URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Куницын А.П. Энциклопедия прав: Изображение системы политических наук
Id: 113691
 
153 руб.

Энциклопедия прав: Изображение системы политических наук

URSS. 2010. 104 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-396-00205-0.

 Аннотация

Вниманию читателя предлагается книга выдающегося русского юриста А.П.Куницына (1783--1840), преподавателя Царскосельского лицея, лекции которого высоко ценил его ученик, великий поэт А.С.Пушкин. В книге излагается получивший широкую известность курс права, даются избранные части курсов политических наук и государственного управления. Эти работы представляют собой оригинальные философско-правовые сочинения, проникнутые прогрессивными просветительскими идеями, повлиявшими на развитие политических взглядов многих декабристов. В книгу также включен устав Союза благоденствия, второй после Союза спасения тайной революционной организации, в которой объединились будущие декабристы.

Книга будет интересна как профессиональным историкам, философам, политологам, правоведам, так и широкому кругу читателей, небезразличных к судьбам нашего Отечества.


 Оглавление

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПРАВ 

О РАЗДЕЛЕНИИ ПРАВА ЕСТЕСТВЕННОГО
О РАЗЛИЧИИ ПРАВА И НРАВОУЧЕНИЯ
ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ЧИСТОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО
УСЛОВНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО
ИЗОБРАЖЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ХОЗЯЙСТВО

Устав союза Благоденствия 

Вступление
 Всего зачал 8
Книга 1. Цель Союза Благоденствия
 Первая отрасль: человеколюбие
 Вторая отрасль: образование
 Третья отрасль: правосудие
 Четвертая отрасль: общественное хозяйство
 Всего зачал 11
Книга 2. Общие законы Союза Благоденствия
 Глава I.Качества принимаемых, общие обязанности и права членов
 Глава II.Принятие членов, награждения, пени и исключения
 Всего зачал 28
Книга 3. Образование Союза
 Глава I.Составление коренного союза
 Глава II.Образование управ
 Глава III.Управление управ
 Глава IV.Принятие
 Глава V.Вольные общества
 Глава VI.Должности чиновников и ход дел
 Всего зачал 70
Книга 4. Распределение занятий
 Отрасль первая: человеколюбие
 Отрасль вторая: образование
 Отд. I. Распространение правил нравственности
 Отд. II. Воспитание юношества
 Отд. III. Распространение познаний
 Отрасль третья: правосудие
 Отрасль четвертая: общественное хозяйство,
Книга 4. Распределение занятий
 Отрасль первая: человеколюбие
 Отрасль вторая: образование
 Отд. I. Распространение правил нравственности
 Отд. II. Воспитание юношества
 Отд. III. Распространение познаний
 Отрасль третья: правосудие
 Отрасль четвертая: общественное хозяйство

 Из главы "Изображение системы политических наук"

ВВЕДЕНИЕ

Государственные сведения должны состоять во взаимной связи между собою; ибо они относятся к одному и тому же предмету. Чтобы открыть таковую связь, должно обратить внимание на цель государства, при определении которой должно сообразоваться с общими началами права, не принимая в уважение положительных постановлений в устройстве государства; ибо первые проистекают из общего источника разума человеческого, следовательно сами себе противоречить не могут; между тем как последние зависят от случая, обстоятельств и нередко от частного произвола, а потому часто находятся в прямой противоположности и не соответствуют ни цели, для которой учреждается общество, или совершенно оной противны.

Чтобы определить цель государства, должно рассмотреть, во-первых, природу людей как членов оного; во-вторых, их взаимные отношения, как существ независимых.

Из сего рассмотрения явствует, что люди до вступления в государство находились в бедственном состоянии, ибо, по причине слабости своих сил, не могли защищать своих прав, ни усовершить своего состояния. Посему они согласились между собою учредить верховную власть и поручили оной право избирать и употреблять средства к их защите и благосостоянию.

Итак, круг государственных сведений разделяется на три главные части.
В 1-ой объясняется природа человека и права людей независимых.
Во 2-ой -- учреждение верховной власти, сообразное с целью государства.
В 3-ей -- средства, верховной властью избираемые для достижения цели государства.

ЧАСТЬ I

ГЛАВА 1

О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА

Человек имеет двоякую природу: чувственную и духовную. Чувственную природу человека изъясняет антропология, а духовную психология.

ГЛАВА II

О ВЗАИМНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ЛЮДЕЙ НЕЗАВИСИМЫХ

Человек, как существо разумное, имеет права и подлежит обязанностям. По своей чувственности он стремится к сохранению и услаждению бытия своего, избирает к тому средства и желает, чтоб в употреблении оных другие люди ему не препятствовали. Сие желание налагает на него самого обязанность не препятствовать другим людям в достижении предполагаемых ими целей; ибо другие люди суть также разумные существа и, подобно ему, желают достигнуть благополучия.

В уединенном состоянии человек может следовать одной только естественной свободе, т.е. он может исполнить все то, что приносит ему удовольствие. Но в состоянии общежития или прикосновения с подобными ему существами он может исполнять только то, что не вредит другим, ибо если бы он для достижения своих целей стал нарушать права других людей, то тем самым подал бы им повод поступать с ним таким же образом. Итак, от взаимного противодействия свободы естественной люди не могли бы жить вместе. Систематическое исследование условий, при которых общежитие между людьми независимыми существовать может, составляет науку права естественного.

ЧАСТЬ II

ГЛАВА I

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ

Общежитие людей равных между собой по правам и обязанностям, руководимых одними только внушениями рассудка или законами естественной справедливости, не могло существовать долго, по крайней мере, оно не было так выгодно, чтоб люди согласились остаться в оном навсегда. Опыт доказывает, что люди не внемлют рассудку и вредят друг другу, коль скоро нет силы, которая удерживала бы их от таковых покушений и заставляла поступать честно и справедливо. Конечно в естественном состоянии рассудок предоставляет человеку право принуждения, как средство для отвращения нападений со стороны других людей, но сие средство крайне недостаточно. Не каждый человек может пользоваться оным, ибо сила не всегда соответствует праву и часто бывает на стороне оскорбителя.

В состоянии вне-общественном не менее опасностей предстояло человеку со стороны несмысленной природы, которых он собственными силами отвратить был не в состоянии. Глад, жажда, вредные действия стихий, дикие звери и проч. суть опасные враги человека. Итак, он старался изыскать средства противу сих опасностей и к улучшению своего состояния. Опыт доказал впоследствии времени, что соединение с другими есть деятельнейшее средство для той и другой цели. Сие первое совокупление людей называется оборонительным союзом, societas defensoria. Договор, на котором оно основывается, заключает в себе два существенные условия: 1. Члены оборонительного союза дали взаимное обещание не вредить друг другу. 2. Каждое нападение на целое общество, на кого-либо из членов или каждую опасность отвращать соединенными силами.

Хотя по сему договору каждый обязан содействовать цели общества, но в оном нет условий, на которых должны быть избираемы средства. Никто из граждан не обязан следовать воле других в избрании оных, а потому если бы кто из сочленов захотел принудить других согласиться на избранные им средства, тот поступил бы против права. Для сего сочлены оборонительного союза принуждены были учредить верховную власть, которая избирала бы средства для достижения цели общества и приводила бы оные в действо. Здесь граждане независимые делаются подданными и состоят под законами верховной власти: но сие подданство не есть состояние кабалы. Люди, вступая в общество, желают свободы и благосостояния, а не рабства и нищеты; они подвергаются верховной власти на том только условии, чтобы оная избирала и употребляла средства для их безопасности и благосостояния; они предлагают свои силы в расположение общества, но с тем только, чтобы они обращены были на общую и, следовательно, также на их собственную пользу. Итак, цель, для которой постановляется своевластитель, определяет права и должности его самого и его подданных. Сие взаимное отношение верховной власти к подданным и подданных к верховной власти составляет науку права государственного (jus publicum).


 Об авторе

Александр Петрович КУНИЦЫН (1783--1840)

Выдающийся русский юрист. Родился в Кашинском уезде Тверской губернии, в семье священнослужителя. В 1807 г. окончил Главный педагогический институт в Санкт-Петербурге. Слушал курсы юриспруденции и дипломатии в Геттингенском и Гейдельбергском университетах (Германия), в Сорбонне. В 1811--1820 гг. преподавал в Царскосельском лицее нравственные и политические науки. В 1820 г. получил кафедру при Петербургском университете и должность начальника учебного отделения в дежурстве Пажеского и Кадетского корпусов, но в 1821 г. был уволен со всех постов за книгу "Право, естественное и публичное". С 1826 г. участвовал в составлении и напечатании полного свода законов. В 1838 г. стал председателем комитета по надзору за печатанием Полного собрания законов и директором Департамента духовных дел иностранного вероисповедания.

В курс наук, читавшийся А.П.Куницыным в Лицее, входили 12 предметов: логика, психология, этика, право естественное, право гражданское русское, право уголовное и т.д. В его трудах проводилась мысль о необходимости ограничения всякой власти, как общественной, так и родительской; иначе власть превращается в тиранию и несправедливость. Власть учреждается не в пользу властителей, а в пользу подданных; поэтому только власть, проявляемая в целях охраны прав и интересов населения, может быть признана властью законной и справедливой. 11 января 1835 года на одном из литературных вечеров ученик Куницына, великий русский поэт А.С.Пушкин, преподнес профессору свой труд -- "Историю Пугачева" с дарственной надписью: "Александру Петровичу Куницыну от Автора в знак глубокого уважения и благодарности".

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце