URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Тахтарев К.М. Очерки по истории первобытной культуры: Первобытное общество. С приложением глав о тотемизме и эксогамии
Id: 113677
 
231 руб.

Очерки по истории первобытной культуры: Первобытное общество. С приложением глав о тотемизме и эксогамии. Изд.5

URSS. 2010. 192 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-396-00204-3.

 Аннотация

Настоящая книга, написанная известным российским социологом и историком К.М.Тахтаревым (1871--1925), посвящена тотемическому "родовому обществу" австралийских аборигенов, их семейной жизни, религии, чудодейственным обрядам по обеспечению здоровья и умножения продовольствия, формам детской и юношеской социализации, первобытному праву и организации общественной власти. Главная задача автора --- воспроизвести с наибольшей точностью и наглядностью возможно более полную картину первобытного общества и его основных учреждений, что позволит проследить их дальнейшую эволюцию, говорящую о непрерывной смене общественных форм, о вечном развитии человечества.

Книга предназначена историкам, этнографам, социологам, культурологам, а также широкому кругу заинтересованных читателей.


 Оглавление

Предисловие автора
Предисловие к 4-му изданию
Введение
Глава I. Наиболее ранняя ступень общественного и культурного развития человека
Глава II. Бродячий образ жизни австралийцев
 A.Понятие о тотемической группе и племени
 Б.Повседневная бродячая и становищная жизнь австралийцев
 B.Обеспечение потребностей в продовольствии
 Г.Оружие, орудия и материалы. Открытие и изобретение. Способы приготовления пищи. Одежда
Глава III. Первобытный брак
Глава IV. Анимизм
Глава V. Чародейство, обеспечение здоровья и заботы о мертвых
Глава VI. Тотемизм и чудодейственные обряды умножения продовольствия
Глава VII. Детство и первые степени посвящения юношества
Глава VIII. Высшая степень посвящения
Глава IX. Организация общественной власти и порядок ведения общественных дел в тотемическом обществе
Глава X. Первобытное право. Суд и расправа у австралийцев
Глава XI. Общие соображения о степени культуры, характеризуемой тотемическим обществом
Глава XII. Родовое общество и начало истории
Приложение: Тотемизм и эксогамия

 Предисловие к третьему изданию

Со времени второго издания данной работы прошло уже десять лет. За это время заграницей появилось не мало новых научных исследований в области изучения наиболее ранних общественных форм вообще, и в области изучения человека ранних веков камня Австралии, в частности. За замечательными научными исследованиями Балдуина Спенсера и Фредерика Гиллена (The Native Tribes of Central Australia. London. 1899 и The Northern Tribes of Central Australia) последовал целый ряд работ других исследователей общественной жизни исчезающего на наших глазах первобытного человека Австралии. Из числа этих работ и исследований нельзя, конечно, не упомянуть трудов известного немецкого миссионера G.Strehlow'a (Die Aranda und Loritia-Staemme in Zentral Australia, Frankfurt am Main. 1907--1908 г), а также и трудов Leonhardi. Нельзя не упомянуть и научных работ Northcote W.Thomas'a (Native Tribes of Australia. London. 1906. Его же -- Kinship organisation and group marriage in Australia. Cambridge, University Press.), работ R.H.Mathews (The totemistic system in Australia и проч.). Таким образом, научное дело, начатое когда-то Альфредом Хауитом (Howitt) и Лоримером Файсоном (Fison), после трудов Балдуина Спенсера и Гиллена и новых трудов Хауита (A.W.Howitt -- The Native Tribes of South East Australia. London 1904) разрослось в целую особую область знания дородового тотемического общества. Эта область знания в последнее десятилетие обогатилась новейшими трудами Балдуина Спенсера и Фредерика Гиллена, распространившими свои исследования на другие территории Австралии (Spencer & Gillen-Across Australia. 2. vols, London 1912). Их же новейшая работа -- The Native Tribes of the Northern Territory of Australia, London, 1914. Все это, конечно, неизбежно отразилось на общем состоянии современной этнологии, а отчасти социологии (генетической), сравнительной истории права и общественных учреждений, как об этом весьма убедительно свидетельствуют многие работы Эмиля Дюркгейма, Колера, Фрэзера Ланга, Ван-Геннепа, Леви-Брюля, Краулэ и многих других ученых юристов, социологов, этнологов, фольклористов и проч. Попытка выяснить происхождение тотемизма и общественного строя австралийских племен привлекла к себе внимание многих ученых и одно время была предметом ожесточенных споров между представителями различных теорий, дававшихся в объяснение изучаемых явлений. Особенно поучителен был в данном отношении спор между Эмилем Дюркгеймом и Андру Лэнгом по поводу происхождения и самого характера австралийского тотемизма и тотемических групп. В этом споре приняли самое живое участие и другие видные ученые, например, Ван-Геннеп, полемизировавший с Андру Лэнгом по поводу австралийского тотемизма. Изучение общественной жизни людей ранних веков камня Австралии приобрело особо важный научный интерес и отразилось на более общих работах по изучению истории развития человеческого общества и самых различных общественных учреждений. Это очень сильно заметно в новейших работах J.G.Frazer 'a, в особенности на его многотомном труде -- Totemism and Exogamy. London. 1911. Впрочем, и его более ранний труд по сравнительному изучению чародейств и религии -- The Golden Bough. A study in Magic and Religion, -- в особенности в новых изданиях, очень многим обязан австралийским исследователям. То же самое можно сказать и про некоторые работы Kohler'a в Zeitschrift fuer vergleichende Rechts wissenschaft, Дюркгейма -- Les formes e'le'mentaires de la vie religieuse. Le syste'me tote'mique en Australie. Paris. 1912, Levy-Bruhl -- Les fonctions mentales dans les socie'te's inte'rieurs. Paris 1910. Van Gennep -- Totemise et methode comparative (Revue de l'Histoire des Religions. 1908), а также и про работы многих других авторов.

Новейшие научные исследования проливают не мало нового света на различные стороны общественной жизни первобытного человека Австралии, быт которого описан в издаваемом очерке. Однако, исследования эти не меняют сколько-нибудь существенно те выводы, которые были сделаны автором на основании прежних исследований. Новейшие данные скорее лишь еще более подтверждают их правильность. Вот почему автор, несмотря на невозможность иметь под руками новейшие работы и свое желание дополнить новыми научными данными свой очерк, считает возможным выпустить его новым изданием в почти неизмененном виде, уступая насущной потребности в книге, давно уже вышедшей из продажи, но продолжающейся требоваться на книжном рынке.

К.Т.
Петроград.
Апрель. 1922.

 Предисловие к четвертому изданию

Тот факт, что в течение года разошлось предыдущее издание "Очерков по истории культуры", отпечатанных в количестве 15.000 экземпляров, до известной степени свидетельствует о растущем, и во всяком случае, о неубывающем в массах русских читателей интересе к научным знаниям, в частности об интересе к истории человеческой культуры. Это обстоятельство побудило Государственное издательство приступить к новому изданию книги, требующейся на книжном рынке.

К сожалению, переобремененный другою работой, я не имел времени дополнить некоторые главы предыдущего издания новыми научными материалами и соответствующими научными выводами. Выпуская книгу вновь в ее прежнем виде, я считаю, однако, необходимым несколько исправить недостаток предыдущего издания особым приложением, касающимся вопросов эксогамии и тотемизма, изложенных более полно в моей новой работе, которая печатается в настоящее время Государственным издательством под названием "Сравнительная история человеческого общества и общественных форм".

Кроме того, я одновременно пользуюсь случаем, чтобы исправить другой пробел, который имеется в предисловии к предыдущему изданию. Я не отметил в нем той тяжелой и быть может непоправимой потери, которую понесла научная этнология, а следовательно и история первобытной культуры, благодаря смерти одного из самых выдающихся и самоотверженных представителей этой области знания. Я имею в виду смерть проф. Мельбурнского университета, замечательного австралийского ученого исследователя Балдуина Спенсера, который вместе со своим другом Фредериком Гилленом впервые раскрыл перед нами во всей ее полноте картину жизни наиболее первобытного человеческого общества, какое только доступно современным научным исследованиям. Известие о преждевременной смерти Балдуина Спенсера, умершего еще до окончания мировой войны, к сожалению, весьма запоздало. Но я все же предпочитаю сказать по этому поводу лучше поздно, чем никогда, как действительно об очень тяжелой потере для этнологии, генетической социологии и истории человеческой культуры.

Таких выдающихся и самоотверженных ученых исследователей наиболее ранних форм общественной жизни людей древнего каменного века, можно сказать, до появления Балдуина Спенсера мы не имели. Стоит вспомнить, что Балдуин Спенсер покинул свою кафедру в Мельбурнском университете, чтобы посвятить себя непосредственному изучению исчезающего на наших глазах первобытного общества палеолитического человека Австралии. Справедливость требует отметить, что в этом отношении он нашел себе не менее выдающегося помощника в лице своего друга Фредерика Гиллена, который прожил в среде туземцев Австралии более двадцати лет, приобретя своим сочувственным отношением к людям каменного века Австралии полное доверие с их стороны. Это обстоятельство в значительной степени облегчило Балдуину Спенсеру проникновение в их среду. Пользуясь прекрасною научною подготовкой, как в области этнологии, так и в области знания местных наречий, обладая всеми необходимыми научными средствами, Балдуин Спенсер явился в среду первобытного человека Австралии во всеоружии новейшей науки, одушевленный стремлением проникнуть в тайны жизни первобытного тотемического общества. И это ему удалось. Оба исследователя сумели так сжиться с людьми, в среду которых они вошли, сумели внушить к себе такое доверие, что были приняты в число полноправных членов австралийских племен и были посвящены во все наиболее сокровенные тайны первобытного тотемического общества, даже такие, которые очень часто остаются запретными и неизвестными многим его членам, не показавшим себя в достаточной степени достойными, чтобы быть посвященными в эти тайны старейшими. Оба исследователя, можно сказать, до известной степени жили продолжительное время одною жизнью с людьми каменного века Австралии, присутствуя при выполнении самых таинственных их обрядов, непосредственно наблюдая самые интимные стороны их жизни и отношения. Плодом их непосредственного участия в общественной жизни палеолитического человека Австралии явились замечательные открытия, которые пролили яркий свет на наиболее первобытную ступень развития человечества, какую только мы можем изучать в настоящее время. Исследования Балдуина Спенсера и Фредерика Гиллена более чем раскрыли перед нами картину жизни первобытного тотемического общества во всей ее полноте. Они его обессмертили. Сфотографированное ими, оно будет жить вечно в представлениях будущих поколений цивилизованного человека, когда уже исчезнет с лица земли последний представитель первобытного человека Австралии. Будущие поколения смогут не только видеть перед своими глазами живые картины из жизни палеолитического человека Австралии, воспроизводимые с помощью кинематографической ленты, которою воспользовались австралийские исследователи, но и услышать его речь, воспроизводимую с помощью фонографической пластинки.

Балдуин Спенсер умер. Но не умерло дело, которое было начато Льюасом Морганом, Мак-Леппаном, Эдуардом Таилором, Лоримером Файсоном, Альфредом Хауитом, которое нашло себе выдающихся продолжателей в лице Балдуина Спенсера и Фредерика Гиллена, научные исследования которых дали наиболее ценный материал для издаваемой книги.

К.Т.
18 Октября 1923 г.

 Об авторе

Константин Михайлович ТАХТАРЕВ (1871--1925)

Известный отечественный социолог и историк, один из первых преподавателей социологии в России. Родился в Санкт-Петербурге, в семье профессора практической механики Артиллерийской академии. Учился на естественном отделении Санкт-Петербургского университета и в Военно-медицинской академии. Со студенческих лет был членом организованного В.И.Лениным "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". В 1897 г. выехал за границу, где включился в работу руководимой Г.В.Плехановым "Группы освобождения труда". Тогда же начал посещать лекции М.М.Ковалевского в Новом университете в Брюсселе. В 1903--1905 гг. читал курс лекций по генетической социологии в Русской высшей школе. В 1907 г. вернулся в Петербург, где читал лекции по социологии в Психоневрологическом институте и на Высших курсах Лесгафта. До 1918 г. возглавлял кафедру теоретической социологии в Петроградском университете; позже преподавал на кафедре социологии факультета общественных наук Петроградского университета.

Преподавание социологии, как главное направление профессиональной деятельности, наложило отпечаток и на исследовательскую работу К.М.Тахтарева. В книге "Наука об общественной жизни, ее явлениях, их соотношениях и закономерностях" (1919) он представил свою "систему социологии". Ее центральными понятиями были: взаимодействие (общение), солидарность, сотрудничество, конфликт, разделение труда, расслоение общества, институты, власть, личность, творчество, цели, потребности, прогресс и закономерности общественных явлений. Книга "Очерки по истории первобытной культуры", впервые вышедшая в 1907 г., получила широкую популярность и неоднократно переиздавалась.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце