URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Гёффдинг Г. Очерки психологии, основанной на опыте. Пер. с нем. Обложка Гёффдинг Г. Очерки психологии, основанной на опыте. Пер. с нем.
Id: 115574
549 р.

Очерки психологии, основанной на опыте.
Пер. с нем. Изд. 5

URSS. 2010. 352 с. ISBN 978-5-397-01443-4. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 5-.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Вниманию читателя предлагается книга известного датского психолога и философа Гаральда Гёффдинга (1843–1931), представляющая собой фундаментальный классический труд по психологии. В начале книги автор излагает предмет и метод психологии, определяет ее отношение к различным разделам философии. Далее исследуются проблемы отношения души и тела, сознательного и бессознательного; три большие главы посвящены трем родам психологических явлений,... (Подробнее)


Содержанiе
top
Предисловiе къ русскому изданiю
I.Предметъ и методъ психологiи
II.Душа и тело
III.Сознательное и безсознательное
IV.Подразделенiе психологическихъ элементовъ
V.Психологiя познанiя
 А.Ощущенiе
 В.Представленiе
 С.Воспрiятiе времени и пространства
VI.Психологiя чувства
 А.Чувство и чувственное ощущенiе
 В.Чувство и представленiе
 С.Эгоистичсское и симпатическое чувство
 D.Физiологiя и бiологiя чувства
 Е.Законъ отношенiя въ примененiи къ чувствованiям
 F.Влiянiе чувства на познанiе
VII.Психологiя воли
 А.Первоначальность воли
 В.Воля и другiе элементы сознанiя
 С.Индивидуальный характеръ
Указатель

Предисловiе къ русскому изданiю
top

Последнее немецкое изданiе книги Гефдинга (1901 г.) содержитъ въ себе весьма много переменъ сравнительно съ изданiемъ 1893 г. Все эти перемены входятъ въ новое русское изданiе.

Для техъ, кто полъзуется "Очерками" Гефдинга, не безполезно иметь въ виду, что 1-ое русское изданiе (1892 г.) соответствуетъ 1-му немецкому изданiю (1887 г.), 2-е и 3-е – 2-му немецкому и, наконецъ, 4-ое – 3-му немецкому. Каждое немецкое изданiе подвергалось значительнымъ измененiямъ и дополненiямъ.

Iюль 1904 г.

Из главы I. Предметъ и методъ психологiи
top

1. Психологiя есть наука о душе, это – самое краткое определенiе, которое мы можемъ дать предмету нашихъ настоящихъ изследованiй. Но это только предварительное определенiе, вовсе не дающее яснаго и точнаго понятiя. Тутъ мы только противополагаемъ психологiю, какъ ученiе о томъ, что ощущаетъ, воспринимаетъ, думаетъ, чувствуетъ и хочетъ, физике, какъ ученiю о томъ, что движется въ пространстве и наполняетъ его. Ощущенiя, воспрiятiя, мысли, чувствованiя и проявленiя воли мы называемъ одинаково явленiями сознанiя; все, что имеетъ протяженность, заполняетъ пространство и движется въ немъ, мы называемъ матерiальными явленiями. Явленiе – это то, что можетъ быть предметомъ опыта. Такь какъ опытъ состоитъ изъ ощущенiя, воспрiятiя и мышленiя, то мы знаемъ матерiальныя явленiя только при помощи явленiй сознанiя. Само знанiе есть явленiе сознанiя. Между темъ физика не входитъ въ разсмотренiе того, какимъ образомъ существуютъ для насъ матерiальныя явленiя; она старается лишь описать и объяснить ихъ. Итакъ, противоположность между психологiей и физикой касается лишь содержанiя нашего опыта; это содержанiе состоитъ частью изъ явленiй сознанiя, частью изъ матерiальныхъ явленiй. Эти две области и заключаютъ въ себе все, что можетъ быть предметомъ человеческой пытливости. Психологiя точно такъ же не обязана начинать съ объясненiя, что такое душа, какъ физика – съ объясненiя, что такое матерiя. Въ этомъ общемъ указанiи на предметъ психологiи не заключается также никакого предположенiя о томъ, существуетъ ли душа, какъ самостоятельное, отличное отъ матерiи, существо, или не существуетъ. Мы заботимся только о томъ, чтобы установить психологiю, какъ чисто опытную науку, и резко отделить действительно данное отъ гипотезъ, которыми мы пользуемся для того, чтобы это данное привести въ порядокъ и сделать доступнымъ пониманiю.

Но, исходя изъ того, что душевныя явленiя имеютъ известные признаки, которыми они отличаются отъ телесныхъ, мы уже предполагаемъ познанiе, которое явилось только на известной ступени умственнаго развитiя, и про которое еще и теперь нельзя сказать, что оно вполне установлено. Можно ярче осветить предметъ психологiи, если привести несколько чертъ для характеристики пути и способа, какимъ развилось представленiе о душе въ человеческомъ роде, и какимъ оно развивается въ каждой отдельной особи.

2. Съ духовнымъ зренiемъ происходитъ то же, что и съ телеснымъ: на первыхъ порахъ оно направлено на внешнее. Глазъ воспринимаетъ внешнiе предметы, ихъ цвета и формы, и только искусственно, окольнымъ путемъ онъ знакомится съ самимъ собой и темъ, что находится внутри его. Что же касается самихъ внешнихъ предметовъ, то глазъ по своей природе устроенъ такъ, чтобы видеть более отдаленный пунктъ, захватить самое большое поле зренiя. Ощущая некоторое напряженiе, когда глазъ приспособляется къ ближайшимъ предметамъ, мы испытываемъ чувство облегченiя и покоя, когда переносимъ взглядъ съ близкаго на далекое. Точно такъ же и внешнiе предметы занимаютъ насъ гораздо ранее, чемъ мы начинаемъ думать о самомъ ощущенiи, воспрiятiи, мышленiи, благодаря которымъ только и существуютъ для насъ внешнiе предметы. Наша непосредственная, естественная жизнь протекаетъ въ деятельности чувственнаго воспрiятiя и фантазiи, а не въ субъективномъ размышленiи. Человекъ – практикъ прежде, чемъ делается теоретикомъ. Его наслажденiе и страданiе связано съ темъ условiемъ, что онъ изъ-за внешняго мiра можетъ забывать себя. Наблюденiя надъ жизнью животныхъ и людей, надъ внешнимъ видомъ растенiй и плодовъ, надъ движенiемъ небесныхъ телъ и т.д. гораздо важнее въ первичной борьбе за существованiе, чемъ наблюденiя надъ самимъ собой. Только на более высокой ступени культуры ощущается потребность въ самопознанiи, такъ что можетъ быть поставлена заповедь: познай самого себя! и этимъ открывается прямая дорога къ психологическому изследованiю.

...


Об авторе
top
photoГёффдинг Гаральд
Известный датский психолог и философ. Родился в Копенгагене. Там же получил образование, работал учителем в школе. С 1883 г. профессор Копенгагенского университета. В 1915 г. оставил преподавательскую деятельность. В своих философских трудах опирался на идеи Канта, Шопенгауэра, Гегеля. Выделял три периода развития философского сознания (анимизм, платонизм, позитивизм) и пытался соединить принципы эмпиризма и позитивизма с основными положениями критической философии Канта. Трактовал сознание как высшую форму биологического развития и предполагал, что свойства отдельных психологических элементов определяются совокупностью связей и отношений, в которые они включены. Ему принадлежит методологическая установка (процесс обработки информации о стимуле, предшествующий его распознаванию), получившая наименование шага Гёффдинга. Кроме того, он был автором учебника по психологии, работ по истории философии, этике, философии религии и др.