URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Шурц Г. История первобытной культуры. Т.1: Основы культуры. Общество. Хозяйство. Пер. с нем.
Id: 114948
 
449 руб.

История первобытной культуры. Т.1: Основы культуры. Общество. Хозяйство. Пер. с нем. Т.1. Изд.2

URSS. 2010. 424 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-396-00234-0.

 Аннотация

Вниманию читателя предлагается книга известного немецкого этнографа Генриха Шурца (1863--1903), ставшая одним из самых популярных исследований по этнографии в России. Автор детально изучает основные стороны духовной и материальной культуры человечества, уделяя особое внимание этническому своеобразию конкретных культурных типов. Сложные общечеловеческие и этнические процессы и явления иллюстрируются интересными примерами из жизни народов, освоивших различные уголки мира и находящихся на самых разных уровнях развития.

В настоящем издании, представляющем собой первый том книги, поднимаются серьезные проблемы, связанные с основами человеческой культуры, --- пространственно-временные отношения, прогресс и регресс, различия между первобытными и культурными народами; исследуются роль зарождения государства в общественном развитии, задачи и формы хозяйства. Второй том книги, посвященный эволюции материальной и духовной культуры, выходит одновременно с первым в нашем издательстве.

Книга написана ярким, доступным языком и содержит большое количество иллюстраций. Она будет интересна этнографам, историкам, культурологам, обществоведам, а также широкому кругу читателей.


 Оглавленiе

Предисловiе
Введенiе

I. Основы культуры

 1.Условiя времени и пространства
 2.Прогрессъ культуры
 3.Дикiе и культурные народы
 4.Движенiе назадъ и упадокъ

II. Общество

 1.Начало общества
 2.Соцiальныя наслоенiя
 3.Начатки государства
 4.Нравы и обычаи

III. Хозяйство

 1.Начатки и задачи человеческаго хозяйства
 2.Хозяйственныя формы
 3.Культурныя растенiя и домашнiя животныя
 4.Ремесла и торговля

 Предисловiе

Человечество, какъ своеобразная группа живыхъ существъ, населяющихъ землю въ продолженiе тысячелетiй, немыслимо безъ духовнаго наследiя, собраннаго безчисленными поколенiями и проявляющагося въ каждомъ изъ насъ, -- оно немыслимо безъ культуры. Благодаря культуре которая должна считаться результатомъ умственной работы, человекъ выделяется изъ ряда остальныхъ существъ: онъ отвечаетъ на влiянiе окружающей обстановки и на опасности существованiя уже не безсознательнымъ измененiемъ и приспособленiемъ своего тела, а оружiемъ, орудiями и утварью, которыя онъ изобретаетъ, нравами и обычаями, которые можно разсматривать, какъ ставшее уже механическимъ реаагированiе общественнаго организма, -- наконецъ, опытомъ и знанiями, которые мало-по-малу накопляются въ неизмеримыя сокровища познанiя. Можно сказать, что для человека законы подбора и приспособленiя существуютъ почти только еще въ умственной области. Мало того, самая работа культуры положила пределъ измененiямъ въ органахъ и строенiи тела. Различiя расъ еще теперь указываютъ на то, какъ значительны были когда-то эти измененiя основного типа. Но съ возникновенiемъ того, что мы называемъ культурой, измененiя эти прекратились, и новыя расы образуются въ настоящее время только путемъ смешенiя существующихъ типовъ, которые въ общемъ почти не теряютъ своихъ главныхъ чертъ. Что-же касается небольшихъ, вызванныхъ климатическими влiянiями, измененiй, то они почти не имеютъ значенiя. Кто хочетъ изучить исторiю той или другой породы животныхъ, долженъ проследить ея органическiя измененiя; кто-же стремится понять человечество, долженъ прежде всего обратить вниманiе на развитiе культуры.

Во всехъ главныхъ отрасляхъ науки замечается одно и то же явленiе: сначала разрабатываются отдельныя части, на которыя, болыпей частью изъ практическихъ соображенiй, и обращается наибольшее вниманiе; затемъ, постепенно, это вниманiе распространяется и на другiя части, и лишь гораздо позже, могутъ съ надеждой на успехъ быть начаты попытки собрать все въ одно болыпое и гармоническое целое. И наука о человеке, поскольку она пытается обнять умственную и нравственную сторону его существа, другими словами, изученiе культуры, должно было идти темъ же путемъ. Законы и правовыя нормы появились задолго до того, какъ стали размышлять о сущности права, или впервые положили основанiе охватывающей все человечество науке о праве; теологiя существовала, когда еще и речи не было о сравнительномъ изученiи религiй, а по эстетике были изданы многочисленныя сочиненiя раньше, чемъ стали считать достойными вниманiя начатки искусства, о которыхъ свидетельствуютъ доисторическiя находки и произведенiя первобытныхъ народовъ. Мы во многихъ отношенiяхъ находимся еще въ стадiи такого перехода отъ ценныхъ, но одностороннихъ единичныхъ изследованiй къ всесвязующей науке о культуре, мы окружены еще развалинами стараго и лесами воздвигающихся новыхъ зданiй. Всюду замечается стремленiе найти более широкое основанiе для отдельнымъ отраслей знанiя, основанiе, которое имъ можетъ дать только изученiе, съ одной стороны, древнихъ культуръ и доисторическихъ остатковъ, съ другой стороны -- всего живущаго человечества. На ряду съ вопросомъ, прежде стоявшимъ на первомъ месте во всехъ умозрительныхъ наукахъ: "какъ это должно быть?" теперь все настоятельнее требуетъ ответа другой вопросъ: "какъ это произошло?" Естественныя науки давно доказали, какое безчисленное множество новыхъ перспективъ открывается, если серьезно подойти къ вопросу о развитiи и его движущихъ силахъ. Умозрительныя науки лишь медленно и нерешительно следовали этому образцу и, быть можетъ, благодаря ихъ слишкомъ осторожному движенiю впередъ, естественно-научная работа способствовала временной победе безотраднаго механическаго воззренiя на мiръ. Правда, воззренiе это не обладало особенной жизнеспособностью. Естественныя науки все таки должны быть восполнены столь же ценнымъ изученiемъ человеческаго духа; безъ того оне рискуютъ стать излишне-трезвыми. Съ другой стороны, изученiе духовной жизни человечества, отъ которой зависятъ, конечно и все плоды матерiальной культуры, отныне немыслимо безъ естественно-научнаго метода. Исторiя первобытной культуры, стремящаяся разрешить свою задачу въ этомъ двоякомъ смысле, есть требованiе нашего времени.

Предлагаемый трудъ стремится дать картину, охватывающую все начатки культуры и не пренебрегающую ни одной стороной культурной жизни въ пользу другихъ. Отдельныя части этого труда, конечно, не могутъ быть, равноценны, ибо, въ то время, какъ некоторыя отрасли знанiя уже прекрасно разработаны, въ другихъ приходится все строить почти съ самаго основанiя, рискуя темъ самымъ впасть въ односторонность, такъ какъ въ такихъ случаяхъ недостаетъ данныхъ для крайне необходимаго согласованiя взглядовъ и теорiй. Можно спорить и о названiи книги; не легко найти короткое и меткое определенiе для науки собирательницы, выступающей впервые.

Генрихъ Шурцъ.
Бременъ, декабрь 1900 г.

 Об авторе

Генрих ШУРЦ (1863--1903)

Известный немецкий этнограф. Родился в Цвиккау (Саксония). Учился в Лейпцигском университете; ученик выдающегося немецкого географа, основателя антропогеографии и геополитики Фридриха Ратцеля. С 1893 г. возглавлял этнографический отдел Бременского музея естественной истории. Исследовал этнографию Северной Африки, Испании, Малой Азии. Занимался вопросами общей этнографии (происхождение денег, одежды, пищевых запретов, орнамента и др.). Ввел в науку проблему роли мужских союзов в родоплеменном обществе. В книге "Возрастные классы и мужские союзы" (1902), опираясь на обширный эмпирический материал из жизни нескольких африканских, одного индийского и четырех североамериканских народов, пришел к выводу, что возрастные классы -- древнейший тип социальной организации, основанный, с одной стороны, на общности возрастных переживаний и антагонизме поколений, а с другой -- на противоположности полов. Но наибольшую известность имела его книга "История первобытной культуры" (1900), ставшая одним из самых популярных исследований по этнографии в России.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце