URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Ленин В.И. МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ: Критические заметки об одной реакционной философии
Id: 115154
 
375 руб.

МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ: Критические заметки об одной реакционной философии. Изд.2

URSS. 2010. 376 с. Мягкая обложкаISBN 978-5-382-01229-2.

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается главный философский труд В. И. Ленина, написанный им в феврале--октябре 1908 г. и опубликованный в мае 1909 г. В нем автор подверг всесторонней критике субъективно-идеалистическую философию эмпириокритицизма и философский ревизионизм; показал неразрывное единство диалектического и исторического материализма; развил основные положения исторического материализма, прежде всего --- положение об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию; рассмотрел с позиций диалектического материализма такие философские проблемы естествознания, как вопрос о качественном многообразии материи и форм ее движения, принцип причинности, вопрос об объективной реальности пространства и времени как основных форм существования материи и другие.

Для философов, историков, обществоведов, всех заинтересованных читателей.


 Содержание

Предисловие к первому изданию
Предисловие ко второму изданию
Вместо введения. Как некоторые "марксисты" опровергали материализм в 1908 году и некоторые идеалисты в 1710 году
Глава I. Tеория дознания эмпириокритицизма и диалектического материализма. I
 1. Ощущения и комплексы ощущений
 2. "Открытие элементов мира"
 3. Принципиальная координация и "наивный реализм"
 4. Существовала ли природа до человека?
 5. Мыслит ли человек при помощи мозга?
 6. О солипсизме Маха и Авенариуса
Глава II. Теория познания эмпириокритицизма и диалектического материализма. II
 1. "Вещь в себе", или В.Чернов опровергает Фр.Энгельса
 2. О "трансцензусе", или В.Базаров "обрабатывает" Энгельса
 3. Л. Фейербах и И.Дицген о вещи в себе
 4. Существует ли объективная истина?
 5. Абсолютная и относительная истина, или об эклектицизме Энгельса, открытом А.Богдановым
 6. Критерий практики в теории познания
Глава III. Теория познания диалектического материализма и эмпириокритицизма. III
 1. Что такое материя? Что такое опыт?
 2. Ошибка Плеханова относительно понятия "опыт"
 3. О причинности и необходимости в природе
 4. "Принцип экономии мышления" и вопрос о "единстве мира"
 5. Пространство и время
 6. Свобода и необходимость
Глава IV. Философские идеалисты, как соратники и преемники эмпириокритицизма
 1. Критика кантианства слева и справа
 2. О том, как "эмпириосимволист" Юшкевич посмеялся над "эмпириокритиком" Черновым
 3. Имманенты, как соратники Маха и Авенариуса
 4. Куда растет эмпириокритицизм?
 5. "Эмпириомонизм" А.Богданова
 6. "Теория символов" (или иероглифов) и критика Гельмгольца
 7. О двоякой критике Дюринга
 8. Как мог И.Дицген понравиться реакционным философам?
Глава V. Новейшая революция в естествознании и философский идеализм
 1. Кризис современной физики
 2. "Материя исчезла"
 3. Мыслимо ли движение без материи?
 4. Два направления в современной физике и английский спиритуализм
 5. Два направления в современной физике и немецкий идеализм
 6. Два направления в современной физике и французский фидеизм
 7. Русский "физик-идеалист"
 8. Сущность и значение "физического" идеализма
Глава VI. Эмпириокритицизм и исторический материализм
 1. Экскурсии немецких эмпириокритиков в область общественных наук
 2. Как Богданов исправляет и "развивает" Маркса
 3. О суворовских "основаниях социальной философии"
 4. Партии в философии и философские безголовцы
 5. Эрнст Геккель и Эрнст Мах
Заключение
Добавление к § 1-му главы IV. С какой стороны подходил Н.Г.Чернышевский к критике кантианства?
Примечания

 Предисловие к первому изданию

Целый ряд писателей, желающих быть марксистами, предприняли у нас в текущем году настоящий поход против философии марксизма. Менее чем за полгода вышло в свет четыре книги, посвященные главным образом и почти всецело нападкам на диалектический материализм. Сюда относятся прежде всего "Очерки по (? надо было сказать: против) философии марксизма", СПБ., 1908, сборник статей Базарова, Богданова, Луначарского, Бермана, Гельфонда, Юшкевича, Суворова; затем книги: Юшкевича -- "Материализм и критический реализм", Бермана -- "Диалектика в свете современной теории познания", Валентинова -- "Философские построения марксизма".

Все эти лица не могут не знать, что Маркс и Энгельс десятки раз называли свои философские взгляды диалектическим материализмом. И все эти лица, объединенные -- несмотря на резкие различия политических взглядов -- враждой против диалектического материализма, претендуют в то же время на то, что они в философии марксисты! Энгельсовская диалектика есть "мистика", -- говорит Бермап. Взгляды Энгельса "устарели", -- мимоходом, как нечто само собою разумеющееся, бросает Базаров, -- материализм оказывается опровергнутым нашими смелыми воинами, которые гордо ссылаются на "современную теорию познания", на "новейшую философию" (или "новейший позитивизм"), на "философию современного естествознания" или даже "философию естествознания XX века". Опираясь на все эти якобы новейшие учения, наши истребители диалектического материализма безбоязненно договариваются до прямого фидеизма (у Луначарского всего яснее, но вовсе не у него одного!), но у них сразу пропадает всякая смелость, всякое уважение к своим собственным убеждениям, когда дело доходит до прямого определения своих отношений к Марксу и Энгельсу. На деле -- полное отречение от диалектического материализма, т.е. от марксизма. На словах -- бесконечные увертки, попытки обойти суть вопроса, прикрыть свое отступление, поставить на место материализма вообще кого-нибудь одного из материалистов, решительный отказ от прямого разбора бесчисленных материалистических заявлений Маркса и Энгельса. Это -- настоящий "бунт на коленях", по справедливому выражению одного марксиста. Это -- типичный философский ревизионизм, ибо только ревизионисты приобрели себе печальную славу своим отступлением от основных воззрений марксизма и своей боязнью или своей неспособностью открыто, прямо, решительно и ясно "рассчитаться" с покинутыми взглядами. Когда ортодоксам случалось выступать против устаревших воззрений Маркса (например, Мерингу против некоторых исторических положений), -- это делалось всегда с такой определенностью и обстоятельностью, что никто никогда не находил в подобных литературных выступлениях ничего двусмысленного.

Впрочем, в "Очерках "по" философии марксизма" есть одна фраза, похожая на правду. Это -- фраза Луначарского: "может быть, мы" (т.е., очевидно, все сотрудники "Очерков") "заблуждаемся, но ищем" (стр.161). Что первая половина этой фразы содержит абсолютную, а вторая -- относительную истину, это я постараюсь со всей обстоятельностью показать в предлагаемой вниманию читателя книге. Теперь же замечу только, что если бы наши философы говорили не от имени марксизма, а от вмени нескольких "ищущих" марксистов, то они проявили бы больше уважения и к себе самим и к марксизму.

Что касается до меня, то я тоже -- "ищущий" в философии. Именно: в настоящих заметках я поставил себе задачей разыскать, на чем свихнулись люди, преподносящие под видом марксизма нечто невероятно сбивчивое, путаное и реакционное.

Автор
Сентябрь 1908 года.

 Предисловие ко второму изданию

Настоящее издание, кроме отдельных исправлений текста, не отличается от предыдущего. Я надеюсь, что оно будет небесполезно, независимо от полемики с русскими "махистами", как пособие для ознакомления с философией марксизма, диалектическим материализмом, а равно с философскими выводами из новейших открытий естествознания. Что касается до последних произведений А.А.Богданова, с которыми я не имел возможности ознакомиться, то помещаемая ниже статья тов. В.И.Невского дает необходимые указания. Тов. В.И.Невский, работая не только как пропагандист вообще, но и как деятель партийной школы в особенности, имел полную возможность убедиться в том, что под видом "пролетарской культуры" проводятся А.А.Богдановым буржуазные и реакционные воззрения.

Н.Ленин
2 сентября 1920 года.

 Об авторе

Владимир Ильич ЛЕНИН (Ульянов) (1870--1924)

Основатель советского государства, лидер Великой Октябрьской социалистической революции, глава советского правительства. Родился в Симбирске (ныне Ульяновск), в семье директора народных училищ. В 1891 г. сдал экзамены за полный курс юридического факультета Санкт-Петербургского университета. В 1895 г. участвовал в создании "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". В 1900 г. выехал за границу и вместе с Г.В.Плехановым начал издание газеты "Искра". На 2-м съезде РСДРП (1903) возглавил партию большевиков. В апреле 1917 г., приехав в Петроград, выдвинул курс на победу социалистической революции. Возглавил руководство Октябрьским восстанием в Петрограде. На 2-м Всероссийском съезде Советов избран Председателем Совета народных комиссаров.

В.И.Ленин рано стал приверженцем идей К.Маркса и Ф.Энгельса и стремился применить их к решению проблем общественного развития России. Придя к выводу о вступлении России на путь капитализма, он обосновал необходимость буржуазно-демократической революции и ее перерастания в социалистическую революцию. Занимая крайне левый фланг в европейском социал-демократическом движении, В.И.Ленин пришел к выводу, что капитализм вступил в последнюю стадию своего развития -- империализм и передовые страны Европы созрели для мировой социалистической революции. Он отстаивал курс на установление диктатуры пролетариата как орудия построения социализма и коммунизма, но острый кризис в России и не оправдавшиеся надежды на революцию в Европе привели его к признанию необходимости перехода к новой экономической политике. Являясь политиком мирового масштаба, В.И.Ленин во многом определил вектор развития всемирной истории XX века.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце