URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Чухлеб С.Н., Краснянский Д.Е. Цивилизационные парадигмы РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ: Социально-философский очерк Обложка Чухлеб С.Н., Краснянский Д.Е. Цивилизационные парадигмы РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ: Социально-философский очерк
Id: 114364
349 р.

Цивилизационные парадигмы РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ:
Социально-философский очерк. Изд. 2

URSS. 2010. 160 с. ISBN 978-5-354-01341-8.
Типографская бумага

Аннотация

Настоящая книга, представляющая собой социально-философский очерк истории России, поможет читателю лучше понять логику российской истории и преодолеть ходячие мифы и штампы относительно нее. Авторы --- профессиональные социальные теоретики --- убедительно демонстрируют, что проблемы и реалии, с которыми Россия столкнулась в XX–XXI вв., неслучайны и укладываются в общую логику российской цивилизации. В книге предложено оригинальное... (Подробнее)


Оглавление
top
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ РЕФОРМИРОВАННОГО МАРКСИЗМА
 § 1.Материалистическое понимание истории
 § 2.Эпоха социальных революций
 § 3.Становление Современности
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ
РУСЬ
 § 1.Киевская Русь
 § 2.Удельная Русь
ЧЕТЫРЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЕКТА РОССИИ
 § 1.Первый проект. Поместный политаризм
 § 2.Второй проект. Трансформация поместного политаризма
 § 3.Третий проект. Демонтаж поместного политаризма
 § 4.Четвертый проект. Индустрополитаризм
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ
 § 1.Августовская революция 1991 г.
 § 2.Сегодня
ПРИЛОЖЕНИЕ
 Трудности изучения российской истории
 Экзистенциальные и культурные доминанты социального познания

Введение
top

Этот текст в первоначальном варианте существовал в качестве приложения к нашей книге "Комментарии к материалистическому пониманию истории". Но в процессе размышления и написания выяснилось, что небольшой текст разрастается до размеров брошюры, и в итоге складывается целостное представление о логике исторического развития нашей страны. В силу этого обстоятельства мы посчитали необходимым опубликовать этот текст в качестве отдельной работы. К тому же нас побуждает и ряд дополнительных причин.

Во-первых, поскольку "Комментарии к материалистическому пониманию истории" адресованы философам и социальным теоретикам, существует опасность, что кусок по русской истории окажется вне внимания профессиональных историков и тех, кто интересуется историей нашего Отечества. Это нас не устраивает, поскольку мы рассматриваем нашу работу, как достаточно любопытную и полезную. Правда, эвристическая ценность нашей работы имеет несколько относительный характер. Если оценивать ее относительно позиции авторов серьезных и просвещенных, то наше продвижение в области понимания российской истории окажется достаточно скромным. Если же оценивать ее с позиции той мифологии, что царит в головах наших соотечественников (от нее не свободны и многие профессиональные историки), то положения, сформулированные в нашей работе, оказываются революционными и ошеломляющими. Таковы парадоксы того чудовищного разрыва между общественным мнением и зрелым научным знанием, который наблюдается ныне в российском обществе.

Во-вторых, в современной исторической науке, специализирующейся на российской истории, сегодня существует известный вакуум в области общего понимания сущности российской цивилизации. Концепции, сложившиеся в советское время, уже не столь авторитетны, взамен же их пока мало что создано. В итоге образовавшийся теоретический вакуум заполняется самым странным образом. Одни, официально отбросив марксистскую парадигму, контрабандно воспроизводят ее вновь, пусть и в ослабленном варианте. Другие пытаются структурировать фактический материал, не пользуясь вообще никакой концепцией, что в итоге порождает жуткую эклектику. Третьи же пытаются позаимствовать ту или иную концепцию из сфер вне науки, как-то: религия, политика, национализм, общественные мифы, что порождает мощнейшие искажения исторической истины. Соответственно, мы посчитали полезной нашу попытку внести свой вклад в разрешение этой проблемы.

Наш текст посвящен социально-философскому анализу российской истории. Иными словами, мы пытались, анализируя фактический материал, понять общую логику российской цивилизации. Очевидно, что наша работа оказывается на стыке социальной теории и исторической науки. Мы сочли возможным, будучи профессиональными социальными теоретиками, предпринять подобное исследование. И выражаем надежду, что возможные слабости нашей работы с точки зрения профессионального историка не будут строго осуждены.

Всякий социально-философский анализ опирается на то или иное направление. Наш социально-философский анализ российской истории исходит из социальной теории марксизма. Вернее сказать, социальной теории реформированного марксизма. Поясним. Марксизм как философская и социальная теория существует уже 150 лет – срок для научной концепции изрядный. Любая научная теория за этот срок должна существенно эволюционировать или, в худшем случае, погибнуть. Но современные марксисты пользуются всё тем же вариантом марксизма, который был в ходу в XIX в. Соответственно, в книге "Комментарии к материалистическому пониманию истории" мы предприняли попытку реформы социальной концепции марксизма с целью привести ее в соответствие с современными требованиями науки. Поскольку наша версия марксизма не является широко известной, мы посчитали необходимым предварить очерк о российской истории кратким изложением основных моментов социальной теории реформированного марксизма. При желании читатель может опустить эту главу и перейти непосредственно к изложению русской истории.


Об авторах
top
Сергей Никитович ЧУХЛЕБ

Кандидат философских наук. Окончил философский факультет МГУ им.М.В.Ломоносова, а также аспирантуру. В 1997 г. защитил кандидатскую диссертацию. В настоящее время – доцент кафедры общегуманитарных дисциплин Российской академии музыки им.Гнесиных.

Дмитрий Евгеньевич КРАСНЯНСКИЙ

Кандидат философских наук, доцент кафедры связей с общественностью МГТУ ГА. Окончил МГУ им.М.В.Ломоносова в 1996 г. Область научных интересов – проблемы общества, философия культуры, проблемы этноса и нации, феномены иллюзорного и массового сознания.