Введение..........................3 Часть I. Концептуальные основы философской пропедевтики..........9 Глава I. Философская пропедевтика: историко-философский обзор......11 1. Приоритеты философской пропедевтики: концепции западной философии.........................................11 2. Философская пропедевтика в российском образовательном пространстве.............................................34 2.1. Философская пропедевтика в дореволюционной России................................................................................34 2.2. Пропедевтика философских знаний в советский период................................................................................36 2.3. Курс логики в школе..................................................39 3. Какой должна быть философия в школе: проблемы методологии...........................................................................41 Глава П. Философская пропедевтика в системе образования.........47 1. Философия и педагогика...................................................47 1.1. Философия как основа педагогики...........................50 1.2. Специфика философского образования...................52 2. Философское знание — личностное знание....................58 2.1. Философское самовыражение и философское понимание.........................................................................60 2.2. Философская пропедевтика и развивающее обучение... 64 2.3. Принципы философской пропедевтики...................66 3. Философская пропедевтика в системе НИТ.....................71 Глава III. Философия как школьный предмет................................79 1.Философская пропедевтика в системе среднего образования Франции («классическая модель»).................79 2. Философская пропедевтика в системе среднего образования США(«проблемно-деятельностная модель»)................86 Часть II. Путь в философию: предпосылки философской рефлексии........................ 99 Глава I. Философия как способ самопознания.............................101 1. Обыденное представление о философии.......................101 2. Философия и методология..............................................106 3. Философия и философствование...................................108 3.1. Признаки и источники философствования............110 3.2. Типы философствования.........................................112 3.3. Способы философствования...................................114
4. Психология философствования......................................116
Глава II. Философская культура мышления.................................127
1. Современная философская культура: основные характеристики....................................................................127
2. Встречи со смыслом: «трансцендентальная дидактика»... 129
3. Философская коммуникация..........................................131
4. Философская рефлексия и логотерапия.........................133
Глава III. Обучение философствованию......................................143
1. Философия и ребенок......................................................143
1.1. Педагогические задачи философской пропедевтики..................................................................146
1.2. Навыки критического мышления и «детский реализм».. 149
2. Обоснование идеи непрерывного философского образования.........................................................................156
3. Становление навыков философской аргументации.........158
3.1. Способы философской аргументации.......................160
3.2. Философский диалог и диалогизм мышления........163
Часть III. Рефлексивная модель усвоения философского знания............165
Глава I. Средства обучения философствованию...........................167
1. Право интеллектуального самовыражения....................168
2. Диалогизм........................................................................171
2.1. Технология ведения философского диалога...........176
2.2. Примерная модель развития философского диалога... 180
3. Принцип сосуществования и соразвития.......................183
4. Философские исповеди...................................................189
Глава II. Философствование как исследование............................195
1. Рефлексивные знания.....................................................195
2. Процедуры рефлексивной мыследеятельности
и методологическое мышление..........................................203
3. Психология мыследеятельности.....................................209
Глава III. Рефлексивная модель философской пропедевтики..............213
1. Философствование с опорой на личностный опыт........213
2. Формирование навыков критического мышления
и когнитивного поведения..................................................226
3. Управление философствованием....................................231
Заключение.........................................................236
Библиография...........................................................236
|