URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Чудинов Э.М. Природа научной истины
Id: 113675
 
263 руб.

Природа научной истины. Изд.2

URSS. 2010. 312 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-01376-5.

 Аннотация

Настоящая книга, написанная доктором философских наук Э.М.Чудиновым, посвящена изучению природы научной истины, а также тех ее проблем, которые возникают в ходе развития науки. В первых двух главах рассмотрены общие вопросы --- сущность истины и ее критерий. Последующие три главы посвящены менее общим, но методологически важным проблемам истины, возникающим в связи с развитием физико-математического знания: проблеме априорного элемента научного знания, совместимости активности субъекта с объективностью истины, преемственности в развитии физического знания, диалектике истины и заблуждения. Автор показывает, что проблемы научной истины могут быть рационально поняты и объяснены лишь на основе научной методологии диалектического материализма.

Книга адресована научным работникам, преподавателям, аспирантам и студентам различных специальностей, а также всем интересующимся методологическими проблемами науки.


 Оглавление

Предисловие

Глава I. СУЩНОСТЬ ИСТИНЫ

§ 1. Классическая концепция истины, ее проблемы и альтернативы
 1.1. Что такое истина?
 1.2. Классическая концепция истины
 1.3. Проблемы классической концепции
 1.4. Когерентная концепция истины
 1.5. Прагматическая концепция истины
 1.6. Семантическая теория истины Тарского
§ 2. Диалектико-материалистическая концепция истины
 2.1. Классическая концепция истины и диалектический материализм
 2.2. Объективность истины
 2.3. Относительность и абсолютность истины
§ 3. Специфика научной истины
 3.1. Наука и истина
 3.2. Системность и проверяемость как признаки научной истины

Глава II. В ПОИСКАХ КРИТЕРИЯ ИСТИНЫ

§ 1. Проблема критерия научной истины
 1.1. Философские аспекты проблемы критерия истины
 1.2. Гипотетико-дедуктивная структура теории и эмпирическое подтверждение
§ 2. Логическая теория подтверждения
 2.1. Логический подход к проблеме подтверждения и парадокс подтверждения
 2.2. Подтверждение и вероятность
 2.3. Негативная подтверждаемость Поппера
 2.4. Неполнота эмпирического базиса научной теории и проблема неэмпирического критерия истины
§ 3. Исторические теории подтверждения
 3.1. Необходимость учета исторического ингредиента в процедуре подтверждения
 3.2. Теории ad hoc
 3.3. Новые факты и типы исторических теорий подтверждения
 3.4. Решают ли исторические теории подтверждения проблему критерия истины?
§ 4. Проблема нейтральности фактов и тезис Куна--Фейерабенда
 4.1. Зависимость фактов от проверяемой теории
 4.2. Тезис Куна--Фейерабенда
 4.3. Рациональное и иррациональное в тезисе Куна--Фейерабенда
§ 5. Практика как критерий истины
 5.1. Необходимость выхода за рамки знания
 5.2. Функционирование практики как критерия истины
 5.3. Различия марксистского и прагматического понимания критерия истины
 5.4. Диалектический материализм и теории подтверждения

Глава III. СУЩЕСТВУЮТ ЛИ АПРИОРНЫЕ ИСТИНЫ?

§ 1. Истоки разделения научных истин на эмпирические и априорные
 1.1. Бэкон и Декарт
 1.2. Локк и Лейбниц
 1.3. Юм
 1.4. Кант
§ 2. Априоризм или конвенционализм?
 2.1. Проблема априорных истин в неопозитивистской философии
 2.2. Критика Куайном неопозитивистского учения об априорных истинах
 2.3. Д-тезис
 2.4. Несостоятельность дилеммы "априоризм или конвенционализм"
§ 3. Проблема эмпирического обоснования геометрии
 3.1. Геометрия и априоризм
 3.2. Конвенционализм и априоризм Пуанкаре
 3.3. Тезис сепаратной эмпирической проверки геометрии и его несостоятельность
 3.4. Геохронометрический конвенционализм
 3.5. Системность физического знания и эмпирическое обоснование физической геометрии
§ 4. Об эмпирических основаниях методологических принципов физики
 4.1. Методологические принципы физики и их нормативная интерпретация
 4.2. Несостоятельность априористской трактовки методологических принципов

Глава IV. АКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТА И ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОСТИ ИСТИНЫ

§ 1. Наблюдатель в современной физике и проблема объективного описания природы
 1.1. Миф об особой роли наблюдателя в современной физике
 1.2. Наблюдатель и специальная теория относительности
 1.3. Наблюдатель и квантовая механика
§ 2. Теоретизированный мир и объективная истина
 2.1. Концептуализация предмета познания и теоретизированный мир
 2.2. Необходимость теоретизированного мира
 2.3. Теоретизироваиный мир и проблема реальности
 2.4. Истина и теоретизированный мир
§ 3. Истина и эквивалентные описания
 3.1. Что такое эквивалентные описания?
 3.2. Парадокс альтернативных онтологий
 3.3. Неопозитивистское решение парадокса альтернативных онтологий и его несостоятельность
 3.4. Тождество и различие эквивалентных описаний
 3.5. Дивергенция эквивалентных описаний
 3.6. Гносеологические функции эквивалентных описаний

Глава V. ДИАЛЕКТИКА РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ИСТИНЫ

§ 1. Изменение и сохранение в развитии научного знания
 1.1. Несостоятельность финитистской трактовки развития науки
 1.2. Научные революции и проблема преемственности
 1.3. Преемственность и абсолютность истины
 1.4. Принцип соответствия и релятивизм Куна
§ 2. Истина и заблуждение
 2.1. Научное познание и заблуждение
 2.2. О познавательной функции заблуждений
 2.3. Заблуждения в структуре относительной истины
 2.4. Диалектика истины и заблуждения и теория правдоподобия К. Поппера
Заключение

 Предисловие

Трудно найти проблему, которая обладала бы такой же притягательностью, как проблема истины. И это не случайно. Истина является целью всей познавательной деятельности человека. Для философа, изучающего структуру познания, она представляет особый интерес. Истина в философии выступает не только как цель познания, но и как предмет исследования.

Специального философского исследования заслуживает научная истина, которая имеет свою специфику, отличающую ее от истин, полученных на основе обыденного познания. О научной истине недостаточно сказать, что она есть знание, соответствующее действительности. Это -- знание, соответствующее фундаментальным аспектам действительности, приведенное в систему посредством теорий и получившее строгое обоснование в смысле того эталона строгости, который принят в данной науке на данном этапе ее исторического развития.

Понятие истины выражает самую сущность науки. Без нее нельзя понять структуру, динамику развития и цель научного познания. Стремление к знанию, соответствующему объективному миру, составляет важный мотив деятельности ученых. В этом сказывается стихийная приверженность ученых материализму, который имманентен науке и без которого научная деятельность, по существу, невозможна.

Философы уже давно пытались найти адекватный образ научного познания как процесса формирования научных истин. Однако все попытки решить эту проблему, предпринятые домарксистской философией, в целом оказались неудачными. Одним из камней преткновения на пути ее решения было противопоставление активности субъекта и возможности выработки им знания, соответствующего объективному миру. Представители домарксовского материализма придерживались взгляда, согласно которому истина как соответствие знаний действительности может быть достигнута только путем элиминации активности субъекта. Но такого рода представление не соответствовало науке. Напротив, идеалистическая философия стремилась учесть элемент активности субъекта. Однако это приводило к отказу от концепции истины как соответствия знаний действительности, т.е. той концепции, которая лежала в основе научного познания.

В современной буржуазной философии большое внимание проблемам научной истины уделяет неопозитивизм. Неопозитивизм всегда претендовал на монопольное право исследования науки. Однако, несмотря на то, что некоторые его представители, будучи крупными логиками, внесли определенный вклад в исследование формальнологических аспектов научного знания, неопозитивизм как философская доктрина оказался неприемлемым для науки. Эта доктрина, по существу, отказывается от рассмотрения научной истины как соответствия объективному миру. Она проводит жесткое разделение научных истин на эмпирические и логические, сводя первые к опытной подтверждаемости и рассматривая вторые как конвенциональные, не зависящие от опыта, а потому и априорные конструкции.

Неадекватность неопозитивизма современной науке вызвала его критику со стороны ряда западных философов -- У.Куайна, Т.Куна, П.Фейерабенда, И.Лакатоса и др. Однако эти критики, правильно подмечая некоторые недостатки неопозитивизма, не дали удовлетворительного решения тех проблем, которые послужили для него камнем преткновения. Это особенно характерно для трактовки вопроса об истине, предложенной представителями так называемого социально-психологического направления (Кун, Фейерабенд). В противовес неопозитивистской трактовке научной истины как эмпирической подтверждаемости они предложили вообще аннулировать понятие научной истины, исключив его из системы научного знания. Особые нападки с их стороны вызывало понятие объективности истины. Вероятно, не будет преувеличением сказать, что в вопросе об истине эти критики неопозитивизма сделали шаг назад.

Неспособность ведущих направлений в современной буржуазной философии науки дать удовлетворительное решение проблемы научной истины вызывает у некоторых ее представителей сомнение в том, что эти проблемы могут быть решены философскими средствами. Так, американский философ Р.Соломон считает, что философская теория истины вообще не имеет дела с реальными проблемами научной истины. "Ошибочно думать, -- пишет он, -- что мы имеем дело с проблемой истины, которую различные теории истины пытались решить. Этой проблемы вообще не существует; существуют только теории истины, неадекватность которых и порождает затруднения ". Философская теория истины, по мнению Р.Соломона, развивается исключительно на собственной основе. Что же касается научной истины, то эта проблема порождена недостатками философских теорий, их неспособностью дать адекватную интерпретацию современной науки. В связи с этим Р.Соломон предлагает следующий критерий адекватности философской теории истины: "Удовлетворительная философская теория истины преодолевает все недостатки других теорий, не добавляя при этом новых, своих собственных недостатков".

Нельзя сказать, что вышеизложенная точка зрения совершенно беспочвенна. Существуют такие проблемы философской теории научной истины, которые являются результатом ее внутреннего развития. Они обусловлены тем, что не все философские теории способны осмыслить процесс научного познания, сущность научной истины. Поэтому перед философией возникает проблема преодоления этих недостатков и выработки более строгой интерпретации научного процесса. Однако точка зрения Р.Соломона в общем несостоятельна. Она справедлива лишь применительно к неадекватным концепциям истины, существовавшим в домарксистской и существующим в современной буржуазной философии. Но неадекватность не лежит в самой природе философского подхода к истине.

Проблемы научной истины получают свое адекватное решение в рамках теории познания диалектического материализма. Диалектический материализм является, по существу, единственной философией, чьи ответы на проблемы, поставленные современной наукой, соответствуют духу этой науки и оказывают стимулирующее влияние на ее развитие.

Истина многоаспектна. Она может быть рассмотрена с различных точек зрения -- логической, социологической, гносеологической. В настоящей работе предпринимается попытка гносеологического анализа научной истины с учетом ее специфической проблематики. При этом автор задается целью не столько дать описание научной истины, ее структуры, формы, сколько выявить проблемы истины, которые поставлены самим ходом научного познания. Характеристика сущности научной истины проводится на фоне этих проблем.

Природа научной истины рассматривается в книге на естественнонаучном, главным образом физическом, материале. Крен в сторону физических наук отчасти объясняется желанием автора несколько сузить тему и придать ей большую определенность. Однако главное соображение, положенное в основу такой направленности книги, носит все же не методический, а концептуальный характер. Оно стимулируется тем огромным значением, которое имеет физика в постановке проблем научной истины.

Роль физики в развитии теории познания, учения об истине была подчеркнута В.И.Лениным в работе "Материализм и эмпириокритицизм". В.И.Ленин показал, что революция в физике, которая произошла на рубеже XIX--XX вв., имеет принципиальное значение не только для выработки более адекватной физической картины мира, но и для дальнейшего развития философских категорий, в том числе таких, как понятия объективной, относительной и абсолютной истины. Ленинская оценка роли физики в развитии марксистской философии полностью сохраняет свое значение и в наши дни.

Но физика не только дает материал, служащий основой для развития философии, ее категорий. Она оказывает на нее стимулирующее влияние и постановкой гносеологических проблем. Так, современная физика поставила следующие проблемы, касающиеся природы научной истины:

1. Современные физические теории характеризуются фундаментальностью и высокой степенью общности. Эта их особенность приводит к постановке вопроса о формах проверки их истинности и их обосновании. Могут ли теории, являясь универсальными, быть проверенными на основе ограниченного числа эмпирических данных? Требуется ли для установления их истинности обращение к неэмпирическим соображениям, и если да, то не приводит ли это к восстановлению априоризма, несостоятельность которого была доказана всем предыдущим развитием философии и науки?

2. Широкое применение математических методов в физике обусловливает рост ее абстрактности. Это в значительной мере усложняет характер взаимоотношения между высказываниями о мире и самим объективным миром и приводит к постановке нетривиальной проблемы объективной истинности физических знаний. Современные физики так же, как и физики всех времен, убеждены в том, что их наука является отражением объективного мира. Однако утверждения современной физики непосредственно соотносятся не с объективным миром, а с теоретическими объектами, которые не всегда допускают прямую эмпирическую интерпретацию. Могут ли тогда утверждения теории об этих объектах выступать в качестве утверждений о самом объективном мире?

3. В физике известны случаи, когда одна и та же теория формулируется на разных языках. Эти формулировки могут опираться на один и тот же эмпирический базис. Однако, поскольку теоретические объекты несут на себе онтологическую нагрузку, указанным формулировкам соответствуют различные картины реальности. Существуют ли тогда основания считать, что одно из описаний представляет собой более глубокую истину, чем другое, или же они являются лишь различными лингвистическими выражениями одной и той же истины?

4. В период научной революции происходит смена физических теорий. Между формальными аппаратами этих теорий существует взаимосвязь, определяемая принципом соответствия: старая теория является предельным случаем новой. Однако, несмотря на наличие формального предельного перехода, возникают методологические и концептуальные трудности в сравнении теоретических понятий и объектов. Конечно, сама по себе смена теорий представляет собой процесс углубления нашего знания о мире, который предполагает существование преемственности. Однако возникает вопрос: как сочетать это с резкими различиями в картинах мира, создаваемых на основе различных теорий?

Имеется и еще одна важная причина, вынуждающая уделять особое внимание физике даже в том случае, когда проблема научной истины рассматривается в общей, а не в специфической, характерной для данной науки форме. Она связана с тем, что основные оппоненты диалектического материализма по вопросу об истине -- неопозитивизм и постпозитивизм -- так или иначе пытаются опереться на достижения современной физики. И здесь современная ситуация напоминает ту, которая сложилась в период написания В.И.Лениным книги "Материализм и эмпириокритицизм". В.И.Ленин указывал, что невозможно разоблачать махизм, не раскрывая его связи с Процессами, происходившими в физике. Он, в частности, писал: "...нельзя взять в руки литературы махизма или о махизме, чтобы не встретить претенциозных ссылок на новую физику, которая-де опровергла материализм и т.д. и т.п. Основательны ли эти ссылки, вопрос другой, но связь новой физики или, вернее, определенной школы в новой физике с махизмом и другими разновидностями современной идеалистической философии не подлежит ни малейшему сомнению. Разбирать махизм, игнорируя эту связь, -- как делает Плеханов, -- значит издеваться над духом диалектического материализма..." Эти слова В.И.Ленина в полной мере справедливы и сегодня. Невозможно дать аргументированную критику неопозитивистских и других концепций истины, не обращаясь к их источнику -- к гносеологическим трудностям, с которыми столкнулась современная физика.

Несколько слов о структуре книги и методе изложения материала. В первых двух главах рассмотрены общие вопросы -- сущность истины и ее критерий. Последующие три главы посвящены менее общим, но методологически важным проблемам истины, возникающим в связи с развитием физико-математического знания, -- проблеме априорного элемента научного знания, совместимости активности субъекта с объективностью истины, преемственности в развитии физического знания, диалектике истины и заблуждения.

Метод изложения, применяемый в книге, несет на себе отпечаток опыта лекционной работы автора -- чтения проблемных лекций для студентов и аспирантов Московского физико-технического института. При рассмотрении той или иной проблемы мы не спешим с формулировкой окончательного результата, а стремимся показать динамику развития проблемы и воссоздать картину поисков ее решения. Этот метод связан с определенными издержками. Он требует предварительных определений, которые заведомо неточны и требуют улучшения. Однако, как показал опыт преподавательской работы, этот метод способствует лучшему усвоению теоретического материала. Автор надеется, что он будет служить и более глубокому пониманию проблем, рассматриваемых в данной книге.

В книге использованы материалы некоторых статей автора, опубликованных в коллективных трудах Института философии АН СССР, спецкурсов, прочитанных в Московском физико-техническом институте, а также теоретических докладов, сделанных на философских конференциях и симпозиумах.

Автор благодарит всех принявших участие в обсуждении книги и высказавших в ее адрес конструктивные замечания.


 Об авторе

Энгельс Матвеевич ЧУДИНОВ (1930--1980)

Доктор философских наук, профессор, специалист по философским вопросам физики. В 1951 г. окончил философский, а в 1953 г. -- физический факультет Ленинградского государственного университета. В 1955 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1968 г. -- докторскую. В 1955--1966 гг. преподавал философию в Бирском педагогическом институте и Уфимском авиационном институте (Башкортостан). С 1966 г. работал на кафедре философии Московского физико-технического института, с 1970 г. -- заведующий кафедрой.

Э.М.Чудинов -- автор нескольких книг, в числе которых "Пространство и время в современной физике" (М., 1969), "Философские проблемы современного естествознания" (М., 1974; совм. с В.С.Готтом и В.С.Тюхтиным), "Теория относительности и философия" (М., 1974), "Нить Ариадны: Философские ориентиры науки" (М., 1979), а также множества научных статей в журналах и сборниках.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце