляющую вторую часть настоящего издания. (См. Каменский: "Новое Слово", сентябрь 1897 г., или Г.В.Плеханов: "Сочинения", т.VIII, изд. Института К.Маркса и Ф.Энгельса, Госиздат, 1923 г.).

Обе вошедшие в настоящее издание статьи не случайно объединены в одной книге. Лабриола сам указывает на связь, существующую между обеими статьями. Он говорит, что его очерк "Памяти Манифеста Коммунистической Партии" является необходимым вступлением к пониманию всего дальнейшего. "Показать, каким образом материалистическая концепция истории зародилась именно в данных условиях, не как личное и спорное мнение двух писателей, а как новое завоевание мысли, сделанное под неотвратимым влиянием нарождающегося нового мира, т. е. пролетарской революции, -- вот задача моего первого очерка", говорит он. Таким образом, и по мнению автора и по существу дела, обе статьи составляют одно целое. Без первой, -- вторая требовала бы дополнений.

Антонио Лабриола умер на 61-м году жизни (1843--1904). Он является теоретическим отцом итальянского революционного рабочего движения. Началом последнего можно считать 1892 год, конгресс в Генуе. На долю ортодоксальных итальянских марксистов выпала тяжелая задача. Конгресс 1892 г. выявил невероятное "смешение языков". На нем было представлено множество партий с самыми разнообразными программами и без программ. Патриархальные рабочие союзы, мелкобуржуазные кассы взаимопомощи, буржуазные республиканцы и мадзинисты, анархисты и социалисты, и многие другие вкупе являли собою вавилонское столпотворение. Необходимо было вылущить из этой массы здоровое пролетарское зерно, отобрать пригодный интеллигентский молодняк и направить этот революционный пролетарский авангард, с идущими до конца попутчиками, на путь чисто классовой организации и борьбы. Антонио Лабриола был тем единственным человеком, которому по плечу была эта задача, -- недаром Маркс и Энгельс признавали в нем своего ученика. Ортодоксальными марксистами, кроме него, можно было считать еще только нашу соотечественницу Анну Кулишеву, жену молодого еще в то время Филиппа Турати. Когда последний, под влиянием жены, стал тоже марксистом, то образовалась та тройка, которая насадила марксизм на итальянской почве. 90-е годы дали широкий размах марксистской литературе. Однако движение шло не вглубь, а вширь. Появилось множество крупных и мелких групп марксистов в кавычках, -- пустоцвета. Несмотря на то, что, после русской и немецкой, итальянская марксистская литература является наиболее обширной, за пределами Италии рабочие знают только одного итальянского ортодоксального марксиста -- Антонио Лабриолу.

Антонио Лабриола оставил после себя мало печатных трудов. Кроме его ранних работ (главные: "Нравственность и религия" -- 1873 г. и "Беседы о философии истории" -- 1888 г.) и двух отмеченных выше, из которых первая вышла вторым изданием в 1895 г., а вторая -- в 1896 г. (переведена впервые на русский язык в 1898 г.), Антонио Лабриола в 1898 г; выпустил книжку "Discorrendo di socialismo e di filosofia", в 1899 г. напечатал в "Rivista Italiana di sociologia", №3, статью против Массарика и в "Mouvement socialiste", от 1 мая 1899 г. №8, статью против Бернштейна, с которой солидаризируется К.Каутский (см. К.Каутский: "Бернштейн и социал-демократическая программа", предисловие). Наконец, вскоре после смерти Антонио Лабриолы, в 1904 г. напечатана была его речь, произнесенная им 20 июня 1899 г. в римском "Рабочем кружке общественных наук" и переведенная на русский язык А.П.Колтоновским (Антонио Лабриола: "О социализме", изд. "Луч", СПБ., 1906 г.).

При чтении настоящей книги необходимо иметь в виду нижеследующее:

"Памяти Манифеста Коммунистической Партии" не столько является введением в изучение Манифеста, как думает тов. Рязанов (Предисловие к первому изданию "Коммунистического Манифеста" с введением и примечаниями Д.Рязанова, Инст. К.Маркса и Ф.Энгельса, Госиздат, 1923 г.), сколько, как это следует и из вышеприведенных слов самого Лабриолы, введением в изучение исторического материализма, хотя до появления прекрасной работы тов. Рязанова названной статьей и пользовались для первой цели. Не являясь введением в изучение Коммунистического Манифеста, она, без основательного знакомства как с самим Манифестом, так и с комментарием тов. Рязанова, не может быть вполне освоена, тем более, что, по правильному замечанию тов. Рязанова, она, по сжатости и отвлеченности, местами очень трудна для понимания.

Вторую статью, "Исторический материализм", значительно легче читать после ознакомления с отмеченной выше рецензией Плеханова, помещенной в VIII томе его сочинений (Г.В.Плеханов: "Сочинения", т.VIII, изд. Инст. К.Маркса и Ф.Энгельса, Госиздат, 1923 г., стр.239--270). В первых пяти главах рецензии Плеханов точно излагает взгляды Антонио Лабриолы. Это значительно облегчает чтение "Исторического материализма", статьи, написанной так же сжато и мало популярно, как и первая из предлагаемых читателям. Последним объясняется также и то, что настоящий перевод сделан не с итальянского, а с французского, обработанного Ж.Сорелем, издания. Хотя г.В.Плеханов и находит его тяжелым и местами прямо неудачным, однако и он говорит, что мысли Лабриолы все же вполне понятны и в этой, несколько тяжеловесной, передаче. Последнее замечание Плеханова, с одной стороны, и обработка Ж.Сорелем итальянского текста в сторону его популяризации, с другой, побудили переводчика настоящего издания остановиться на французском тексте.

Но рецензия Плеханова не является только переложением статьи Лабриолы. Плеханов указывает, что хотя он и совершенно согласен с тем, что говорит Лабриола, но местами взгляды последнего вызвали в нем некоторые сомнения, по поводу которых им и сделаны замечания во второй части рецензии (с VI главы до конца). Сличение замечаний Плеханова с соответствующими местами настоящей работы послужит более плодотворному и глубокому проникновению в проблемы, выяснению которых посвящена статья Лабриолы.

В заключение нелишне отметить, что одинаковые начальные буквы имен служат иногда причиной смешения ортодоксального марксиста Антонио Лабриолы с синдикалистом Артуро Лабриолой. Достаточно вспомнить хотя бы статью Плеханова о последнем "От оборони к нападению", чтобы увидеть, что смешение этих двух писателей так же недопустимо, как недопустимо смешивать коммунистов с современными социал-демократами.

Э.Эссен.

 Об авторе

Антонио ЛАБРИОЛА (1843--1904)

Известный итальянский философ, теоретик и пропагандист марксизма. Родился в городе Кассино. Окончил Неаполитанский университет. С 1871 г. приват-доцент по истории философии в этом университете; с 1874 г. профессор практической философии и педагогики Римского университета, в котором читал лекции по философии, философии истории и педагогике. Познакомившись с трудами К.Маркса, к началу 1890-х гг. перешел с позиций левого гегельянства на позиции марксизма. С 1890 г. вел переписку с Ф.Энгельсом, К.Каутским, Э.Бернштейном, Ж.Сорелем. Участвовал в итальянском и международном рабочем движении, был главным организатором майских демонстраций 1891 г. в Риме. Содействовал основанию Итальянской социалистической партии (1892). В последние годы жизни был вовлечен в активные дискуссии по поводу наследия Маркса, его влияния на философию и политическую стратегию.

В своих работах А.Лабриола рассматривал обширный круг вопросов, связанных в основном с историческим материализмом. В их число входили: проблемы определяющего фактора в историческом развитии; роль народных масс и личности в истории; закономерности развития буржуазного общества; проблемы государства и революции и др. Основные положения исторического материализма он рассматривал в тесной связи с историей развития классовой борьбы, с критикой буржуазных теорий и мелкобуржуазных течений в социализме. Работы по историческому материализму сделали А.Лабриолу одним из самых значительных европейских теоретиков марксизма того времени; его идейное наследие способствовало дальнейшему развитию итальянской марксистской мысли Антонио Грамши, Пальмиро Тольятти и другими деятелями итальянской компартии.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце